|
|
Книга пророка Захарии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
5
1 И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток.
2 И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина
его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.
3 Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо
всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и
всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой
стороне.
4 Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом
клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и
дерева его, и камни его.
5 И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними еще глаза
твои и посмотри, что это выходит?
6 Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это
образ их по всей земле.
7 И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.
8 И сказал он: эта женщина - само нечестие, и бросил ее в средину ефы, а
на отверстие ее бросил свинцовый кусок.
9 И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был
в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и
понесли ее между землею и небом.
10 И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу?
11 Тогда сказал он мне: чтобы устроить для нее дом в земле Сеннаар, и
когда будет все приготовлено, то она поставится там на своей основе.
1-4.
Видение шестое: летящий свиток. 5-11. Видение седьмое - ефы.
1. В новом видении пророк созерцает летящий свиток. LXX, вместо евр.
meghilla - свиток, читали - maggal - серп; отсюда и пророк получил
наименование "серповидца".
2. Свиток был огромных размеров: двадцать локтей в длину и десять в
ширину. Некоторые исследователи придают символическое значение размерам
свитка, указывая на соответствие его измерений с размерами притвора в
первом храме (3 Цар VI:3), по другим, размеры свитка только указывают на
его громадность и символического значения не имеют.
5. После некоторого промежутка, следовавшего за видением шестым, снова
выступает Ангел-толкователь и побуждает пророка приготовиться к
созерцанию нового видения, составляющее естественное продолжение
предыдущего, но тем не менее, отдельного и самостоятельного.
6. Пророк видит появляющуюся пред его взорам ефу: это самая большая мера
сыпучих тел у евреев, существовавшая в действительности. По объяснению
Ангела, она должна обозначать, что мера греховности нераскаянных
грешников во всей вообще стране переполнилась. Здесь разумеются
представители нечестия, на которых изречено уже проклятие и которых ждет
неминуемая кара, как показано было в предыдущем видении летящего свитка.
7:-8. Отверстие ефы, после того как пророк увидел находящуюся внутри
сосуда женщину, олицетворявшую нечестие, было закрыто круглым свитком
свинца (kikkar' ophereth).
9. Затем появились две крылатые женщины, которых крылья способны были к
быстрому передвижению на далекие пространства. Выражение: ветер был в
крыльях непонятно само по себе; а сравнение с крыльями аиста указывает,
по мнению толкователей, на то, что женщинам предстоит далекий путь, для
которого необходимы крылья аиста, совершающего без утомления свои
перелеты на значительные расстояния (Marti 417:). Сосуд поднят был
женщинами, и они понесли его между землею и небом, т. е. по воздуху (у
евреев нет слова соответствующего "воздух").
10-11. На вопрос пророка о цели символического путешествия, Ангел
ответил, что для сосуда с заключенным в нем олицетворением нечестия
будет приготовлен дом в земле Сеннаар, и он будет поставлен там
навсегда. Под Сеннааром ближе всего разуметь Вавилон, а смысл всего
видения таков: нечестие от иудеев удаляется к их врагам в Вавилон, где и
будет постоянное местопребывание нечестия, для которого не должно быть
места в св. земле.
Примечание. Некоторые комментаторы (Кейль, Клифот, Орелли, Ружемонт)
главу V трактуют как одно видение (шестое), не находя достаточных
оснований к разделению ее на две части, описывающих, два самостоятельных
видения (шестое и седьмое), как делает большинство толкователей
(Карпцов, Келер, Кюнен, Драйвер, Браденкамч, Новак, Смит, Марти,
Штретер, еп. Палладий и др. ). Мнение большинства следует признать более
основательным, так как держащиеся противоположного взгляда не вполне
последовательно доказывают свою мысль о неразрывной связи первой
половины гл. V со второю. Так, напр., Кейль, рассуждая о двух картинах
(Bilder), составляющих одно видение (Geseilt), и называя видение пятой
главы Doppelvision, двойным видением (Ss. 560 и 565), очевидно, делает
некоторую уступку опровергаемому им мнению. Ружемонт во втором
откровении пророку Захарии насчитывает семь видений и символическое
действие (с. 17:6), но говорит и о восьми видениях (с. 210), впадая в
противоречие с самим собою.