|
|
I Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Глава
15
1 И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для
ковчега Божия, и устроил для него скинию.
2 Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме
левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и
служить Ему во веки.
3 И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег
Господень на место его, которое он для него приготовил.
4 И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов:
5 из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его - сто двадцать
человек;
6 из сыновей Мерариных, Асаию начальника и братьев его - двести двадцать
человек;
7 из сыновей Гирсоновых, Иоиля начальника и братьев его - сто тридцать
человек;
8 из сыновей Елисафановых, Шемаию начальника и братьев его - двести;
9 из сыновей Хевроновых, Елиела начальника и братьев его - восемьдесят;
10 из сыновей Уззииловых, Аминадава начальника и братьев его - сто
двенадцать.
11 И призвал Давид священников: Садока и Авиафара, и левитов: Уриила,
Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава,
12 и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья
ваши, и принесите ковчег Господа Бога Израилева на место, которое я
приготовил для него;
13 ибо как прежде не вы это делали, то Господь Бог наш поразил нас за
то, что мы не взыскали Его, как должно.
14 И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег
Господа, Бога Израилева.
15 И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову
Господа, на плечах, на шестах.
16 И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с
музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они
громко возвещали глас радования.
17 И поставили левиты Емана, сына Иоилева, и из братьев его, Асафа, сына
Верехиина, а из сыновей Мерариных, братьев их, Ефана, сына Кушаии;
18 и с ними братьев их второстепенных: Захарию, Бена, Иаазиила,
Шемирамофа, Иехиила, Унния, Елиава, Ванею, Маасея, Маттафию, Елифлеуя,
Микнея и Овед-Едома и Иеиела, привратников.
19 Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах,
20 а Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея -
на псалтирях, тонким голосом.
21 Маттафия же, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия - на цитрах,
чтобы делать начало.
22 А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был
искусен в нем.
23 Верехия и Елкана были придверниками у ковчега.
24 Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер,
священники, трубили трубами пред ковчегом Божиим. Овед-Едом и Иехия были
придверниками у ковчега.
25 Так Давид и старейшины Израилевы и тысяченачальники пошли перенести
ковчег завета Господня из дома Овед-Едомова с веселием.
26 И когда Бог помог левитам, несшим ковчег завета Господня, тогда
закололи в жертву семь тельцов и семь овнов.
27 Давид был одет в виссонную одежду, а также и все левиты, несшие
ковчег, и певцы, и Хенания начальник музыкантов и певцов. На Давиде же
был еще льняной ефод.
28 Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием, при
звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах.
29 Когда ковчег завета Господня входил в город Давидов, Мелхола, дочь
Саулова, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и
веселящегося, уничижила его в сердце своем.
1–29.
Перенесение ковчега завета из дана Авведдара Гефянина на Сион.
Вместо краткого описания перенесения ковчега завета во 2 Цар VI:11–23
автор кн. Паралипоменон предлагает подробный рассказ об этом событии, В
состав его входят: 1) перечисление предварительных действий — устройства
скинии (1 ст.), совещания Давида со священниками и левитами (2–16 ст.) и
назначения некоторых из них для перенесения ковчега (16–24); 2) описание
самого акта перенесения (XV:25–XVI:3) и первого торжественного
богослужения пред ковчегом (XVI:4–43), в состав которого входило
исполнение особого песнопения, составленного самим Давидом.
1. Автор не разъясняет, что это за домы, построенные Давидом.
Предполагают, что они назначались для его жен (XIV:3). Так как скиния
Моисеева находилась в Гаваоне (1 Пар XVI:39; XXI:29) и по особым
соображениям Давида не была перенесена им на Сион, то очевидно, что
здесь была выстроена по образцу ее новая.
2. Объясняя смерть Озы (XIII:10) неисполнением закона о ношении скинии и
ее принадлежностей левитами (ст. 13), Давид издает теперь
соответствующее постановлениям Моисея распоряжение (Чис IV:15).
3. Израильтяне, не весь народ, но его представители — старейшины и
тысяченачальники (ст. 25) — только присутствовали при перенесении
ковчега завета, но не принимали в нем непосредственного участия; это
было делом левитов и священников, о созвании которых и идет речь ниже.
