|
|
Книга пророка Захарии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
6
1 И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из
ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные.
2 В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные;
3 в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие,
сильные.
4 И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин
мой?
5 И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных,
которые предстоят пред Господом всей земли.
6 Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а
пегие идут к стране полуденной.
7 И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал:
идите, пройдите землю, - и они прошли землю.
8 Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю
северную успокоили дух Мой на земле северной.
9 И было слово Господне ко мне:
10 возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в
тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из
Вавилона,
11 возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову
Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого,
12 и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛв,
Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.
13 Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет
владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле
Своем, и совет мира будет между тем и другим.
14 А венцы те будут Хелему и Товии, Иедаю и Хену, сыну Софониеву, на
память в храме Господнем.
15 И издали придут, и примут участие в построении храма Господня, и вы
узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы
усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего.
1-8.
Видение восьмое - четырех колесниц. 9-15. Символическое действие,
заключающее ряд ночных видений; венчание первосвященника Иисуса,
1. Пребывание Бога этим видением предполагается в Иерусалиме;
следовательно, и выход колесниц от лица Божия (см. ст. 5) следует
предполагать в окрестностях Иерусалима, из окружающих его гор. Горы
названы медными: это обозначает, по выражению Кейля, "непоколебимую
крепость того места, где обитает Господь и где Он основал Свое Царство"
(св., d. Kohl. Sach. 1-8, s. 5. 182).
4-5. Содержание этого последнего видения стоит в близком соответствии с
первым видением: там кони символических цветов, обошедшие всю землю с
тем, чтобы узнать, в каком состоянии находятся царства и народы; здесь
колесницы, запряженные конями тех же цветов и направляющиеся в различные
страны земли для выполнения суда Божия над язычниками. Первую миссию
выполняют кони (или всадники их); вторую могут выполнить вооруженные
военные колесницы, поэтому только в последнем видении они и упомянуты.
Прежде указывалось на угрожающие в неопределенно далеком будущем
бедствия; а теперь исполнители воли Божией, названные в ст. 5 духами
небесными, предстоящими пред Господом всей земли, - под образом боевых
колесниц, уже несут бедствия войны, с ее последствиями, во все языческие
страны. - Вместе с тем, восьмое видение не стоит и вне связи с
непосредственно предшествующими ему видениями. В шестом и седьмом
видениях изображено наказание грешников в св. земле и удаление нечестия
в пределы язычества. Восьмое видение изображает суд Божий над всеми
языческими народами за их безбожие и за нечестие, которому нашлось среди
них место для долговременного пребывания. Этому суду подвергнутся все
царства земли, во всех четырех странах света, на что указывает самое
количество колесниц.
6-7. Восьмое видение имеет близкое сходство и со вторым видением. Там
четыре рога и четверо рабочих обозначают языческие державы всех стран
света и поражающие их бедствия. Здесь частнее указываются страна
северная, под которою принято разуметь Вавилон, и южная, представляющая
Египет, по выражению Корниля, "Египет - Вавилон всегда являются четою
враждебных Иегове держав" (S. 167:, Kohl. Sach. 1-8, ss. 185, 187:-188);
но и другие страны не оставлены без посещения исполнителей гнева Божия
(ст. 7:).
8. Наказание, постигающее Вавилон, как видно, всего более
соответствовало намерениям Божиим; враги народа Божия, претерпевшего от
них великие, не преданные еще забвению бедствия, заслуживают и гнев
Божий в сильнейшей степени.
9-10. Содержание второй половины главы шестой, далеко не всеми
толкователями понимаемо одинаково, таково: оставшиеся в Вавилоне евреи,
желая прийти на помощь своим возвратившимся в Иерусалим
соотечественникам в деле восстановления храма, отправили строителям с
избранными представителями вавилонских жителей из евреев золота и
серебра. Пророк получает повеление от Господа - в тот же день, как
придут в Иерусалим вавилонские послы, отправиться в дом некоего Иосии,
где они остановятся.
11. Взяв у пришедших золото и серебро, пророк должен сделать венец и
возложить его на голову первосвященника Иисуса. Для обозначения венца,
предназначаемого для первосвященника, в подл. т. употреблено
множественное число: "венцы". Отсюда Эвальд заключает, что, согласно
повелению Божию, следовало изготовить две короны: для Иисуса и для
Зоровавеля; таким образом, в тексте ст. 11 необходимо предположить
пропуск слов: "и на голову Зоровавеля". Но такому толкованию не
соответствует контекст: по смыслу всего отдела корона предназначалась
для одного лица - именно, для первосвященника Иисуса. По мнению
некоторых, множ. ataroth указывает только на сложность устройства
короны, имевшей, быть может, не один обод (наподобие папской тиары).
12-13. Возложение венца, на который первосвященник не имел права, имеет
только символическое значение, как видно из дальнейшего откровения о
Муже, имя которому Отрасль; Он произойдет из своего народа, создаст храм
Господень (нерукотворенный: Зоровавелев храм - только прообраз) и, из
уничижения достигнув славы, будет царем и священником на престоле своем;
тогда уже не будет места для разногласия и вражды между царскою и
первосвященническою властью, прискорбные примеры чего бывали в еврейской
истории. Св. Кирилл, после того как дал буквальное и простое изъяснение
исторического смысла (пророчества), заключающегося в разбираемом отделе,
продолжает; "но что это, очевидно, относится к таинству Христа, в этом
никто не усомнится, если хорошо исследует. Мы с самого начала
утверждали, что в Зоровавеле и Иисусе изображается Христос как в каждом
отдельно, так и в обоих вместе, как единая личность; ибо в Нем
совмещается и Царь Израилев и Первосвященник" (с. 7:8).
14. Венец должен находиться в храме на память о жертвователях, так что и
из этого можно видеть только символическое значение венца. В иудейском
предании сохранилось свидетельство о действительном хранении венца,
сделанного Захариею, в храме. (Talmudis Babylonia Codex Middoth... Opera
et Studio Constantini l'Empereur de Oppyck. Luqduni Batarorum, 1630. P.
p 130-132). Самые имена жертвователей, согласно тексту LXX, должны также
иметь символическое значение (Reinke 63).
15. Факт пожертвования на храм от лица оставшихся в Вавилоне не
останется единичным: многие и впредь издалека будут приходить и
принимать участие в устроении храма Господня; осуществятся и другие
обетования, если только народ не перестанет слушать гласа Господа Бога
своего.