|
|
Евангелие от Луки
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
19
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был
ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что
Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему:
Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному
человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я
отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын
Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ
Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю
страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им:
употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство,
сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов
тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен,
возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил,
завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не
клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты
знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя,
получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять
мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего
отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними,
приведите сюда и избейте предо мною.
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой
Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете
молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не
садился; отвязав его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он
надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем
отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили
на него Иисуса.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество
учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие
видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и
слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети
ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то
камни возопиют.
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к
миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и
окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе
камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его
вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и
старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно
слушал Его.
Закхей мытарь (1-10). Притча о минах (11-27). Вход в Иерусалим и
очищение храма (28-48).
1-4 История Закхея мытаря составляет особенность Евангелия Луки: у
других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в
Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. Мф XX, 29), то
начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с
производства и от вывоза бальзама и потому было несколько мытарей),
человек богатый, по имени Закхей (с евр. - чистый), очевидно, иудей,
старался увидеть между проходившими Иисуса. - (Кто Он, - т. е. кто из
проходящих именно Иисус). Но это ему не удавалось, потому что он был мал
ростом. - Забежав вперед, - т. е. в ту улицу, которую еще Христос не
прошел, но должен был пройти, (по лучшему чтению: eiV emprosqen, а по Т.
R. просто emprosqen). - Взлез на смоковницу - дерево это, очевидно, было
довольно высокое. - Мимо нее. В греч. тексте стоит слово di ekeinhV, но
предлог dia здесь лишний: его нет в лучших кодексах.
5-6 Знал ли Господь Закхея раньше - неизвестно. Он мог услышать имя
мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени,
увидев его в странном положении на дереве. - Сегодня надобно быть Мне...
Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня:
Христос, согласно высшему определению (ср. ст. 10), должен остановиться
у Закхея на ночлег (ср. выражение meinai = быть с Ин I, 39).
7 Все - гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые
сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа
при входе. - Зашел - точнее вошел для того, чтобы здесь остановиться
(eishlqe katalusai).
8 Вероятно, беседа, какую имел Христос с Закхеем, придя к нему,
произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с
нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства
пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел
Сам Мессия. - Обидел -(esukofanthsa) - т. е., если я кому повредил в
материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как
глава мытарей, иметь большое значение в деле оштрафования торговцев, не
внесших узаконенную пошлину за товар. - Вчетверо. Он рассматривает свой
поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось
уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного (Исх XXII,
1).
9 Сказал ему - правильнее: в отношении к нему, Закхею (proV auton),
обращаясь при этом к ученикам Своим и к бывшим в доме гостям. Дому сему,
- т. е. всей семье Закхея. - И он сын Авраама, - т. е. несмотря на свое
презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известные
теократические права на спасение через Мессию. О нравственном его
достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает ту мысль, что
Закхей, действительно, принадлежал к людям, которых не напрасно называли
"погибшими".
10 Здесь Господь подтверждает истинность сказанного Им в 9-м ст.
Действительно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия,
чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Мф XVIII, 11).
11 Притча о минах сходна с приведенною у ев. Матфея в XXV-й гл. ст.
14-30 притчею о талантах. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи
указывает то обстоятельство, что Господне возвещение о спасении дома
Закхея (ст. 9) слышали ученики Христа и, вероятно, бывшие у Закхея
гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро
Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150
стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали,
было внешнее, политическое. Чтобы рассеять такое ожидание Господь и
сказал нижеследующую притчу.
12 Очень может быть, что когда Господь говорил о человеке, хлопотавшем о
получении себе царской власти, то имел в виду иудейского царя Архелая,
который через путешествие в Рим добился утверждения своего в царском
достоинстве, несмотря на протесты его подданных (И. Флавий. Древн. XVII,
I1, 1). Так и Христос, прежде чем получить славное царство, должен будет
уйти в "дальнюю страну" - на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на
земле во славе Своей. Впрочем, такое сравнение нет необходимости делать,
так как главная мысль в притче не эта, а мысль об осуждении лукавых
рабов (ст. 26-27).
13 Человек призвал десять своих собственных (eautou) рабов, от которых
мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф XXV, 14). -
Мина. Мина еврейская равнялась ста сиклям, - т. е. 80 рублям. Аттическая
мина равнялась ста драхмам - если это была мина серебряная, т. е. 20
рублям. Но мина золотая равнялась 1250 рублям. В Ев. Матфея счет ведется
более крупный - на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего
не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство. -
Употребляйте их в оборот, - т. е. заведите на них торговлю. - Под
рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами -
разные полученные ими от Бога дарования.