4-10. Решив перенести ковчег завета согласно с предписаниями закона
Моисеева, Давид приглашает для этого дела те левитские поколения,
которые по указанию Моисея обязаны были переносить скинию и ее
принадлежности. Именно поколение Каафа с его представителем Уриилом
(VI:24), на котором лежало приготовление к перенесению и само
перенесение принадлежностей святилища (Чис IV:4–15); род Мерари во главе
с Исаией (VI:30), обязанный переносить брусья скинии, подножия для них —
шесты и т. п. (Чис IV:31–32), и, наконец, потомков Гирсона, с их главою
Иоилем (VI:21), переносивших покровы скинии, завесы и т. п. (Чис
IV:25–26). К ним Давид присоединяет еще левитов из трех других
происшедших от Каафа поколений: Елисафана, внука Каафа (Исх VI:22),
Xаврона, третьего сына Каафа (Исх VI:18), и Уззиила, четвертого его сына
(Исх VI:18). Для перенесения ковчега завета собираются, таким образом,
четыре рода каафитов (ст. 5, 8–10) и по одному роду потомков Мерари и
Гирсона.
11-12. Перенесение ковчега завета — места пребывания самого Бога (Исх
VI, XXV:22), требовало от левитов и священников чистоты, между прочим,
измовения одежд (Исх XIX:10, 15; 2 Пар XXX:3).
13. См. примеч. к 2 ст.
17. См. VI:33, .
18. Иаазиил = Азиил 20 ст., Иеиел XVI:5.
19-21. Разделение вышеупомянутых лиц (17–13 ст.) на три хора сообразно с
теми музыкальными инструментами, на которых они играли. Второй хор играл
«на псалтирях тонким голосом», буквально с еврейского («алаламот»)
«по-девичьи», девичьим, тонким голосом — дискантом или альтом. Третий
ход — «на цитрах, чтобы делать начало» — «ал-гашшеминит» — «на восьмой,
последней и самой грубой струне», т. е. самым низким голосом.
22. Xенания — «был учителем пения» — чтение LXX. Из дальнейшего рассказа
не видно, чтобы перенесение ковчега завета сопровождалось пением.
Поэтому некоторые (проф. Гуляев) все данное место переводят так:
«Xенания был начальником левитов в этом деле. Он начинал музыку, потому
что был искусен». Другие (Цоклер) присваивают ему роль главного
руководителя всей процессией перенесения ковчега завета.
23. Так как при перенесении ковчега не было нужды в привратниках, не
чувствовалось необходимости в них и при постановке его на место, то
предполагают, что термин «привратник» имеет в данном, а равно и в
следующем стихе какое-нибудь особое значение. Не открывали ли двое из
них шествие и двое не замыкали ли?
24. Распоряжение трубить в трубы сделано, очевидно, во исполнение
предписания Чис X:10.
26. Выражение «помог» едва ли указывает на успех в начале процессии.
Противополагая второе перенесение ковчега первому, как видно из XIII
гл., неудавшемуся, автор хочет указать словом «помог» на благополучный
его исход, окончание. В таком случае и жертвоприношение, о котором идет
в настоящем случае речь, имело место в конце перенесения. С этой стороны
повествование кн. Паралипоменон отличается от рассказа кн. Царств. По
словам последней, через каждые шесть шагов приносился в жертву вол и
телец (2 Цар VI:13). Но если трудно предположить, чтобы при громадном
стечении народа возможно было рассчитать столь небольшое количество
шагов, то естественнее будет считать вероятность сообщения на стороне
кн. Паралипоменон. Отмечаемое в ней семеричное число жертвоприношения
указывает на особенную торжественность.
27. Автор опускает показание 2 Цар VI,14, что Давид «прыгал» перед
ковчегом завета, но, как видно из 29 ст., этот факт ему известен.
Опуская показание кн. Царств, он восполняет ее рассказ упоминанием, что
Давид и все левиты были одеты в виссонную одежду, точнее в меил. Так как
меил был одеждой священников (Исх XXVIII:31), то это замечание
указывает, что вся процессия носила церковно-богослужебный характер.