|
|
Книга пророка Захарии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
1
1 В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии,
сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку:
2 прогневался Господь на отцов ваших великим гневом,
3 и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит
Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.
4 Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие
пророки, говоря: `так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей
ваших и от злых дел ваших'; но они не слушались и не внимали Мне,
говорит Господь.
5 Отцы ваши - где они? да и пророки, будут ли они вечно жить?
6 Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим,
пророкам, разве не постигли отцов ваших? и они обращались и говорили:
`как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим
делам, так и поступил с нами'.
7 В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца, - это месяц Шеват, -
во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну
Аддову, пророку:
8 видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в
углублении, а позади него кони рыжие, пегие и белые, -
9 и сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со
мною: я покажу тебе, кто они.
10 И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых
Господь послал обойти землю.
11 И они отвечали Ангелу Господню, стоявшему между миртами, и сказали:
обошли мы землю, и вот, вся земля населена и спокойна.
12 И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты
не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты
гневаешься вот уже семьдесят лет?
13 Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова
благие, слова утешительные.
14 И сказал мне Ангел, говоривший со мною: провозгласи и скажи: так
говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью
великою;
15 и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда
Я мало прогневался, они усилили зло.
16 Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в
нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь
протянется по Иерусалиму.
17 Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова
переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет
Иерусалим.
18 И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога.
19 И сказал я Ангелу, говорившему со мною: что это? И он ответил мне:
это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим.
20 Потом показал мне Господь четырех рабочих.
21 И сказал я: что они идут делать? Он сказал мне так: эти роги
разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии
пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли
Иуды, чтобы рассеять ее.
1-6.
Надписание и вступительное пророческое увещание. 7. Надписание второго
откровения посредством видений и символического действия. 8-17. Видение
первое: всадник между миртами и кони различных цветов. 18-21. Видение
второе - четырех рогов и четырех рабочих (Синод. I:18-21 = II:1-4 масор.
т. ).
1. В надписании, по подл. т., LXX, Vulg., Тарг., дается указание только
года и месяца получения пророком откровения; Сирск. добавляет: "в первый
(день) месяца". - Во второй год Дария: разумеется персидский царь Дарий
I Гистасп, царствовавший с 521 г. по 485.
8. Откровение посредством видений происходило ночью, но это были не
сновидения, а экстатические созерцания в бодрственном состоянии; это
состояние пророческого прозрения было как бы пробуждением от обычного
состояния человека, которое сам пророк сравнивает с состоянием сна
(IV:1). Можно полагать, что к такому состоянию Захарию привело
напряженное размышление о судьбах избранного народа, как это было с
Моисеем в пустыне и с другими пророками. - Пророк видит мужа,
восседающего на рыжем коне, между миртами, которые в углублении.
Толкователи пытаются выяснить значение миртовых деревьев в смысле образа
еврейской Церкви, скромной и неприметной для взора, но цветущей и
благоухающей даже в тяжелые времена каково было время Вавилонского плена
(Тарг. Ионаф. имеет: между миртовыми деревьями, которые в Вавилоне; Keil
527:, Ружем. 17:8, Глаг. 17:0). Но вероятнее признать здесь порчу
масоретского текста, так как LXX читают здесь (и в ст. 10-11): ana meson
twn orewn twn kataskiwn, т. е. вместо hahad-hassim-heharim (горы);
чтение LXX, вместе со многими исследователями, можно признать более
правильным и на том, между проч., основании, что тогда получится полное
соответствие с восьмым видением колесниц, выходящих из ущелья между
двумя горами (VI:1; Мarti 402). - За всадником находятся кони рыжие,
пегие (Венск. : гнедые) и белые; из дальнейшего (ст. 11) можно
заключить, что кони эти имели всадников; хотя можно видеть исполнителей
воли Божией и в самих конях. Цвета коней, без сомнения, имеют
символическое значение, как указание на те бедствия, которыми поразит
Господь народы, живущие в безопасности и благополучии и потому не
имеющие страха пред Богом (ст. 15). - Муж на рыжем коне не есть
предводитель, находившихся позади его коней; в ст. 10 он не включает
себя в число тех, которых Господь послал обойти землю; а из ст. 11
видно, что этот муж есть Ангел Господень, которому кони (или всадники)
дают отчет в исполнении порученной им миссии (см. Глагол. , с. 169, пр.