14 Под гражданами, не пожелавшими упомянутого выше человека иметь своим
царем, нужно разуметь единоплеменников Христа, неверующих иудеев.
15 (См. Мф XXV, 19). - Кто что приобрел - правильнее: кто что
предпринял.
16-17 См. Мф XXV, 20-21.
18-26 См. Мф ХХV, 22-29.
27 Здесь царь отводит свой взор от лукавого раба и вспоминает о врагах
своих, о которых шла речь в 14-м стихе. - Избейте предо мною - образ,
обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть.
Притча таким образом касается как судьбы неверующих во Христа иудеев,
так - и это главный ее предмет - будущей судьбы учеников Христа. Каждому
ученику дан известный дар, каким он должен служить Церкви, и если он не
использует как должно этот дар, он будет наказан исключением из Царства
Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшие
награды в этом царстве.
28-38 Здесь ев. Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с ев.
Марком (см. Мк XI, 1-10; ср. Мф XXI, 1-16). Но при этом он делает
кое-где прибавления, а где и сокращения. - Пошел далее - точнее:
шествовал впереди (eporeueto emprosqen) Своих учеников (ср. Мк Х, 32). -
К горе называемой Елеонской - правильнее: к горе Елеон (elaiwn - значит:
масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора
Древн. VII, 9, 2). - Когда приблизился к спуску с горы Елеонской. Там
где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его
великолепии. Понятен поэтому внезапный взрыв восторженных криков народа,
сопровождавшего Христа как своего царя, вступавшего в свою столицу. -
Учеников. Это ученики в самом широком смысле этого слова. - Какие видели
они - конечно, раньше, когда ходили за Христом. - Благословен Царь.
Царем обозначают Господа ученики только у ев. Луки и у Иоанна (Ин XII,
13). - Мир на небесах и слава в вышних! Этими словами у ев. Луки
заменено восклицание: "осанна в вышних" (Мф и Мк). Он, так сказать,
разделяет "осанну" на два восклицания. Мир на небесах, - т. е. спасение
на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь это спасение через
Мессию и - затем - 2) слава в вышних, т. е. Бог будет прославлен за это
Ангелами в вышних, на высоте.
39-44 Этот отдел находится только у одного еванг. Луки. Некоторые
фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко
Христу с предложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь
отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя
остановить. При этом Он употребил поговорку о камнях, которая
встречается и в Талмуде. Затем, когда Он приблизился к городу, то,
поглядев на него, заплакал - заплакал о нем громко (eklausen ep? au, а
не edakrusen, как при гробе Лазаря, Ин XI, 35). - Если бы и ты... Речь
обрывается, как "бывает с плачущими" (Зигабен). К миру или к спасению
Иерусалима должна была, конечно, послужить вера в Христа как в
обетованного Мессию (ср. XIV, 32). - И ты - подобно Моим ученикам. - В
сей твой день, - т. е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем
спасения. - Ныне... т. е. но при настоящих отношениях это невозможно:
Богом сокрыто осталось от тебя это спасение (ekrubh - указывает на Божие
определение ср. Ин XII, 37 и сл. ; Рим XI, 7 и сл.). - Ибо придут на
тебя дни... Господь только что сказал, что от иудейского народа скрыто
то, что служит к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь
на несомненно ожидающую этот народ кару. - Обложат тебя окопами. Это
исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того
чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его
валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже
стеною. - Разорят тебя - точнее: сровняют тебя с землею (edafiousi). -
Побьют детей твоих в тебе. Город в Св. Писании часто представляется под
образом матери (см. Иоил II, 23; Ис ССССI, 8), а поэтому под детьми
нужно разуметь обитателей города. - Времени посещения твоего, т. е.
определенного пункта времени, когда Бог проявил о тебе особенное
попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение (t.
kairon t. episkophV - ср. 1Пет. II, 12).
45-48 Об очищении храма ев. Лука говорит согласно с Марком (Мк ХI,
15-17) и отчасти с Матфеем (Мф ХXI, 12-13). - И учил каждый день в
храме. Ев. Лука отмечает факт ежедневного появления Христа в храме как
учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На
это "учение" намекает и ев. Марк (XI, 18). - Неотступно слушал.
Внимание, с каким слушал народ Христа, являлось препятствием для врагов
Христа в их замыслах против Него.