|
|
Евангелие от Луки
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
24
1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы,
пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
2 но нашли камень отваленным от гроба.
3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в
одеждах блистающих.
5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им:
что вы ищете живого между мертвыми?
6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был
еще в Галилее,
7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки
человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
8 И вспомнили они слова Его;
9 и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем
прочим.
10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с
ними, которые сказали о сем Апостолам.
11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только
пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на
шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус,
приблизившись, пошел с ними.
16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего
вы печальны?
18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из
пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином,
Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на
смерть и распяли Его.
21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить
Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление
Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины
говорили, но Его не видели.
25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы
веровать всему, что предсказывали пророки!
26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во
всем Писании.
28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им
вид, что хочет идти далее.
29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже
склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и
подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для
них.
32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он
говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе
одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в
преломлении хлеба.
36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир
вам.
37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в
сердца ваши?
39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и
рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.
40 И, сказав это, показал им руки и ноги.
41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть
ли у вас здесь какая пища?
42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда.
43 И, взяв, ел пред ними.
44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что
надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в
пророках и псалмах.
45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.
46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и
воскреснуть из мертвых в третий день,
47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех
народах, начиная с Иерусалима.
48 Вы же свидетели сему.
49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе
Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил
их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на
небо.
52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Жены
мироносицы при гробе Христа (1-12). Явление Христа двум ученикам, шедшим
в Еммаус (13-35). Явление Христа апостолам в вечер воскресения (36-49).
Вознесение Христа на небо (50-53).
О воскресении Христа см. толкование на Ев. Мф гл. XXVIII и Мк. гл. XVI.
У евангелиста Луки, впрочем, несомненно была своя особая точка зрения, с
какой он изображал этот важнейший факт в домостроительстве нашего
спасения. Это видно из тех событий, на которых он останавливает внимание
своих читателей. Именно сначала он изображает путешествие жен мироносиц
ко гробу Христа и говорит, что Ангел сообщил им о воскресении Христа и
что они в свою очередь передали об этом апостолам и другим ученикам, но
не встретили со стороны их доверия к своему рассказу: только Петр
поспешно отправился ко гробу и нашел там одни пелены, которыми ранее
было окутано тело Христа (1-12). Затем он изображает два явления
воскресшего Христа в день воскресения: 1) двум ученикам, шедшим в Еммаус
(13-35) и 2) апостолам и другим ученикам, которых Христос убеждал в
действительности Своего воскресения и которым разъяснил пророчества о
необходимости Его смерти и воскресения, давши при этом обещание снабдить
учеников силою Духа Святого для того, чтобы они могли выступить на
проповедь Евангелия (36-49). Затем кратким сообщением о вознесении
Христа ев. Лука заканчивает свое Евангелие (50-53).
При ближайшем рассмотрении этого повествования оказывается, что ев. Лука
здесь, как и вообще во всем своем Евангелии, ограничивается сообщением
важнейших фактов. Не упоминая о закрытии гроба камнем, он тем не менее
сообщает (ст. 2) о том, что жены нашли камень уже отваленным от гроба.
Из всех явлений Воскресшего он упоминает только о двух, хотя ему, как
видно из 34-стиха, было известно еще о явлении Воскресшего Ап. Петру. Но
за то оба описываемые евангелистом явления такого рода, что на них можно
обосновать твердую уверенность в истинности воскресения Христа. Это
вполне соответствует цели Евангелия от Луки - дать христианами из
язычников вообще, и в частности Феофилу, твердое основание для веры в
сообщенные им учения или проповедь о Христе. Воскресение Христа, как
известно (Деян XVII, 32 и 1Кор.15), встречало себе мало веры в языческом
обществе и потому евангелисту Луке хотелось выставить на вид такие
доказательства этого основного факта христианской веры, которые бы
языческое общество могло признать действительно убедительными. Такими
фактами и являются описанные выше явления Воскресшего Христа. Ученики -
хочет сказать своим рассказом ев. Лука - были чрезвычайно осторожны и не
поверили женам, возвестившим им о воскресении Христа. Только тогда они
оставили свои сомнения, когда им даны были самые действительные
удостоверения в воскресении Христа Самим Христом - сначала двум только,
а потом всем ученикам, собравшимся в Иерусалиме. Затем у евангелиста
Луки проходит во всем повествовании о воскресении та мысль, что и
страдание, и смерть, и воскресение Христа вполне согласны с бывшими о
Нем пророчествами. Об этом говорит и Ангел женам (ст. 7), и Сам Христос
(ст. 25 и сл. 44 и сл.). Таких указаний на исполнение Писания не находим
ни у одного из других евангелистов. Очевидно, что Лука хотел дать этим,
так сказать, историческое доказательство того, что Христос как ранее
свидетельствовал о Себе как об обетованном Спасителе людей, так и в
настоящем событии воскресения явился именно таким Спасителем
обетованным.
