|
|
Евангелие от Луки
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
20
1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал,
приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал
Тебе власть сию?
3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то
скажет: почему же вы не поверили ему?
6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он
уверен, что Иоанн есть пророк.
7 И отвечали: не знаем откуда.
8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил
виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов
из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали
ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего
возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это
наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними
господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим.
Слышавшие же это сказали: да не будет!
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень,
который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет,
того раздавит.
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на
Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту
притчу.
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись
благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его
начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и
учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали:
кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу
Его, замолчали.
27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и
спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший
жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить
семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели
ее женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни
женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии,
будучи сынами воскресения.
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал
Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему:
седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и
любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и
предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем
большее осуждение.
Вопрос о власти Христа и о дани Кесарю (1-26). Вопрос саддукеев (27-38).
Христос и книжники (39-48).
1-8 Этот отдел вполне согласен с повествованием ев. Марка (XI, 27-33),
которому, очевидно, следует здесь ев. Лука, и с Ев. Матфея (XXI, 23-27).
- Народ побьет нас камнями. Обычная у евреев казнь (ср. Исх XVII, 4).
9-19 Притча о винограднике у ев. Луки стоит ближе всего к тому, как она
изложена у ев. Марка (XII, 1-12; ср. Мф XXI, 33-46). - Начал говорить
народу. По Марку, Господь сказал притчу первосвященникам, книжникам и
старейшинам (XII, 1 - им. Ср. XI, 27), а не народу. Но ев. Лука,
вероятно, под "народом" разумеет и первосвященников с книжниками и
старейшинами. Но крайней мере, и из его Евангелия ясно видно, что при
произнесении притчи присутствовали и эти лица (ср. ст. 19). - Слышавшие
же сие сказали: да не будет! (16). По-видимому, эта были люди из среды
простого народа, которые поняли, что Господь изображает в притче
отношение к Нему со стороны представителей иудейства. Они говорят, что
им не хочется, чтобы виноградари убили "сына", т. е. им жаль Христа. -
Что значит сие... Правильнее: что же в таком случае - если должно
сбыться ваше желание: да не будет - должно означать изречение Писания:
камень...? т. е. в таком случае не исполнится воля Божия, изреченная о
Мне в Писании. - Всякий, кто упадет - см. Мф XXI, 44. - Ибо поняли (19).
Кто? Народ или иерархи? По ев. Луке, скорее народ, который понял, что
притча сказана об иерархах (ср. ст. 16 и 17). Ев. как бы хочет сказать,
что народ, понявший притчу, указывавшую на замыслы иерархов против
Христа, был уже настороже, и этого-то боялись иерархи, почему и не
посмели наложить на Христа руки.
20-26 Разговор Христа с "лукавыми людьми" о дани кесарю ев. Лука
излагает согласно с ев. Марком (XII, 13-17; ср. Мф XXII, 15-22). -
Наблюдая за ним... (20) Иерархи все-таки не оставили своих замыслов и,
постоянно подстерегая каждое дело и слово Христа, подослали к Нему
лукавых, т. е. подговоренных (egkaqetouV) ими людей, которые,
притворяясь благочестивыми, т. е., показывая вид, что они действуют по
собственной религиозной потребности, поймали бы Христа на каком-нибудь
неосторожном слове (впрочем, этот перевод русского текста Евангелия не
вполне отвечает греческому; правильнее: послали наученных людей,
притворяющихся благочестивыми, чтобы уловить Его...). Они хотели предать
Христа начальству и именно (kai - изъясн.) власти прокуратора. - Не
смотришь на лице, - т. е. не принадлежишь к какой-либо партии,
рассуждаешь беспристрастно (ср. Гал II, 6). - Подать (22) - налог
поголовный и поземельный (foron, - в отличие от teloV; - пошлина или
налог косвенный).
27-38 Ответ на вопрос саддукеев ев. Лука передает согласно с Марком
(XII, 18-27; ср. Мф XXII, 23-33). - Пришли некоторые из саддукеев,
отвергающих воскресение - правильнее: "отвергающее воскресение" (это -
определение к слову: некоторые). "Отсюда видно, что только некоторые
саддукеи отвергали воскресение мертвых. - Чада века сего (34), т. е.
люди до-мессианского периода. - И умереть уже не могут - правильнее: ибо
такие они умереть более уже не могут (oute gar apoq. dunantai).
Бессмертием воскресших, - их неумиранием, - исключается брак между ними
(но не различие в поле), - так как брак необходим только там, где
существует смерть (Феофил.). - Ибо они равны Ангелам. Это основание,
почему они не будут умирать. Не будут умирать они в силу изменения,
которому подвергнется их природа, ибо равенство или сходство c Ангелами
состоит в высшей, переставшей быть грубою, плотскою, телесности. Эта
телесность не будет подчиняться смерти. - И суть сыны Божии, будучи
сынами воскресения. 3десь другое основание бессмертия будущей жизни.
Люди станут сынами Божиими - не в нравственном только смысле, как любимы
Богом дети, а в высшем, метафизическом, - будут иметь в себе высшую
божественную жизнь, божественную славу (Рим VIII, 17), которая (жизнь)
вечна по своей природе. - Будучи сынами воскресения, - т. е. через
воскресение восставши к новой жизни. - Моисей показал при купине (37
ст.). Слово "показал (emhnhsen, у еп. Михаила ошибочно прочитанное как
ermhneusen = истолковал) обозначает возвещение сокрытого (Ин XI, 57;
Деян XXIII, 30). Господь упоминает о Моисее прежде всего потому, что на
Моисея ссылались Его совопросники (ст. 28). - Ибо у Него все живы (38),
т. e. все - которых Он Бог - Ему живы. Если они и умершие, то для людей,
по отношению к людям, но не в отношении к Богу. Таким образом, будущее
воскресение умерших является естественным и необходимым завершением того
жизненного состояния, в котором находятся умершие до страшного суда.
39-47 Некоторые из книжников. По ев. Марку это сказал один книжник,
ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди (Мк XII, 32). Так как
ев. Лука этот разговор уже привел выше (Х, 25 и сл.), то здесь он его
опускает, а упоминает только о результате этого разговора - об отзыве
книжника или некоторых книжников, как он выразился. - И уже не смели
спрашивать Его ни о чем. Здесь также ев. Лука повторяет сообщение ев.
Марка (XII, 34). - Как говорят... (ст. 41-44) См. Мк XII, 35-37. - И
когда слушал весь народ... (45-47). См. Мк XII, 38-40. Различие между
Марком и Лукою здесь состоит в том, что по первому предостережение
Господом высказано пред множеством народа и для народа, а по Луке -
обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так:
Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но
обращался прямо к ученикам Своим (Лука).