|
|
Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
10
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка,
называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много
милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который
вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел
отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море;
он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из
своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около
шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли,
он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы
большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и
птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или
нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не
почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он
видел, - вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона,
остановились у ворот,
18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?
19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три
человека ищут тебя;
20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот,
которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога,
одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление
призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с
ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав
родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам
его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или
сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни
одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для
какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в
девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой
одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои
воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в
доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы
предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса
Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после
крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил,
благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с
Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в
Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые
с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть
определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит
прощение грехов именем Его.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех,
слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар
Святого Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр
сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили
Святого Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его
пробыть у них несколько дней.
Корнилий сотник, явление ему Ангела и посольство к Петру (1-8). Видение
Петрово и встреча с посланными Корнилия (9-22). Путешествие Петра к
Корнилию, проповедь в доме его, сошествие Св. Духа на слушателей и
крещение (23-48).
1 В Кесарии - см. VIII:40, прим.
Из полка, называемом Италийским..., т. е. полка из пригородных италийцев,
в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была
резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял
особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных
и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный
римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским
прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно-благочестивой
настроенности (ср. ст. 28, 34 и до XI:1, 18; XV:7). Приобщение такого
человека к Церкви Христовой, притом непосредственно, без всякого
посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, было событием
великой важности, эпохою в истории апостольской Церкви. На эту особую
важность события первого обращения ко Христу язычника указывает и то,
что оно совершается при посредстве первого Апостола Христова - Петра,
нарочито призываемого Богом из другого города, хотя в Кесарии находился
в это время известный благовестник и креститель эфиопского вельможи -
Филипп.
2 "Боящийся Бога... молившийся Богу..." Эти выражения показывают, что
Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно,
узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил
по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и
независимо от форм еврейского Богопочитания.
3 "В видении ясно видел..." - eiden en oramati fanerwV... - "виде в
видении яве..." - очевидно, в бодрственном состоянии, а не во сне (Злат.
). Эта было около девятого часа дня (= 3 час. пополудни), обычного у
евреев часа молитвы, когда и Корнилий молился, постившись до сего часа
(ст. 30).
4 "Испугавшись..."
Св. Златоуст хорошо объясняет этот испуг Корнилия: "видение произвело в
нем страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным;
потом слова Ангела рассеяли этот страх, или лучше - заключающаяся в них
похвала смягчила неприятное чувство страха..."
"Пришли на память пред Богом..." - человекообразное выражение
благоволения Божия к Корнилию за его молитвы и благотворения.
6 "Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой..." -
слав. : "той речет тебе глаголы, в них же спасешься ты и весь дом
твой...", греч. текст совершенно иначе: outoV lalhsei soi ti se dei
poiein, т. е. он скажет тебе, что тебе нужно делать. Этим указывается
недостаточность добрых дел и благочестия - самих по себе: нужно еще
освящение их верою во Христа-Спасителя, которая сообщает и цену, и
основательность доброму настроению человека.
7 "Двоих из своих слуг..." - duo twn oiketwn autou..., собственно -
домочадцев, вероятно - более близких к господину дома, нежели простые
рабы, и отличавшихся тою же богобоязненностью, как и сам Корнилий (ст.
2).
8 "Рассказав им все..." - для того, конечно, чтобы они рассказали Петру
и убедили отравиться вместе с ними к их господину (22 ст. ). "Все
рассказал, чтобы тем побудить его (Петра) прийти к нему, потому что он
считал делом неприличным звать его в силу своего авторитета, потому-то и
рассказал..." (Феофил. ).
9-10 "На другой день... около шестого часа..." - от Кесарии до Иоппии
около 40-45 верст. Посланные Корнилием после 9 часа (после 3 час.
вечера, ст. 3) и, вероятно, отправившиеся в тот же день вечером - могли
прибыть в Иоппию на другой день к полудню (около шестого часа).
"Взошел на верх дома помолиться..." Плоские крыши домов на Востоке
являются весьма удобным местом для молитвы. Сюда взошел и Петр для
молитвы в урочный час.