1-12 О путешествии жен ко гробу ев. Лука передает согласно с Марком (см.
Мк XVI, 1-8), но делает некоторые прибавления, а по местам и опущения. -
Очень рано (1) точнее: самым ранним утром (orqrou baqeV). - И вместе с
ними некоторые другие. У Тишендорфа, следующего здесь древнейшим
кодексам, этого прибавления не имеется. - Два мужа (4). По Ев. Марка,
женам явился один Ангел и притом в виде юноши, а не мужа. Тем не менее,
здесь нет неразрешимого противоречия. Ев. Марк говорит об одном, потому
что, конечно, сказал о воскресении Христа женам один, а не два Ангела.
Ев. же Лука, говоря о двух говоривших Ангелах, имеет в виду дать
наибольшее удостоверение в истинности возвещения о воскресении Христа,
потому что два свидетеля лучше, чем один. Что касается того, что по ев.
Марку Ангел показался мироносицам юношею, а по ев. Луке Ангелы явились
как мужи, то это различие собственно и трудно иногда определить: одному
известный человек кажется юношей, а другому уже мужем. Евангелисты же
могли сведения об этом явлении получить от различных мироносиц. -
Наклонили свои лица к земле (5). Это свидетельствовало о том, что
мироносицы увидели в явившихся им мужах вестников Божиих. - Что ищете,
т. е. вы напрасно ищете. - Живого, т. е. того, кто жив, а не мертв (ср.
ст. 23). - Между мертвыми, т. е. в месте, где подобает находиться
мертвым, - как будто бы Христос мог остаться там, где лежать и
оставаться мог только обыкновенный умерший: - Вспомните... (6) Ев. Лука,
очевидно, имеет здесь в виду слова Христа, приведенные им выше (IX, 22;
XVIII, 32 и cл.). У него указание Ангела имеет более общее содержание,
чем у Марка. - Сыну Человеческому (7). Так Христос называл Себя только
до воскресения (ср. ст. 26). - Человеков грешников, т. е. язычников (ср.
ХVIII, 32; Гал II, 15 [Впрочем, Меркс (на основании сравнения разных
древних кодексов и параллельных мест из Евангелия с. 517-519) находит
возможным видеть здесь и указание на иудейских грешников, т. е. на
первосвященников.
24 Гейки говорил: "дорога к Еммаусу проходила по горам и долинам,
становившимся более и более пустынными по мере удаления от Иерусалима.
Самый Еммаус находился над ложбиной, через которую протекала речка и
распространяла там зелень и красоту. Виноградники и масличные деревья,
посаженные на террасах по склону горы, и белые и красные цветы миндалин,
теперь расцветавших в долинах, делали конец путешествия приятно
противоположным его началу" (Гейки. Жизнь Христа, Ч. 4-я, С. 276). ]). У
ев. Матфея это выражение имеет более общее значение (Мф XXVI, 45). - И в
третий день воскреснуть... - cм. Мф XVI, 21. - Возвестили (9). Здесь ев.
Лука согласен c ев. Матфеем (Мф ХXVIII, 8, 10). Ев. Марк говорит иное
(Мк XVI, 8) см. толк. ев. Мк. - То были Магдалина Мария... (10) Имена
женщин, которые приводит здесь один ев. Лука (Матфей и Марк имена этих
мироносиц приводят ранее - см. в Ев. Мк ХV, 47; XV, 40; ХVI, 1 и VIII, 3
и парал. Ев. Матфея). При этом, по ев. Луке, были и другие женщины. - Не
поверили им (11) - ср. Mk СVI, 11. - Петр побежал (12). Это упоминание о
Петре не исключает возможности того, что с ним пошел и Иоанн (Ин ХХ, 3;
ср. ст. 24). - И пошел назад дивясь сам в себе... Правильнее: и ушёл к
себе домой (proV eauton) - к себе - зависит не от слова "дивясь", а от
слова "пошел" (Е. Зигабен; ср. Ин ХХ, 10).
