|
|
Евангелие от Луки
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
13
1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых
кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее
всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня
Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную
смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой
смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я
окопаю ее и обложу навозом, -
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была
скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от
недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить
Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу,
сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и
приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас
вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать
лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ
радовался о всех славных делах Его.
18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду
своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в
ветвях его.
20 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры
муки, доколе не вскисло все.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие
поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне,
станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он
скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших
учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня
все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и
Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии
Божием.
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые
будут последними.
31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и
удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и
совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;
33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день,
потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий
посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица
птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите
Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя
Господне!
Увещания в покаянию (1-9). Исцеление в субботу (10-17). Две притчи о
Царстве Божием (18-21). Многие могут и не попасть в Царство Божие
(22-30). Слово Христа по поводу замыслов против Него со стороны Ирода
(31-35).
1 Увещания к покаянию, следующие далее, имеются только у одного ев.
Луки. Точно также он один сообщает и о случае, подавшем повод Господу
обратиться к окружавшим Его с такими увещаниями. - В это время, - т. е.
когда Господь говорил предыдущую речь к народу, некоторые из вновь
подошедших слушателей сообщили Христу о важной новости. Какие-то
Галилеяне (судьба их представляется известною читателям, потому что пред
словом Galilaiwn сtоит член twn) были убиты по приказу Пилата в то
время, как они приносили жертву, и кровь убиваемых даже обрызгала
жертвенных животных. Неизвестно, почему Пилат допустил такое жестокое
самоуправство в Иерусалиме над подданными царя Ирода, но в то довольно
смутное время римский прокуратор, действительно, мог прибегать без
дальних расследований к самым крутым мерам, в особенности же по
отношению к жителям Галилеи, которые, вообще, были известны своим
строптивым характером и склонностью к возмущениям против римлян.
2 Вопрос Господа вызван, вероятно, тем обстоятельством, что те, кто
принес Ему весть о погибели Галилеян, склонны были видеть в этой
страшной погибели наказание Божие за какое-либо особенные грехи,
совершенные погибшими. - Были - правильнее: стали, сделались (egenonto)
или наказали себя именно через свою погибель.
3 Христос пользуется этим случаям для того, чтобы обратиться с увещанием
к слушателям Своим. Погибель Галилеян, по Его предсказанию, предвещает
гибель всего иудейского народа, в случае если народ останется
нераскаянным - конечно, в своем противлении Богу, Который теперь требует
от народа, чтобы он принял Христа.
4-5 Не один только случай с Галилеянами может поразить ум и сердце.
Господь указывает еще, очевидно, очень недавнее событие - именно падение
Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами восемнадцать
человек. Ужели эти погибшие были грешнее пред Богом, чем все остальные
жители Иерусалима? [Нельзя отсюда выводить такого заключения, что
Христос отвергает всякую связь между грехом и наказанием, "как
вульгарное еврейское понятие", по выражению Штрауса (Жизнь Иисуса). Нет,
Христос признавал связь между страданиями человеческими и грехом (см.,
напр., Мф IX, 2), но Он не признавал только за людьми власти
устанавливать эту связь по своему соображению в каждом отдельном случае.
Он хотел научить людей тому, чтобы они, видя страдания других,
стремились вникнуть в состояние собственной своей души и видели в
наказании, постигшем ближнего, предостережение, какое Бог посылает им.
Да, Господь предостерегает здесь людей от того холодного самодовольства,
какое нередко проявляется и среди христиан, видящих страдания ближнего и
равнодушно проходящих мимо, со словами, "поделом ему..."] - Что это была
за башня неизвестно. Видно только, что она стояла в непосредственной
близости к Силоамскому источнику (en tw Silwom), который протекал при
подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима. - Все - опять намек
на возможность погибели всего народа.
6-9 Чтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского
народа, Господь говорит притчу о бесплодной смоковнице, от которой
хозяин виноградника пока все еще ждет плода, но - такой вывод должно
сделать из сказанного - скоро его терпение может истощиться, и он ее
срубит. - И сказал - сказал, обращаясь к толпам народа, стоявшим около
Него (XII, 44). - В винограднике... смоковницу. В Палестине на хлебных
полях и виноградниках везде, где допускает свойство почвы, растут
смоковницы и яблони (Тренч с. 295). - Третий год прихожу... точнее: три
года прошло уже с тех пор, как стал я приходить... (tria eth, af ou...).
- Нa что она и землю занимает? Земля в Палестине очень дорога, раз она
предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев.
