|
|
Евангелие от Луки
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
17
1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе
тому, через кого они приходят;
2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и
бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори
ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день
обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали
смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы
вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с
поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись,
служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание?
Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы
ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек
прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они
шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом
прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не
придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие
внутрь вас есть.
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один
из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого
края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в
ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали,
садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь
огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи
взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32 Вспоминайте жену Лотову.
33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот
оживит ее.
34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется,
а другой оставится;
35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там
соберутся и орлы.
Наставления ученикам (1-10). Десять прокаженных (11-19). О втором
пришествии Сына Человеческого (20-27).
1 Следующие наставления Христа ученикам стоят вне связи с предшествующею
притчею. Ев. Лука просто приводит здесь те речи Христа, какие он счел
нужным сообщить своим читателям, не ставя их в связь одну с другою. Все
попытки установить такую связь представляются очень неестественными. По
большей части изречения эти уже встречались в Евангелии Матфея и Марка.
Так, настоящий стих представляет собою повторение Мф гл. XVIII, ст. 7.
2 См. Мф XVIII, 6.
3-4 Наблюдайте за собою. Господь только что сказал о соблазнах, какие
могут выпасть на долю Его учеников со стороны других людей. Теперь Он
внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не
будут обнаруживать прощающей любви в отношении к согрешающему брату. -
Если же согрешит против тебя... См. Мф XVIII, 15. И если семь раз... См.
Мф XV, 21-22. - Обратится, т. е. вернется назад, предварительно с гневом
ушедши от тебя.
5-6 Апостолы, очевидно, просят об усилении в них веры чудодейственной,
которая им представлялась даром Божиим (ср. 1Кор.XIII, 2). Господь
отвечает им, что это не особая какая вера, а высшее развитие
обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут
в состоянии творить чудеса (см. Mф СVII, 20). Здесь вместо горы
упоминается смоковница, но мысль от этого не изменяется.
7-10 Притча о рабах ничего не стоящих находится только у одного ев.
Луки. Связь с предыдущим установить здесь невозможно. Господь рисует
здесь картину возвращения раба с тяжелой работы на ниве или же с
пастбища. Господин раба, не обращая внимания на усталость раба, велит
ему приготовить для него, хозяина, ужин и служить ему подпоясавшись. И
потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не
подумает поблагодарить его. - Притчу эту Господь сейчас же и разъясняет.
Ученики Христа также должны чувствовать себя рабами Божиими. Когда они
исполнят свой долг пред Богом, то пусть не рассчитывают на какую-либо
награду. Награда, может быть, и будет дана, но они сами, в чувстве
смирения, должны сознавать, что они рабы, ничего не стоящие, т. е.,
конечно, не стоящие особых наград. Впрочем, в некоторых древних
переводах, именно сирийских, этого выражения "ничего не стоящие" не
имеется: там стоит одно слово "рабы". - И. Вейс полагает, что это
выражение вставлено здесь на основании Мф 26-го ст. ХХV-й гл. (а лучше,
кажется, предположить, на основании 30-го стиха той же главы, где
встречается это самое выражение).
11 Ев. Лука опять повторяет, что Христос идет в Иерусалим, направляется
к Иерусалиму, хотя это шествие очень медленно. Так, в настоящем случае
Господь проходит по линии, разграничивавшей две области: Самарию и
Галилею. О Самарии ев. упоминает и притом ставит ее на первом плане для
того, чтобы объяснить, каким образом в числе десяти прокаженных, девять
из коих были иудеи, очутился один самарянин.
12-19 При входе в одно селение Христа встретило десять прокаженных (см.
Мф VIII, 2). Они стояли вдали, потому что закон запрещал им приближаться
к здоровым людям, чтобы не заразить последних (Лев XIII, 46), и громко
говорили Христу, чтобы Он помиловал их. Ясно, что у них была некоторая
вера в Христа, как Богопосланного пророка. Господь в ответ им повелевает
им идти и показаться священникам. Очевидно, Он этим самым давал им
понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался самый процесс
исцеления, и что они, как только дойдут до священников, окажутся
совершенно здоровыми. Прокаженные поверили Господу и пошли, чтобы
священники посмотрели на них и объявили их выздоровевшими (Лев XIV,
3-4). Куда, к какому священнику пошел самарянин не сказано, но,
несомненно, к своему самарянскому. И вот на дороге оказалось, что все
действительно освобождены от проказы. Это было великим чудом, и,
конечно, все исцеленные должны бы были поскорее вернуться ко Христу,
чтобы возблагодарить Его и через Него - Бога за полученное исцеление. Но
только один из исцеленных скоро, по-видимому, и не дойдя до священника,
вернулся и это был самарянин. Христос, отметив неблагодарность иудеев
исцеленных, обращается к иноплеменнику (allogenhV ср. Мф X, 5) с
успокоительными словами, указывая ему, что собственно спасло его. - Этот
факт ев. Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что
язычники - самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему
происхождению - оказывались более способными оценить блага открывшегося
Царство Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к
принятию этого Царства.