13-14 О путешествии двух учеников Христовых в Еммаус в день воскресения
Христова, и явлении им Христа воскресшего повествует один ев. Лука: ев.
Марк делает только намек на это явление (Мк ХVI, 12-13). - Двое из них -
не из апостолов, а вообще из учеников Христовых, пребывающих в
Иерусалиме (ср. ст. 33), на которых есть намек в 9-м ст. в словах: "и
всем прочим". - Еммаус - у И. Флавия Аммаус (О войне Иуд. VII, 6, 6) -
небольшое селение в 60 стадиях (1 1/2 геогр. мили) от Иерусалима к
северо-западу, т. е. в трех часах пути (был еще город Еммаус, или
Никополь, в долине Иудейской, но он находился в 176 стадиях от
Иерусалима. Из двух путешественников известно только имя одного - Клеопы
(ст. 18). В другом спутнике видели то какого-то неизвестного Аммаона
(Амвросий Медиол.), то Нафанаила (Епифаний), то Петра или Симона Зилота
(Ориген, Кирилл) и, наконец, самого Луку (Феофил.). Но все это одни
предположения. - И разговаривали-(14) точнее: и сами разговаривали (kai
autoi wmil). Евангелист, очевидно, хочет сказать, что их рассуждения
были иного рода, чем какие вел с ними Христос, на пути подошедший к ним.
- Сих событиях. Каких? Только ли тех, что описаны в начале XXV-й главы?
Вероятнее всего, что евангелист имеет здесь в виду вообще события
страдании и смерти Христа.
15-16 [На вопрос: почему Христос не хотел, чтобы ученики узнали Его
сразу, блаж. Феофилакт говорит: "для того, чтобы они открыли все свои
недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство", -
"чтобы научить их из Моисея и пророков..."]. И Сам Иисус (kai AutoV I,).
Т. е. Сам Иисус лично, о котором путники только что говорили друг с
другом. - Приблизившись - вероятно, нагнавши их. - Глаза их были
удержаны. Это было особое чудесное действие Божие (соответственное
"открытию" глаз, о котором упомянуто в 31-и ст.). Ев. Марк объясняет это
несколько иначе (Мк XVI, 12), но его сообщение можно рассматривать как
поясняющее это чудесное божественное действие: глаза учеников были
удержаны (ев. Лука), потому что Христос явился им в новом виде (Марк).
17-24 На вопрос Христа, о чем путники так горячо рассуждают и в чем
причина их печали, отражающейся на их лицах, они - вероятно, один вслед
за другим, взаимно друг друга пополняя - рассказывают Христу о своих
несбывшихся надеждах на Мессию. Но сначала (ст. 18) только один из них
выразил удивление по поводу того, что подошедший к ним незнакомец
спрашивает их о том, что должно быть известно всякому бывшему на
празднике в Иерусалиме (а незнакомец, по мнению Клеопы, возвращался
именно с праздника Пасхи домой). Имя Клеопа сокращено из имени Клеопатр
(KleopatroV). Это совсем не то, что имя Клопас (у Ин XIX, 25. Там по
нашему русск. и слав. тексту оно обозначено неправильно: Клеопа). -
Неужели ты... не знаешь... Клеопа всецело занят мыслью о судьбе Христа,
и потому он удивляется, что незнакомец еще спрашивает, о чем они
рассуждают. "Конечно - как бы говорит Клеопа, - о Христе, о чем же
теперь еще можно рассуждать? И вопрос твой как будто бы показывает, что
ты и не был в Иерусалиме, иначе ты и не спрашивал бы, о чем мы
рассуждаем". - И сказал им: о чем? (19). Ревиль (с. 321 т. 2-й) ставит в
некоторый укор Христу, что Он "притворялся" незнающим о событиях в
Иерусалиме. Но Господь просто давал возможность путникам высказать все
свои недоумения, чтобы потом их разрешить. Точно также и далее,
показывая вид, что Он хочет уйти от них, Он этим самым давал им
возможность проявить к Нему чувство расположения, какое в них
пробудилось. - Который был пророк - точнее: выступил как пророк
(egeneto). Путники не называют Христа Мессией - очевидно, смерть Христа
повлекла за собою падение их надежд на Христа как на Мессию, но, тем не
менее, они все же считают Его пророком (название почетное), - который
показал себя таким и на делах, т. е. в чудесных знамениях, и на словах,
т. е. в учении. И таким Он явил Себя и пред Богом, и пред народом, т. е.
