|
|
Книга пророка Захарии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
4
1 И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как
пробуждают человека от сна его.
2 И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь
из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по
семи трубочек у лампад, которые наверху его;
3 и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой
стороны ее.
4 И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин
мой?
5 И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что
это? И сказал я: не знаю, господин мой.
6 Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю,
выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь
Саваоф.
7 Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он
краеугольный камень при шумных восклицаниях: `благодать, благодать на
нем!'
8 И было ко мне слово Господне:
9 руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его,
и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам.
10 Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на
строительный отвес в руках Зоровавеля те семь, - это очи Господа,
которые объемлют взором всю землю?
11 Тогда отвечал я и сказал ему: что значат те две маслины с правой
стороны светильника и с левой стороны его?
12 Вторично стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные
ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?
13 И сказал он мне: ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин
мой.
14 И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей
земли.
Видение пятое: 1-5. Видение пророком светильника и двух маслин. 6-10.
Слово Господа к Зоровавелю. 11-14. Объяснение значения двух масличных
ветвей.
1. Из Ст. 1 ясно, что отсюда начинается второй ряд откровений,
отделяющийся от первого промежутком, в который Ангел-толкователь
отсутствовал, или пророческое вдохновение оставляло пророка.
2. По толкованию Кейля, семь лампад представляют образ избранного
народа, который светит пред Господом светом своего богопознания и
освещает тьму языческого богоневедения. Самый светильник, в таком
случае, знаменует внешнее устройство ветхозаветной церкви; а елей,
поддерживающий горение в лампадах, и проистекающий от них свет - символы
Духа Божия. Светильник, виденный пророком, имеет особенные
приспособления для того, чтобы свет его лампад никогда не угасал за
недостатком елея, знаменующего оставляющую Церковь силу Духа Божия. В
существенных чертах, изложенное понимание, по св. Ефрему, "златый
свещник... означает царское достоинство, на котором все держится;
светильце верху его означает священство. Две маслины, из которых одна -
на правой стороне светильника, а другая - на левой, означают двух
правителей народа иудейского - Иисуса и Зоровавеля, из которых один
помазан на царство, а другой - на священство. Под семью светильниками
св. Ефрем разумеет трех послепленных пророков и лиц, упоминаемых в VI:10
кн. Захарии (стр. 223-224, ср. Феод. 86).
6-10. Все это видение относится не к тому состоянию ветхозаветной
Церкви, в котором она находилась до времени Захария, а главным образом -
к будущей славе ее. Левитская Церковь будет восстановлена, и началом
этого восстановления и служит воссоздание храма, чем обусловливалось
отправление ветхозаветного богослужения. Господь, определивший
восстановить Израиля, отныне будет употреблять для этого не внешнюю
силу, как было, напр., при исходе из Египта, но силу Духа; для этой силы
нет непреодолимых затруднений.
Пред Зоровавелем стоит как бы великая гора, по-видимому, неодолимых
препятствий, при устроении храма и восстановлении возвратившегося из
плена общества. Но гора эта обратится в равнину. Зоровавель, положивший
основание храму, и закончит постройку; он вынесет краеугольный камень,
или, по некоторым, возложит (Венск. ) камень, увенчивающий все здание,
при общих благожелательных восклицаниях. Пусть те, кто сомневаются в
успешном окончании начатого предприятия и презрительно смотрят на
новостроящийся храм, как уступающий по своему благолепию и богатству
украшений храму допленному, оставят свое сомнение и дадут место
уверенности в том, что слава ожидает тот храм, который не обещает быть
великолепным со вне. Вид Зоровавеля, как строителя храма, должен,
поэтому, вызывать общую радость.
14. Помазанные елеем - это Иисус и Зоровавель, представители
священнической и царской власти.