"Пришел в исступление" - epepesen ep auton ekstasiV... - точнее слав. :
"нападе нан ужас..." - напал на него экстаз - такое состояние, когда
"человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный"
(Феофил., ср. Злат. ).
12 "В нем находились всякие четвероногие земные..." - panta ta tetrapoda
thV ghV... - точнее слав. : "вся четвероногая земли...", все
четвероногие, и т. д. По справедливому замечанию одного из толкователей:
"Созерцание сие нельзя измерять человеческим способом, ибо экстаз
даровал Петру иные очи..."
13 "Встань, Петр, заколи и ешь..." - anastaV Petre, quson kai fage... -
точнее слав. : "восстав Петре, заколи и яждь!" "Встав, Петр, заколи и
ешь!..." Деепричастие здесь означает возбуждение к повелеваемому
действию (как выше, IX:11, 39 и др. ), не имея самостоятельного смысла
наравне с двумя дальнейшими глаголами.
"Заколи и ешь!.. " Видение приспособляется к ощущаемому Петром голоду и
предлагает самое обычное приготовление пищи, лишь при необычности
предмета потребления. Хотя в спустившемся полотне Петр мог найти и
животных чистых, употребляемых в пищу, однако он отвечает на приглашение
сильным огульным отрицанием - mhsamwV Kurie - никакоже, Господи! - ни за
что, ни в каком случае! Он отвечает так ввиду того необычайного для него
безразличия, с каким голос относится к запрещенным для употребления по
закону нечистым животным, а имеет в виду именно этих последних.
14 Так как голос шел из отверстого неба, то Петр отвечает ему привычным
обращением "Господи!", ощущая сердцем, что видение исходило именно от
Господа Иисуса Христа.
Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в
полотне, символически представляли все человечество: чистые животные
означали народ еврейский, нечистые - язычников. Крестною смертью Христа
Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано
очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и
должны войти в Церковь Христову, Царство Мессии, идеально чуждое всякой
скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца
Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и
вступления их в Церковь Христову не требуется никакого посредства
иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства
временный преходящий характер. Право на означенное вступление дается
исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия.
16 "Сие, - т. е. видение с беседою к Петру, - было трижды..." - в знак
несомненной истинности виденного и слышанного к для уверения Петра в
непреложности Божественного определения о сем. "И сосуд опять поднялся
на небо..." - в чистую и святую область, где и нечистое стало чистым и
соблюдается таковым у Бога, вместе с тем, что всегда было чистым.
17 "Петр недоумевал в себе..." Петр не сразу понял смысл видения, но
таковое тотчас же начало выясняться дальнейшими событиями.
18 "Крикнув спросили..." - из повествования не видно, чтобы Петр слышал
этот возглас. Далее говорится, что о посланных Корнилия ему возвестил
Дух, т. е. Святый, новым внутренним непосредственным творением.
20 "Встань, сойди и иди..." AnastaV katabhqi kai poreuou...", "восстав
сниди, иди..." см. выше, к 13 ст.
"Нимало не сомневаясь..." - mhden diakri nomenoV... - "ничтоже
рассуждая..." - нисколько не задумываясь... Это предусмотрительное
предупреждение делается ввиду известных строгих взглядов апостола,
которые должны были поставить его в затруднение, последовать ли
приглашению его к язычникам, общение с коими возбранялось иудейским
Законом (ст. 28)?
21 "За каким делом вы пришли?.. " Опять неточность русского перевода и
предпочтительная верность подлиннику текста славянского - "кая есть
вина, ее же ради приидосте?" - tiV h aitia, di hn pareste... - какая
причина, или какое дело, по которому вы прибыли?
22 "Одобряемый всем народом иудейским...", на который, очевидно, падала
значительная доля милостей доброго Корнилия, подобного в этом отношении
другому известному евангельскому Капернаумскому сотнику.
"Послушать речей твоих..." - akousai rhmata para sou..." - "слышати
глаголы от тебе..." - выслушать от тебя речи, т. е. твою проповедь,
которая должна научить меня, что надлежит мне сделать для спасения.