казался не только народу пророком, но и был таким в действительности
(пред Богом, ср. Лк I, 6). - Для осуждения на смерть (20) - см. XXIII,
24. - И распяли Его - так как это они были истинными виновниками смерти
Христовой. Замечательно, что путники не вменяют ответственности за
смерть Христа всему иудейскому народу, а считают виновными только
представителей народа. И в самом деле, народ в целом скорее был на
стороне Христа, и только толпа подученных иудеев поддерживала
первосвященников в их требованиях, обращенных к Пилату. - А мы
надеялись... (21) Путники как представители низших классов народа - не
иерархии иудейской - имели надежду на Христа как на Мессию-Царя,
восстановителя политического могущества Израиля (ср. Деян I, 6). - Уже
третий день ныне... Очевидно, путники имеют в мыслях предсказание Христа
о том, что Он на третий день воскреснет [Греческий текст этого места
довольно непонятен. Trithn tauthn hm. agei shm - уже третий день ныне. -
К чему относится здесь глагол agei? Некоторые относят его к слову AutoV
- "Он", но тут получается совершенно нескладное выражение: "Он (Христос)
ведет уже третий день". Поэтому лучше на основании исследования Меркса
(с 526-528) читать это место так: kai idou treiV hmerai - и вот три
дня... В Синайском кодексе глагол agei также опущен. Слово shmeron
-"ныне" опущено и у Тишендорфа. ]. - Но и некоторые женщины... (22), т.
е. : но хотя наши надежды на Иисуса как на Мессию пали, тем не менее,
случилось обстоятельство, которое их снова несколько оживило: некоторые
из наших, т. е. принадлежащих к обществу последователей Христа, женщин
привели нас в изумление. Они ходили рано утром (в какой день - не
сказано) ко гробу Христа и не нашли там Его тела. Сказывали они также
нам, что видели и явление Ангелов, возвещающих, что Христос жив. После
этого некоторые из наших, т. е. из учеников Христа (след., не один Ап.
Петр, о котором упомянуто в 12-м ст.) ходили ко гробу и подтвердили, что
тела Христова там действительно нет, но, тем не менее, Самого Христа, о
котором Ангелы возвестили женщинам как о живом, они не видели. - О
явлении Самого Христа женщинам (Мф XXVIII, 9-10) путники ничего не
говорят (объясн. см. у Мк XVI, 6).
25-27 Тогда Он сказал им - точнее: и Он с Своей стороны - после того,
как ученики обнаружили такую безутешность - сказал им. - О,
несмысленные, т. е. неспособные к уразумению (anohtoi - относится к
мыслительной способности) и медлительные сердцем, т. е. неспособные к
живым чувствованиям и слабые волею. - Чтобы веровать всему - не
отдельными только пунктам, на которых останавливались пророки, а вообще
всему изображенному у пророков ходу домостроительства спасения. У них,
апостолов, нет такого обширного кругозора, при котором бы можно было
дать ясный смысл каждому событию из жизни Христа и, в частности, понять
смысл Его смерти. - Не так ли надлежало... (26) точнее: не это ли
(именно что Он перенес) нужно было претерпеть Христу и потом войти в
Свою славу? (т. е. стать царем славного Своего мессианского Царства). -
И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им (27. apo Mw?s. kai apo
p. t. pr.), т. е. Христос начал Свои разъяснения истории
домостроительства человеческого спасения с книг Моисея, а потом,
покончив с ними, перешел к книгам пророческим и указывал в них места,
относящиеся к Нему как к Мессии и, таким образом, обозрел все
мессианские пророчества, находящаяся в Св. Писании (вероятно, под
книгами пророческими здесь евангелист разумеет все остальные книги
Ветхого Завета после книг Моисеевых, сл. и псалмы, пророчества коих
Христос не мог здесь не привести, раз Он приводил их и раньше (см.,
напр., XX, 42)).