Занимает - точнее: вынимает силу из земли - влагу (katargei). - Окопаю и
обложу навозом - это уже крайние меры для того, чтобы сделать смоковницу
плодородною (так и теперь поступают с апельсинными деревьями на юге
Италии. Тренч с. 300). - Не принесет ли плода; если же нет, то в
следующий год срубишь ее. Перевод этот не совсем ясен. Почему
оказавшуюся неплодной смоковницу нужно срубить только "в следующий год"?
Ведь хозяин заявил виноградарю, что она напрасно истощает почву -
значит, от нее нужно избавиться именно тотчас же после последнего и
окончательного опыта сделать ее плодородною... Дожидаться еще год - нет
никакого основания. Поэтому лучше принять здесь чтение, установленное
Тишендорфом: "Может быть она принесет плод в следующий год? (kan men
poihsh karpon eiV to mellon) Если же нет, срубишь ее". До следующего же
года нужно дожидаться потому, что смоковницу в текущем году только еще
будут удобрять...
Притчею о бесплодной смоковнице Господь хотел показать иудеям, что Его
выступление как Мессии - это последняя попытка, какую делает Бог с целью
призвать народ иудейский к покаянию, а после неудачи этой попытки - для
народа ничего более не остается, как ожидать себе скорого конца. Но
кроме этого, прямого смысла притчи, она имеет и таинственный. Именно
бесплодная смоковница означает всякий народ и всякое государство и
церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога, назначения
и которые поэтому должны быть удалены с своего места (ср. Откр II, 5
обращение к Ангелу Ефесской церкви: сдвину светильник твой с места его,
если не покаешься). Затем в ходатайстве виноградаря за смоковницу Отцы
Церкви видели ходатайство Христа за грешников или ходатайство Церкви за
мир или праведных членов Церкви за неправедных. Что касается упоминаемых
в притче трех лет, то одни толкователи видели здесь обозначение трех
периодов домостроительства Божественного - закона, пророков и Христа,
другие - указание на трехлетнее служение Христа. Но все эти толкования
не имеют основами в самой притче, детали которой, как и всякой притчи
вообще, не нуждаются в изъяснении: важно только оттенить главную мысль
притчи, а эта мысль вполне ясна всякому.
10-17 Об исцелении Христом скорченной женщины в субботу говорит только
ев. Лука. В синагоге в субботу Господь исцелил скорченную женщину - хотя
косвенно, в своем обращении к народу - и начальник синагоги поставил Ему
это действие в вину, так как Христос нарушил субботний покой. Тогда
Христос обличил лицемерного ревнителя закона и подобных ему, указавши на
то, что и по субботам иудеи водят поить свой скот, нарушая таким
действием предписанный им покой. Это обличение заставило устыдиться
противников Христа, а народ стал выражать радость по поводу совершаемых
Христом чудес. - Духа немощи, - т. е. беса, который ослаблял ее мускулы
(см. ст. 16). - Ты освобождаешься - точнее: ты освобождена (aпolelusai):
наступающее событие представлено в этом выражении как уже совершившееся.
- Начальник синагоги - см. Мф IV, 24. - Негодуя, что Иисус исцелил в
субботу - см. Мк III, 2. - Сказал народу. Прямо обратиться ко Христу он
боялся ввиду того, что народ очевидно стоял на стороне Христа (ср. ст.
17). - Лицемер - по более точному чтению: лицемеры. Так называет Господь
начальника синагоги и других представителей власти духовной, стоявших на
стороне этого начальника (Зигабен) за то, что они, под видом соблюдения
в точности закона о субботе, хотели посрамить Христа. - Не ведет ли...
По Талмуду, животных поить разрешалось и в субботу. - Сию же дочь
Авраамову... Господь делает заключение от высказанной в 15-м стихе
мысли. Если для животных нарушается строгость закона о субботе, то уже
для женщины, происшедшей от великого Авраама, можно нарушить субботу -
освободить эту страдалицу от ее болезни, какую навел на нее сатана
(сатана представляется связавшим ее посредством какого-то из своих
служителей - бесов). - О всех славных делах - пропущено: бывающих или
совершающихся (toiV genominoiV). Этим дела Христовы обозначены как
продолжающиеся.
18-21 Объяснение притчей о зерне горчичном и о закваске - (см. Мф XIII,
31-32; ср. Мк IV, 30-32 и Мф XIII, 33). По Ев. Луки, таким образом, эти
две притчи сказаны были в синагоге, и здесь они вполне у места, так как
в 10-м ст. сказано, что Господь в синагоге "учил", но в чем состояло Его
учение - этого еще не сказал евангелист: теперь он и восполняет это
опущение. - В саду своем, - т. е. держал под своим ближайшим наблюдением
и постоянно заботился о нем (Ев. Матфея: на поле своем).