23-24 "Некоторые из братий Иоппийских..." - т. е. из верующих г. Иоппии
числом шесть, как видно из дальнейшего (XI:12).
Петр угощает посланных Корнилия, как нуждавшихся в отдыхе, и
отправляется с ними лишь на другой день, вероятно, не рано, ибо в
Кесарию они приходят лишь на следующий день, четвертый со дня видения,
бывшего Корнилию (ст. 30).
"Созвав родственников своих и близких друзей", составивших целое
довольно значительное общество (27 ст. ) людей, единомышленных с
Корнилием, и вполне готовых вместе с этим уверовать во Христа по слову
Петра. Это было первое общество чистых язычников, присоединившихся к
христианству без всякого посредства иудейских культовых учреждений.
26 Петр отстраняет преклонение пред ним Корнилия не только по смирению,
но и уловив в этом преклонении почесть, воздаваемую Корнилием Петру, как
какому-то воплощению высшей силы, что было так свойственно языческим
представлениям о богах в образе человеческом (XIV:11).
28 О возбранении еврею сообщаться с иноплеменником (= язычником) в
законе Моисеевом, собственно, не говорится; это - мелочная строгость
позднейшего раввинства, под влиянием фарисейства, развившего до такой
щепетильности идею святости избранного народа. Благодаря известному
влиянию фарисейских воззрений на народ, означенный взгляд на отношения к
язычникам немедленно получил значение общего обычая и твердо
установившегося правила - закона, что отражается и в образе действий
первоверховного из апостолов.
"Чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым..." - в
смысле вышеуказанных фарисейских воззрений и в смысле неспособности
верою во Христа очищаться и освящаться, самостоятельно от иудейства и в
одинаковой степени с ним.
29 "Итак спрашиваю, для какого дела вы призвали меня?" Петр отчасти уже
слышал о цели его призвания. Теперь еще раз он хочет слышать из
собственных уст Корнилия и предстоявших, "чтобы они сами исповедались и
сделались правыми в вере". (Феофил., ср. Злат. ).
Апостол обращается при этом не к одному Корнилию, но и к прочим
собравшимся, предполагая в них единомысленные намерения с Корнилием и
понимая свое приглашение Корнилием как последовавшее от имени всех их.
33 "Все мы предстоим пред Богом..." - благоговейное выражение веры в
Бога вездесущего и всеведущего и готовности исполнить всю Его волю,
ожидаемую из уст Петра.
34 "Петр отверз уста и сказал..." - anoizaV de PetroV to stoma, eipen...
- "отверз же Петр уста рече..." - открыв же Петр уста, сказал... - см. к
VIII:35.
"Истинно познаю..." - ep alhqeiaV katalambanomai... - "по истине
разумеваю..." - выражение высшей степени уверенности и несомненности.
35 "Приятен Ему..." - dektoV aut esti... - приятен, т. е. принимается Им
(от прийти), не отталкивается, не лишается права на участие в
благодатном Царстве Христовом. Таким образом, здесь вовсе не та мысль,
что можно веровать как угодно и быть угодным Богу, достаточно лишь
поступать по правде естественной. Это означало бы не необходимость и
веры христианской для спасения и Богоугождения, допускало бы полное
религиозное безразличие, что невозможно, как невозможно - быть блаженным
без Христа, вне Церкви Христовой. Мысль Петра - не о безразличии
религиозном, а о безразличии национальном в деле приведения ко Христу:
угодный Богу во всяком народе так или иначе приводится ко Христу, как
достаточно подготовленный получает средства ко спасению в христианстве и
делается праведным пред Богом. В таком духе толкует данное место и св.
Златоуст: "Как? Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он
достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому он не презрел
и евнуха из Ефиопии. Но что, скажут, думать о людях Богобоязненных и
между тем оставленных в презрении? Нет, ни один Богобоязненный не
оставляется в презрении, ибо не может, никогда не может быть презрен
кто-либо из таких людей..."
36 "Он послал Слово...", т. е. Господа Иисуса Христа, Сына Своего, Сына
Божия, проповедавшего Царство Божие, царство всеобщего мира и спасения
на земли.