28-31 Когда путники приближались к Еммаусу, Христос, вероятно, стал с
ними прощаться, показывая таким образом, что Он не остановится в
Еммаусе. Таким способом Он побуждал путников пригласить Его остаться с
ними, если они действительно чувствовали потребность в дальнейшей беседе
с Ним. И действительно, они почувствовали, что не могут так скоро с Ним
расстаться и стали удерживать Его своими просьбами остаться вместе с
ними (у кого-нибудь из этих путников в Еммаусе, вероятно, был свой дом).
- И Он вошел (26) - вошел в селение. - Взяв хлеб, благословил... (30)
Христос поступает в этом случае не как гость, но как хозяин дома, по
обычаю Своему, какого Он держался в кругу Своих учеников (ср. IX, 16).
Мнение некоторых отцов Церкви (Златоуст, Августин) и католических
толкователей, по которому Христос совершил в Еммаусе Евхаристию (причем
католики пользуются 30-м и 35-м ст. для защищения учения о причащении
под одним видом) не имеет здесь для себя никакого основания. [То, что
Господь "благословил и разделил хлеб", еще не может служить признаком
совершения здесь Евхаристии. Во-первых, здесь употреблено выражение
eulotein, а не eucaristein, как в XXII, 19, где сообщается об учреждении
Евхаристии, а потом, главное, Господь не предлагает здесь "Своего тела"
и "Своей крови", тогда как именно это, собственно, и отличало Евхаристию
от обыкновенной трапезы... Притом все дело здесь, кажется, ограничилось
только благословением и подачею ученикам преломленного хлеба, который
ученики, очевидно, даже и не вкусили, так как тогда же, в самый момента
принятия хлеба, у них открылись глаза, и они узнали Христа, Который
сейчас же незаметно исчез] - Тогда открылись у них глаза (31), Это
выражение обозначает вновь появившуюся способность знать прежде бывшее
недоступным для познания (ср. Быт III, 5, 7; XXI, 19). - Но Он стал
невидим для них, т. е. неприметно для них удалился (вместо "для них"
нужно переводить "от них", так как при первом переводе, который и не
соответствует греческому выражению ap autwn, может быть сделано
предположение, что Христос все же оставался в доме, но только был
невидим путниками).
32-35 Не горело ли в нас сердце наше... Не была ли наша душа в
необыкновенно сильном возбуждении (ср. Пс XXXVIII, 4; Иер XX, 9)?
Путники жалеют о том, что они не догадались раньше, что с ними шел
Христос. Они досадуют, как это могло с ними случиться, почему они не
обратили внимания на голос своего сердца. - Обрадованные ученики,
оставив трапезу, спешат в Иерусалим и идут к апостолам, которые сообщают
им, что Христос действительно воскрес и уже явился Симону (об этом
явлении рассказывается только у одного ев. Луки, да еще у Ап. Павла в
1Кор.XV, 5). Путники Еммаусские рассказали с своей стороны о бывшем им
явлении Христа. [34-й и 35-й стихи Меркс (с. 533 и сл.) считает
вставкою, потому что заявление 11-ти, во-первых, несогласно с тем, что
сказано в этой главе до сих пор, а, во-вторых, несогласно и с тем, что
сказано об их душевном состоянии, в каком они находились, увидавши
Господа (ст. 37). Если они уже знали о воскресении Христа, могли ли они
испугаться, увидев Его и принять за "дух"?... Но что касается внезапного
перехода от уверенности в воскресении Христа к страху, то это не
представляет психологической невозможности для апостолов, которые еще
сами-то и не видели Христа. А с первой половиною главы здесь
противоречия нет, потому что здесь изображаются уже совершенно новые
обстоятельства, неизвестные путникам Еммаусским].
36-49 Это явление, о котором упоминает также ев. Марк (XVI, 14 и сл.),
есть тоже самое, которое ев. Иоанн изображает как разделенное на два -
первое, бывшее десяти ученикам, без Фомы, и второе, имевшее место 8 дней
спустя после первого, бывшее для уверения Фомы. Ев. Лука соединяет оба
эти явления в одно, потому что они одинаковы по свойству и цели. - И Сам
Иисус стал посреди их (36). Здесь слово Иисус в древнейших кодексах не
читается. Появление Христа, очевидно, было столь же чудесно по своей
внезапности, как и Его исчезновение, о котором сказано в 31 ст., и этою
неожиданностью появления можно отчасти объяснить испуг, какой
почувствовали ученики. - Духа (37), - т. е. выходца из загробного мира,
только имеющего видимость тела (то же, что "призрак" в Ев. Мф XIV, 26).