1). В видении первом выводятся действующими, в образе коней различных
цветов, без сомнения, Ангельские силы (Феод. 7:1), низшие Ангела Иеговы
и исполняющие волю Иеговы. Среди прочих небесных сил, упоминаемых, в
книге пророка Захарии, Ангел Иеговы занимает высшее, преимущественное
положение, как видно уже из видения первого. По замечанию проф.
Глаголева, в видении четвертом (гл. III) "Ангел Иеговы является
несомненно божественною личностью, имеющею власть, подобно Богу, прощать
грехи" (с. 17:1). Составитель особой монографии о ветхозаветном Ангеле
Иеговы Ролинг, в начале своего исследования, указывая на то значение,
какое имеет ветхозаветное учение об Ангеле Иеговы, приводит выражение
Штольберга, по которому "и Церковь ветхозаветная - есть Церковь
вочеловечившегося Бога" (Lie. Aug. Roling, Ueber den Iehovaongel des
Alten Testaments, Tubingen, 1866. S. 3). Книгою пророка Захарии эта
мысль Штольберга подтверждается вполне: Ангел Иеговы здесь является
Лицом Божеским, в конце времен вочеловечившимся Сыном Божиим. По
толкованию первого видения пророка Захарии у блаж. Иеронима, "муж,
восходивший на коня рыжего есть Господь Спаситель, Который, принимая
домостроительство плоти нашей, слышит в книге пророка Исаии: Почему
красны одежды твои (Ис LXIII:2; с. 12).
11. Донесение небесных сил, олицетворенных под видом коней,
успокоительно и утешительно по своему содержанию вообще, но не для
данных обстоятельств. Спокойствие и благоденствие языческих народов
исключало возможность мира и благополучия для избранного народа.
12. Поэтому, Ангел Иеговы обращается к Господу Вседержителю с
ходатайством о возвращении милости к Иерусалиму и всей стране Еврейской,
находящейся под гневом уже семьдесят лет. Из ст. 15, а равно из видений
второго и восьмого, выясняется, что ходатайство Ангела Господня за
избранный народ, очевидно, представляло, по своему содержанию нечто
напоминающее Откр VI:10; доколе Владыка Святый и Истинный, не судишь и
не мстишь и проч.
16-17. Содержание слов благих, слов утешительных, изреченных Господом
(ст. 13) непосредственно об Иерусалиме и других городах, которые Господь
называет Своими (ст. 17:), таково: бедствиям избранного народа наступает
конец; в Иерусалиме будет сооружен храм (следовательно, Иегова,
обитающий в храме, будет снова близок в Своему народу), и самый город
отстроится заново. Бедствия плена забудутся, потому что благоволение
Божие проявится в полноте благ, которыми будут изобиловать города
чтителей истинного Бога.
18. Второе видение стоит в тесной связи с предшествующим: оно
представляет продолжение и разъяснение мыслей, высказанных в первом
видении относительно языческих народов. - Пророк видит четыре рога. Рог,
по библейскому словоупотреблению, символ силы и могущества, - выражение
применяется как к избранному народу, так и к язычникам, врагам народа
Божия и Самого Бога.
19. Блаж. Иероним ставит это видение Захарии в связь с видением четырех
монархий у Даниила (II:31-44) и разумеет под рогами во втором видении
Захарии четыре определенные царства: Вавилонское, Мидо-персидское,
Македонское и Римское.
20. Под рабочими или мастерами, говорит блаж. Иероним, "мы понимаем
Ангелов, повинующихся могуществу Господа, так что они созидают то, что
язычники разрушили" (с. 18).
21. В первом видении выяснено, что мирное и благополучное состояние
языческих царств не соответствует намерениям Иеговы возвратить
избранному народу Свое благоволение и благополучие; во втором -
определенно высказано, что язычников ожидает кара за их жестокость по
отношению к Иуде и Израилю.