"Сей есть Господь всех..." Великие слова и для иудеев, и для язычников,
- великие и потому, что здесь ясно и определенно Иисус Христос именуется
Господом во услышание язычников, - и потому, что Он именуется Господом
всех, т. е. как иудеев, так и язычников - в том смысле, что Он всех
призывает в Свое Царство, и все имеют одинаковые права на вступление в
это Царство Христово.
37 "Вы знаете происходившее..." Это знание происходившего в Иудее, т. е.
хотя бы важнейших событий из жизни Иисуса Христа, предполагается
апостолом и потому, что слушатели жили недалеко от главных мест
совершения событий, и потому, что они, как расположенные к иудейской
вере, не могли не интересоваться и не ознакомиться с событиями, молва о
которых в то время охватила окрестные страны Палестины на далекое
расстояние.
"Происходившее... начиная от Галилеи..." - to genomenon rhma...
arzamenon apo thV GalilaiaV... - точнее слав. : "вы весте глагол, бывши
по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи..." - rhma, глагол - слово, молва,
а затем и то, чем они вызываются. "Начиная от Галилеи", где Господь
начал открытое служение Свое после крещения (Ин II:1 и дал. ).
38 "Помазал Иисуса..." - разумеется по человечеству, как толкует
Феофилакт: "так как Он уничижил Себя и приискренне приобщился нашей
плоти и крови (Евр II:14), то о Нем и говорится, что Он как человек
принимает то, что имеет по естеству как Бог..." Это помазание
совершилось при крещении Иисуса.
"Бог был с Ним..." - прикровенное и осторожное выражение мысли о
Божестве Христовом. Апостол выражается так, чтобы не подать повода к
языческому представлению Божественности Иисуса, Которого язычники легко
могли принять за воплощение того или другого языческого божества. Ради
немощи слушателей менее говорится о Лице Христа, чем должно (ср. Злат.
).
39-40 Ср. I:8; III:15; V:30; II:32; - примечания.
41 Ср. Ин XVII:6, 9, 11; VI:37; Рим I:1; 1Кор.I:1; Гал I:1, 15; Лк
XXIV:41-43; Ин XXI:12.
43 Ср. III 24; II:38; Ин III:15; Рим III:25; X:10.
44 "Когда Петр еще продолжал..." - XI:15 - "когда начал говорить..."
"Дух Святый сошел на всех слушавших слово..." Это единственный пример во
всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к
христианскому обществу еще до крещения их. Без сомнения, это требовалось
необычайною важностью событий - первого присоединения язычников к Церкви
Христовой без посредства иудейства, после чего такой способ
присоединения должен был получить авторитет непререкаемости. "Посмотри
на домостроительство Божие, - говорит Златоуст по сему поводу, - Петр
еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось, ... но так
как они... приняли начало учения и уверовали... то и сошел Дух. Это же
совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное
оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками...
Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма
ненавистно смотрели на это..."
46 "Верующие из обрезанных... изумились..." - Это изумление объясняется
господствовавшим тогда убеждением, что язычники должны были быть
принимаемы в Церковь Христову после того лишь, как станут прозелитами
иудейства - не иначе: мнение, с которым и после этого события
приходилось немало считаться (XI:1 и дал. ; XV гл. ).
47 Петр делает совершенно естественное заключение из события сошествия
Св. Духа на язычников, именно - что этим сошествием устранены всякие
препятствия к присоединению их с одной стороны, и всякая надобность для
сего иудейских культовых посредств и постановлений - с другой. Но он
считает необходимым совершить крещение принявших Св. Духа, ввиду
непреложной заповеди Господа (Мф XXVIII:18).
48 "Повелел им креститься..." - по-видимому, не сам крестил их, а
кто-либо из пришедших с ним (1Кор.I:17).
"Во имя Иисуса Христа..." - см. II:36, прим.
"Просили его...", и он, конечно, удовлетворил их просьбе, утвердив их
достаточно в вере христианской.
О Корнилии более Дееписатель ничего не сообщает. По церковному же
преданию он был впоследствии епископом Кесарии, проповедовал Христа в
разных странах и скончался мученическою смертью (Чет. -Мин. Янв. 4 и
сент. 13).