- Что смущаетесь, - т. е. чем вы смущены ti tetaragmenoi este) и для
чего такие мысли... т. е. почему в вашей душе появляются такие мысли?
(38). Господь высказывает Свое удивление по поводу того, что апостолы не
приняли Его тотчас же за Того, кто Он есть на самом деле. - Посмотрите
на руки и на ноги Мои; это - Я Сам (39). Прежде всего Господь выводит
учеников из смущения тем, что убеждает их в тождестве Своей личности с
Тем, Кто был их Учителем и Господом (посмотрите, что - oti - что в
русск. тексте пропущено - это Я Сам). Если Он при этом им указывает на
руки и ноги Свои, то очевидно потому, что на них были знаки от гвоздей
(ср. Мф XXVII, 35) и эти знаки удостоверяли в том, что пред ними стоял
действительно их Господь, Который был распят на кресте. - Осяжите
Меня... Здесь Господь имеет другую цель. Так как апостолы боялись, что
пред ними находился только "дух", то Христос приглашает их убедиться в
противном: у Него есть плоть и кости. - Когда же они от радости еще не
верили... (41) Неожиданная радость нередко заставляет человека
усомниться в истинности события, послужившего источником радостного
возбуждения. - И взяв ел пред ними (43). Здесь, как показывает самая
цель действия Христа, не может быть и речи о том способе вкушения, какой
в Св. Писании приписывается Ангелам (Быт XVIII, 8): это было
действительное, а не кажущееся вкушение. В кн. Деяний сказано об
апостолах, что они ели и пили со Христом после воскресения Его из
мертвых (Деян X, 41) - след., одинаковым образом вкушали пищу и они, и
Христос. - И сказал им (44). Многие толкователи полагают (см., напр., у
Кейля), что между 43-м и 44-м стихами должен быть промежуток во времени,
что в 44-м стихе начинается или рассказ о новом явлении Христа, или не
изложение всех речей Христовых, сказанных им по воскресении. Но нет
сомнения, что изображенное до 44-го стиха явление Христа остановилось
бы, так сказать, незавершенным, если бы Христос тогда бы не сообщил
апостолам тех разъяснений, какие идут именно с 44-го стиха. Поэтому
правильнее будет полагать, что пока евангелист изображает еще явление,
имевшее место в вечер воскресения. Вот то, о чем Я говорил (44), т. е.
вот как осуществились Мои слова, сказанные вам раньше, - слова о том,
что надлежит исполниться... (ср. XVIII, 31 и сл. ; XXII, 37). - Еще быв
с вами. Теперь Христос уже не находится постоянно с апостолами и прежнее
общение их с Ним уже невозможно: если Христос теперь и является
апостолам, то только для того, чтобы убедить их в истинности Своего
воскресения. - В законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах. Под
"законом" разумелись у иудеев книги Моисеевы, под "пророками" - книги И.
Навина, Судей, Царств и в собственном смысле пророческие книги, исключая
кн. Даниила, под "псалмами" - вероятно, все остальные канонические книги
Ветхого Завета (так назыв. "кетубим" - писания), названные здесь
псалмами потому, что Господь, очевидно, имел в виду, что в кн. Псалмов
находится о Нем пророчеств более, чем во всех остальных книгах этого
последнего, третьего, отдела Библии. (Заметить нужно, что член находится
только пред выражением nomf M. - в законе М. : это показывает, что
Христос рассматривает все книги как одно целое). - Тогда отверз им ум к
уразумению Писаний (45). По мнению некоторых толкователей (напр., еп.