22 Ев. опять (ср. IX, 51-53) напоминает своим читателям, что Господь,
проходя по городам и селениям - по всей вероятности, ев. разумеет здесь
города и селения Переи, заиорданской области, которою обыкновенно ходили
из Галилеи в Иерусалим, - направлялся к Иерусалиму. Он счел нужным здесь
напомнить об этой цели путешествия Господа ввиду того, что далее у него
изложены предсказания Господа о близости Его смерти и о суде над
Израилем, что, конечно, имело ближайшее отношение к цели путешествия
Христова.
23 Некто - по всей вероятности не принадлежавший к числу учеников
Христа. Это видно из того, что в ответе на поставленный этим человеком
вопрос Господь обращается к толпе народа вообще, из средины которой,
очевидно, и вышел этот человек. - Неужели мало спасающихся? Вопрос этот
вызван был не строгостью нравственных требований Христа и не был простым
вопросом любопытства, но, как видно из ответа Христа, основан был на
горделивом сознании, что вопрошавший принадлежит к тем, которые
непременно спасутся. Спасение здесь разумеется как спасение от вечной
погибели через принятие в славное Царство Божие(ср. 1Кор.I, 18).
24 (См. Мф VII, 13). Ев. Лука усиливает мысль ев. Матфея, так как у него
поставлено вместо "входите" - "подвизайтесь войти" (agwnizesqe eisel),
что предполагает сильное напряжение, какое потребуется для вхождения в
славное царство Божие. - Многие поищут войти - когда уже минует время
домостроительства спасения. - И не возмогут - потому что в свое время не
покаялись.
25-27 Возвещая суд над всем иудейским народом, Христос изображает Бога
хозяином дома, Который ожидает друзей своих на вечерю. Наступает такой
час, когда нужно уже запирать двери дома, и это делает сам Хозяин. Но
лишь только Он запрет двери, как народ Иудейский (вы), подошедший
слишком поздно, начнет просить о допущении и его на вечерю и стучать в
двери. Только Домохозяин, т. е. Бог скажет этим опоздавшим, что Он не
знает откуда они, т. е. из какого семейства (ср. Ин VII, 27): они во
всяком случае не принадлежат к Его дому, а к какому-то другому, Ему
неизвестному (ср. Мф XXV, 11-12). Тогда иудеи будут указывать на то, что
они ели и пили пред Ним, т. е. что они Ему близкие друзья, что Он учил
на улицах их городов (речь ясно уже переходит в изображение отношений
Христа к народу иудейскому). Но Домохозяин опять скажет им, что они Ему
неизвестны и потому должны уйти как неправедные делатели, т. е. злые,
упорные в своей нераскаянности, люди (см. Мф VII, 22-23). У Матфея эти
слова имеют в виду ложных пророков.
28-29 Заключение к предыдущей речи изображает горестное состояние
отвергаемых иудеев, которые, к большей своей досаде, будут видеть, как
откроется доступ в Царствие Божие другим народам (ср. Мф VIII, 11-12). -
Там, - т. е. куда вы будете изгнаны.
30 (См. Мф XX, 16). Последние - это язычники, которых евреи не считали
достойными допущения в Царство Божие, а первые - народ иудейский,
которому было обещано Царство Мессии (ср. Деян X, 45).
31 Фарисеи приходят ко Христу с предостережением относительно замыслов
Ирода Антипы, тетрарха Галилейского (ср. 3, 1). Из того, что далее (ст.
32) Господь называете Ирода "лисицею", т. е. существом хитрым, можно с
уверенностью сказать, что фарисеи пришли по поручению самого же Ирода,
которому было очень неприятно, что Христос так долго находится в его
владениях (Перея, где находился в это время Христос, также принадлежала
к владениям Ирода). Прибегать к каким-нибудь открытым мерам против
Христа Ирод опасался, ввиду уважения, с каким народ встречал Христа.
Ирод поэтому поручил фарисеям внушить Христу мысль о том, что Ему в
Перее угрожает опасность со стороны тетрарха. Фарисеям же казалось
лучшим уговорить Христа поскорее пойти в Иерусалим, где - как им было,
конечно, известно - Христа уже не помилуют...
