|
|
Книга пророка Захарии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
3
1 И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом
Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы
противодействовать ему.
2 И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит
тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из
огня?
3 Иисус же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом,
4 который отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него
запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою
и облекаю тебя в одежды торжественные.
5 И сказал: возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый
кидар на голову его и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял.
6 И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу:
7 так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если
будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами
Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь.
8 Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед
тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ.
9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном
камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь
Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.
10 В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под
виноград и под смоковницу.
1-5.
Видение четвертое: оправдание великого Иерея. 6-10. Обетования,
сопровождающие видение четвертое.
Общая мысль четвертого видения такова. Обещанные избранному народу блага
несомненно будут дарованы ему, но при том только условии, если он
очистится от грехов, удаляющих от Бога, который не может обитать среди
оскверненного грехами народа. В этом видении и показано пророку прощение
грехов народа, как новая милость Божия, которую необходимо, конечно,
заслужить и путем собственных усилий. Только очищенному от грехов народу
можно надеяться на обещанное благоденствие и прославление.
1. Из III:1 ясно не видно, кто показывает это новое видение пророку; но
в соответствие с I:20 и с контекстом можно полагать, что это делает Сам
Господь. Так понимали это LXX, добавляющие в ст. 1 слово kurioV (то же и
в Vulg. ). - Первосвященник, глава священников, в руках которых были
средства очищения грехов народа, представлен взорам пророка стоящим пред
Ангелом Иеговы, как бы в качестве подсудимого. По правую сторону
великого иерея стоял, сатана, восстающий против решения Господа
возвратить Свою милость Израилю. Первосвященник Иисус в видении гл. III
является в качестве представителя всего народа, а не как частное лицо,
отвечающее пред Богом за свои личные грехи, (Плат. 665-668). Сатана
настаивает, следовательно, в сущности на том, что народ не может иметь
действенного предстательства пред Богом в лице первосвященника, носящего
запятнанные одежды (ст. 3): как представитель священства, он мог быть
обвиняем "в несоблюдении законов левитской и священнической чистоты,
нарушение которых было вместе и осквернением теократического общества" (ib.
663).
2. Грехи израильского народа, правда, были велики, но он и потерпел за
них достаточное возмездие в бедствиях плена; бедствия эти были так
велики, что среди них Израиль едва не погиб; теперь он - как бы головня,
исторгнутая из огня: дальнейшее наказание было бы бесцельною
жестокостью.
3-4. Правосудие Божие удовлетворено; теперь настало время милости и
прощения, в знак чего, по повелению Ангелом Иеговы, подчиненные ему
Ангелы снимают с первосвященника запятнанные одежды, в которых он стоял
пред Ангелом Иеговы, своим судьей; а ему самому объясняется, что это
снятие обозначает прощение греха. Вслед за тем, по повелению Ангела
Господня, первосвященник облечен в одежды торжественные (Венск. :
чистые). Так как первосвященник, в данном случае, является в качестве
представителя всего народа, то и оправдание его служит символом
оправдания всего народа.
5. Относительно возложения, в частности, чистого кидара на голову
первосвященника св. Ефрем делает следующее замечание: "священнику,
служившему пред наступлением плена, сказано было: сниму с тебя украшение
и кидар (Иез XXI:26), который на главе твоей; теперь же Ангел
повелевает, говоря: на главу возвращающегося из плена священника
возложить кидар чист" (с. 229).
8-9. В заключение дается обетование, относящееся к предмету чаяний всего
Израиля. Иисусу и его собратьям священникам предрекается о явлении раба
Божия, имя которому Отрасль. Этим именем обозначается, конечно, Мессия.
Но исследователи отрицательного направления пытаются доказать, что в
III:8 назван Отраслью Зоровавель (и только он); Зеллин, напр.,
рассуждает: по IV:9 основателем и строителем храма представляется
Зоровавель, а по VI:13 - Отрасль: отсюда тождество Зоровавеля и Отрасли
не может подлежать сомнению (And. II:7:7:). Это толкование, при котором
оставляется без внимания контекст речи, признать основательным нельзя.
Как, напр., согласить с ним выражение следующего стиха: изглажу грех
земли сей в один день? Ясно, что изглажение греха земли стоит в
непосредственной связи с начертаниями на том камне, который в предыдущем
стихе назван Отраслью, с начертаниями, выражающими как достоинство, так
и миссию Отрасли. Это выражение совершенно неприменимо к Зоровавелю, но
только к Мессии, которого он был прообразом и предком по плоти. Вот
чуждое односторонности толкование отношения Зоровавеля ко Христу, в
изъяснении Зах IV:9 у св. Кирилла: "если Бог говорит о Зоровавеле, что
руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его, то,
рассматривая исторически, ты можешь относить эти слова к нему, а в
духовном смысле ты можешь разуметь их о Христе; ибо Он сделался нашим
основанием и все мы духовно построены для Него в храм святый" (с. 7:8).
Совмещение в одном лице царской власти и священнического достоинства, о
чем говорится в VI:13, тоже нельзя относить к Зоровавелю: царем и
священником опять был только Мессия. (Reinke, ss. 7:1 и 84).
10. После того, как грехи народа будут прощены, для него наступит такое
же благополучие, которым евреи наслаждались в мирное царствование
Соломона (3 Цар IV:25).