20-21 На вопрос фарисеев, когда по мнению Христа придет Царство Божие,
т. е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого
Царства, Господь отвечает, что оно не придет "приметным образом" (meta
parathrhsewV), т. е. так, чтобы пришествие его можно было определить по
бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер
основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается
человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к
определенному моменту (ср. ст. 20 pote - когда). - И не скажут... т. е.
невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям... -
Внутрь вас есть, - т. е. между вами, в вашем кругу оно уже есть (entoV
umwn estin), - а вы - мысленно прибавляет Господь - его и не замечаете.
Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно
изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о
том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф ХII, 28).
Некоторые толкователи (из древних - И. Златоуст и Феофилакт) давали
этому изречению другой смысл. Именно, по их мнению, Христос говорил
здесь о том, что Царство Божие находится - "в душах ваших". Но против
такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к
фарисеям, в душах которых Господь всего менее мог найти признаков
наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое
Он обозначил именем "Царство Божия".
22-24 Христос, может быть, по удалении фарисеев, обращается к Своим
ученикам с некоторыми разъяснениями по поводу поднятого фарисеями
вопроса о наступлении Царства Божия. Он говорит об открытии этого
Царства в его славном виде, что совладеть со вторым пришествием Сына
Человеческого (этот "Сын Человеческий", след., должен предварительно
удалиться - намек на смерть Христа). - Пожелаете. Это желание будет
вызвано в учениках, вероятно, скорбями последних времен. - Видеть хотя
один из дней... (хотя- слово лишнее), - т. е. увидеть (в смысле
пережить, воспользоваться ср. 1Пет. III, 10) единый из дней мессианского
времени, чтобы отдохнуть от скорбей; но так как время пришествия Мессии
еще не должно наступить, вы этого дня не увидите. - И скажут вам... См.
Mф ССIV, 23. 26. - Как молния - см. Мф XXIV, 27. Пришествие Мессии всем
сразу будет видно, и не для чего будет узнавать от других об этом
пришествии. Молния, о которой говорит Христос, необыкновенная - ее видно
с одного края неба до другого (небесный свод по вавилонско-иудейскому
представлению упирался на двух концах своих в землю). - В день Свой, т.
е. в день Своего пришествия для суда над миром (выражение это напоминает
собою выражение пророков "день Иеговы". См., напр., Иоил I, 15).
25 См. Мф XVI, 21.
26-27 См. Мф XXIV, 37-39.
28-30 Это сравнение имеется только у одного ев. Луки. О погибели Содома
и Гоморры см. объясн. кн. Бытия гл. СIС-я. - Пролился - правильнее:
пролил (ebrexe - ср. Мф V, 45). Подлежащее подразумеваемое здесь - Бог.
- Явится - точнее: откроется (apokaluptetai) во всем Своем величии. До
тех же пор Он будет сокрыт на небе (ср. Кол III, 3 и сл. 2 Сол I, 7).
31 (См. Мф XXIV, 17-18). Это наставление у ев. Луки имеет тот смысл, что
нужно оставить все земное, для того чтобы быть готовым ко встрече
возвращающегося Мессии. Очевидно ев. Лука приводит это наставление ввиду
изображенной выше (ст. 26-30) беззаботной жизни, какую будет вести
человечество пред вторым пришествием Христовым.
32 Жена Лотова приводится в пример привязанности к земному стяжанию,
из-за которой она и погибла (см. Быт XIX, 26).
33 (См. Мф Х, 39.). По всей вероятности, это изречение здесь имеет
отношение к предшествующему упоминанию о жене Лотовой. Та подумала об
оставленном ею имуществе и, обернувшись по направлению к своему дому,
погибла. Так погибнут - душевно - те, кто будет очень беречь свою
телесную жизнь, когда Господь будет призывать Своих последователей к
самопожертвованию.
34-36 (См. Мф XXIV, 40-41). Ст. 36 признается западными издателями
Евангелий вставкой из Мф XXIV, 40. В Новом Завете св. Алексия также
этого стиха не имеется.
37 Ученики спрашивают: где именно совершится это отделение одних людей
от других? Господь отвечает, что это будет совершаться везде, где будут
люди, заслуживающие наказания. Объяснение самого сравнения см. Мф ХХIV,
28.