32 Господь отвечает фарисеям: пойдите, скажите этой лисице - которая
послала вас, т. е. Ироду: - се, изгоняю бесов и совершаю исцеления
сегодня и завтра и в третий день кончу. - Сегодня... Это выражение
означает определенное, известное Христу время, в течение которого Он
пробудет в Перее, вопреки всем замыслам и угрозам Ирода. - Кончу -
покончу (teleioumai, которое везде в Новом Завете употребляется как
страдательная форма), или - дойду до конца. Но какой конец здесь
разумеет Христос? Не смерть ли Свою? Некоторые учители Церкви и
церковные писатели (Феофилакт, Зигабен) и многие западные ученые
понимали это выражение именно в таком смысле. Но контекст речи явно идет
против такого понимания: Господь говорит, несомненно, о том, что
окончится Его настоящая деятельность, которая состоит в изгнании бесов и
в исцелении болезней и проходит здесь, в Перее. Затем уже начнется
другая деятельность - в Иерусалиме...
33 Стих этот очень труден для понимания, потому что неясно, во-первых,
какое "хождение" имеет в виду Господь, и, во-вторых, непонятно, какая
связь этого "хождения" с тем фактом, что пророки погибали обыкновенно в
Иерусалиме. Некоторые из новейших толкователей поэтому считают этот стих
неисправным в отношении структуры и предлагают такое чтение: "Мне нужно
ходить (т. е. совершать здесь исцеления) сегодня и завтра, но на
следующий день Я должен уйти в путешествие дальше, потому что не бывает,
чтобы пророк погиб вне Иерусалима" (И. Вейс). Но нет никакого основания
в этом тексте находить мысль о решении Христа уйти из Переи: здесь нет
ни выражения "отсюда", ни намека на изменение деятельности Христа.
Лучше, поэтому, толкует это место Б. Вейс: "конечно, впрочем, Христу
нужно продолжать Свой путь дальше, как того хочет Ирод, Но это не
зависит нисколько от коварных замыслов Ирода: Христу нужно, как и
доселе, переходить с одного места на другое (ст. 22) в течение твердо
установленного времени. При этом Он не имеет целью избежать опасности:
напротив целью Его путешествия является Иерусалим, потому что Он знает,
что, как пророк, Он может и должен умереть только там". - Что касается
замечания о погибели всех пророков в Иерусалиме, то это, конечно,
гипербола, потому что не все же пророки нашли себе смерть в Иерусалиме
(напр., Иоанн Креститель был казнен в Махерусе). Слова эти высказал
Господь со скорбью по поводу такого отношения Давидовой столицы к
посланникам Божиим [И. Вейс находит в этом выражении Христа признание
того, что Он считал Себя только пророком, как и другие, бывшие до Него,
а не Мессиею. Но такое узкое понимание рассматриваемого выражения
противоречит всем другим заявлениям Христа, где Он говорил о Себе как о
совершенно особом Помазанике Божием (см., напр., речь Христа в
Назаретской синагоге Лк IV, 18 и сл.). Притом Христос здесь говорит с
точки зрения Ирода, который Мессиею его не признавал, а только разве
пророком... Затем неудачно также замечание Вейса, что Христос здесь
говорит о Своей смерти "только по догадке"; не бывает, чтобы... "Это -
не догадка, а - доказательство, разъясняющее причину удаления Христа в
Иерусалим...".].
34-35 (Объясн. см. в Ев. Матфея гл. XXIII, ст. 37-39). У ев. Матфея это
изречение об Иерусалиме представляет собою заключение к обличительной
речи против фарисеев, но здесь оно имеет более связи с предыдущею речью
Христа, чем в Ев. от Матфея. Впрочем, в Евангелии от Луки Христос
обращается к Иерусалиму издали. Он вероятно во время произнесения
последних слов 33-го стиха обернулся лицом по направлению к Иерусалиму и
произнес это полное скорби обращение к центру теократии. - Сказываю же
вам... У ев. Матвея: "ибо сказываю вам...". Различие между тем и другим
выражением такое: у Матфея Господь предсказывает опустошение Иерусалиму
как последствие того, что Он удаляется от него, а у Луки - Господь
говорит, что в том состоянии отвержения, в каком окажется Иерусалим, Он
не придет к нему на помощь, как жители Иерусалима, может быть, того
ожидали: как бы ни было печально ваше положение, но Я не выступлю на
вашу защиту, доколе... и т. д., - т. е. до тех пор, пока весь народ не
раскается в своем неверии во Христа и не обратится к Нему, что будет уже
пред вторым Его пришествием (ср. Рим XI, 25 и cл.).