|
|
Евангелие от Луки
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
18
1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не
стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила:
защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога
не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила
больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и
медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя,
найдет ли веру на земле?
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они
праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не
таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот
мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя
себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот:
ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя
возвысится.
15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же,
видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не
возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не
войдет в него.
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне
делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как
только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не
лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что
имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и
приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство
войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому
войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или
родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия
Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни
вечной.
31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в
Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне
Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и
оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны,
и они не разумели сказанного.
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося
милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын
Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел
к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя
это, воздал хвалу Богу.
Притча о вдове (1-8). Притча о фарисее и мытаре (9-14). Благословение
детей и опасность богатства (15-30). Предсказание Христа о Своей смерти
и исцеление слепого близ Иерихона (31-43).
1 Слова Христа о том, что ученики не увидят "дня Сына человеческого", не
найдут себе подкрепления в наступлении дня суда (XVII, 22), произвели,
конечно, на них тяжелое впечатление. Чтобы показать, что они все же не
должны унывать, Господь говорит им притчу, которая вразумляет их, что
Бог все-таки слышит и услышит просьбы Своих избранных (т. е. их,
учеников Христа) и исполнит их. - Всегда молиться. Некоторые толкователи
разумеют здесь "постоянное стремление души к Богу", которое должно
продолжаться в течение жизни, хотя для молитвы бывают часы более сильной
и сосредоточенной теплоты (Тренч с. 408). Но употребленный здесь глагол
"молиться" (proseucesqai) означает действительную молитву, в прямом
значении этого слова. Что же касается выражения "всегда" (pantote), то
оно несомненно имеет смысл гиперболический. Так это слово часто
употребляется в Св. Писании (напр., скорбь моя всегда предо мною. - Пс
XXXVII, 18. - Пребывали всегда в храме. - Лк XXIV, 53). - Не унывать -
по связи речи, не унывать во время молитвы, когда видят, что она не
исполняется. - Содержание и цель притчи здесь указывает сам евангелист,
а не Христос (как почему-то утверждает Тренч. С. 408).
2-5 Судья (см. Mф V, 25). - Притча эта очень напоминает собою притчу о
друге, пришедшем в полночь с просьбою к другу (Лк XII, 5 и сл.). Как
там, так и здесь удовлетворение просьбы получается в силу особой
настойчивости, с какою там друг выпрашивает хлеба у друга, а здесь вдова
просит неправедного судью разобрать ее дело. - Чтобы она не приходила
больше докучать мне - точнее: "подставлять мне синяки под глаза". Судья
шутя говорит, что, пожалуй, женщина дойдет в своем отчаянии до того, что
станет бить его (upopiaxhme) по лицу...
6-8 Смысл нравоучения, выводимого из притчи Христом, следующий. Христос
как бы учит: Слушайте, что говорит судья неправедный! Но Бог - Он ли не
защитить избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? Ужели можно
сказать, что Он медлителен в отношении к ним? (по принятому у нас греч.
тексту здесь стоит прич. makroqumwn, а по более проверенному тексту
нужно читать makroqumei - 3-е лицо наст. врем.) Разве может Он не прийти
к ним на помощь? - Тем не менее, если Христос здесь отрицает
действительно замедление со стороны Бога, то Он не говорит, чтобы дело
не представлялось иначе и избранным Божиим. Им может казаться, что такое
замедление существует, потому что Бог, по Своей премудрости, не всегда
исполняет просьбы и людей благочестивых, отлагая это до известного
времени. После этого Христос с особою силою высказывает такое положение:
"Бог сотворит отмщение, о котором вопиют Его избранники, вскоре", т. е.
быстро, когда это нужно будет, освободит Своих избранников от их врагов,
которые понесут наказание при втором пришествии Христа, и прославит этих
избранников в Царстве Мессии (ср. 21, 22). Хотя идея этого отмщения в
Евангелии от Луки и не имеет той резкой формы, какую она получила у
других новозаветных писателей, напр., в Апокалипсисе, тем не менее,
все-таки, и она вообще не чужда ев. Луке (ср. I, 51 и сл. 71 и сл.). -
Но Сын человеческий пришед найдет ли веру на земле? Эти слова несомненно
стоят в связи с предыдущею идеею о последнем суде. Христос как бы
говорит: Это уже несомненно, что Сын Человеческий придет, чтобы помочь
верующим и наказать неверующих. Но вопрос в том, много ли больше веры
найдет Он в Себе, приходя во второй раз, чем нашел при первом Своем
пришествии на землю? Здесь Господь повторяет мысль, высказанную Им при
изображении времени второго пришествия в гл. XVII - ст. 26 и сл. По
Тренчу (с. 415) и еп. Михаилу, здесь речь идет об умалении веры в
верующих, о некотором ее ослаблении. Но Христос не говорит, что мало
найдет веры в среде христианства, а вообще изображает состояние
человечества: веру на земле (epi thV ghV). Грусть слышится в этих словах
Христа: Ему больно, что придется к большинству людей применить строгое
осуждение, вместо того, чтобы их помиловать и сделать участниками Своего
славного Царства.