Михаила), Господь совершил это посредством чудесного внезапного
озарения, а потом и посредством Своего истолкования Писаний в течение
сорока дней до вознесения. С последним нельзя согласиться, потому что
здесь идет речь пока только о явлении Христа в вечер воскресения. Первое
же предположение не заключает в себе ничего невероятного. - Так написано
(46), т. е. таким именно способом, на какой Я указывал вам, когда вводил
вас в уразумение Писания. - Пострадать Христу, и воскреснуть... Это и
следующие выражения (ст. 47) представляет собою краткую формулировку
ветхозаветных пророчеств о Мессии. - Во имя Его, т. е. в силу того, что
Он Своею смертью и воскресением осуществил все пророчества о Нем как о
Мессии - Спасителе и Искупителе, и могло быть возвещено прощение
кающимся грешникам (в греч. тексте стоит epi tw onomati A, - на имени,
но лучше читать с Тишендорфом eiV t. onoma - во имя). - Начиная с
Иерусалима. Иерусалим должен быть точкою отправления для проповеди о
Христе как столица теократии (ср. Ис II, 3; XL, 9; Деян I, 8). -
Свидетели сему (48), т. е. всему, соделанному Христом, и свидетели Его
страданий, смерти и воскресения. - И се, Я пошлю (49) - точнее: и вот Я
посылаю (наст, время apostellw обозначает событие, которое должно
совершиться в самом скором времени). - Обетование Отца Моего на вас, -
т. е. что обещал Мой Отец через пророков, именно излияние Св. Духа (Иоил
II, 28 и сл. ; Ис XLIV, 1 сл. ; Иез XXXVI, 27; ср. Деян II, 16 и сл.). -
Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме. Если стих 49-й соединять с
предшествующей речью Христа, то выходит, что апостолы не должны были
оставлять Иерусалима до сошествия на них Св. Духа. Так как в таком
случае вовсе устраняются явления Христа, бывшие в Галилее, о которых
сообщают ев. Матфей и Иоанн, то некоторые толкователи видели здесь
начало описания последнего явления Христа ученикам, бывшего в день
вознесения, Таким образом, между 46-м и 49-м стихом полагают промежуток
в 40 дней... Ввиду того, что иного способа соглашения евангельских
повествований не находится - другие способы примирения не заслуживают
доверия, - то остается принять именно такое предположение, что с 49-го
стиха начинается описание последнего явления Христа апостолам. Значит,
ев. Лука в своем Евангелии описывает только два явления Христа
апостолам: первое - в день воскресения (36-48 ст.) и последнее - в день
вознесения (40-51). - Пока не облачитесь силою свыше. Образ облечения
указывает на снаряжение в путь, может быть, воина, надевающего свое
вооружение: апостолы - тоже воины Христовы! Сила свыше - благодать Св.
Духа, которая и есть новая сила, получаемая чрез Св. Духа (ср. Деян I,
8). Ср. Лк I, 35.
50-53 Ев. Лука заключает свое Евангелие кратким описанием события
вознесения Христа на небо. Это событие совершилось в тот день (40-й по
воскресении. Ср. Деян I, 3), когда Господь говорил ученикам то, что
изложено в самом кратком виде в 49-м стихе (на это указывает частица de
- по русск. тексту "и" ст. 50). - До Вифании, т. е. до того места, где
начинается дорога в Вифанию: это место находится на горе Елеон (ср. Деян
I, 12). - Подняв руки Cвои - символическое действие благословения (ср.
Лев IX, 22). - Стал отдаляться от них и возноситься на небо (см. Мк XVI,
19). Ев. Лука так кратко говорит о вознесении на небо, вероятно, потому,
что имел уже в виду более обстоятельно изобразить это событие в книге
Деяний, что и сделал (см. Деян I, 1-12 [ Тишендорф исключает из текста
слова: "и возноситься на небо" и "они поклонились Ему". Но он поступает
в этом случае неосновательно, потому что очень многие древние кодексы
эти выражения у себя имеют. См. Меркса, с. 544-545.]). - Поклонились
Ему, - здесь "поклонение", очевидно, понимается как религиозное
действие: по отношению к возносившемуся Христу оно иным и быть не могло
(ср. Ин IV, 23). - С великою радостью. Эта радость объясняется тем, что
апостолы теперь уже сами видели, что Христос вознесся на небо. Тут
устранялась возможность всяких сомнений и страхов, которые возникали в
них по поводу воскресения Христа, которое видеть они не были удостоены.
- Всегда в храме. Конечно, здесь разумеется храм Иерусалимский, а не
сионская горница (как предполагает еп. Михаил). Даже и после сошествия
Св. Духа апостолы как благочестивые израильтяне ежедневно посещали храм
(Деян II, 46; III, 1).