9 Притча о мытаре и фарисее находится только у одного ев. Луки. Целью
притчи, несомненно, было - несколько понизить сознание собственного
достоинства среди учеников Христа (избранные - ст. 7-й) и научить их
смирению. Их и нужно разуметь под теми, которые слишком высоко ставили
свою праведность и унижали других. К фарисеям же Христос не мог
обратиться с притчею, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей,
выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим
осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно
правильною.
10 Вошли - точнее: поднялись (anebhsan). Храм стоял на горе. - Фарисей -
см. Мф III, 7. - Мытарь - см. Мф V, 46.
11 Став. Молились иудеи обыкновенно стоя (Мф VI, 5). - Сам в себе. Эти
слова по русск. тексту, согласному с Т. Вес., относятся к слову
"молился" и обозначают молитву "про себя", не выраженную громко. По
другому чтению, слово это относится к слову став (И. Вейс) и будет
указывать на то, что фарисей не хотел приходить в соприкосновение с
такими людьми, как мытарь. Последнее мнение, впрочем, едва ли можно
принять, потому что этого не допускает смысл греческого выражения
(поставлено здесь не kaq eauton, а proV eanton). - Боже! благодарю Тебя.
Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходить к осуждению
ближних и к возвеличению себя самого. Это не Бог дал ему силы совершать
добрые дела, а он им все сделал. - Сей мытарь - правильнее: вон тот,
мытарь! - выражение презрения.
12 Кроме отрицательных качеств, какие приписал себе фарисей выше (он -
не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он говорит теперь о своих
положительных заслугах пред Богом. Вместо того чтобы поститься один раз
в году - в праздник очищения (Лев XVI, 29), он, подобно другим набожным
иудеям, постится еще два дня в неделю - во второй и пятый (ср. Мф VI,
16). Вместо того чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли,
получаемой ежегодно в стаде, или от плодов (Чис XVIII, 25), он дает
десятину от "всего", что получает - с самых, напр., мелких трав (Мф
XXIII, 23).
13 Мытарь в это время стоял вдалеке от фарисея (доселе речь шла только о
фарисее - значит и расстояние указывается по направлению от него). Он не
смел выступить на видное место, где, без сомнения, смело стал фарисей, и
молился Богу только о том, чтобы Бог был милостив к нему, грешнику. При
этом он ударял себя в грудь - в знак печали (ср. VIII, 52). Он думал
только о себе, ни с кем себя не сравнивал и ничем себя не оправдывал,
хотя, конечно, и мог бы сказать что-нибудь в свое оправдание.
14 После такой молитвы мытарь пошел (точнее: сошел, ср. 10 ст.) домой
оправданным, т. е. Бог признал его праведным и дал ему это почувствовать
особою радостью сердца, особым чувством умиления и успокоения (Тренч с.
423), потому что оправдание не есть только акт, совершающийся в Боге, но
и переходит на оправданного человека. Мысль об этом оправдании, как
совмещающем в себе и признание человека праведным и усвоение человеком
праведности Божией, раскрыта была еще ранее написания Ев. Луки Апостолом
Павлом в его посланиях, и, без сомнения, ев. Лука, употребляя выражение
"оправданный", понимал его так, как его учитель, Ап. Павел. - Более,
нежели тот. Это не значит, что и фарисей был оправдан, хотя и не в такой
степени, как мытарь: фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи,
прямо осужденным. - Ибо всякий - мысль вполне подходящая в притче. Смысл
изречения см. в XIV, 11.
15-17 После заимствований из известного ему источника, ев. Лука снова
начинает повествовать о событиях путешествия Христа в Иерусалим, следуя
главным образом ев. Марку (см. Мк X, 13-16; ср. Мф ХIX, 13-14). -
Приносили к Нему и младенцев (ta brefh - детей самого раннего возраста).
- Подозвав их, сказал... В русск. переводе, по-видимому, речь об
учениках, но, как видно из греческ. текста, зов Христа был обращен к
самим малюткам (proskal. auta), а речь (сказал) - к ученикам.
18-30 Беседа об опасности от богатства приведена у ев. Луки согласно с
ев. Марком (см. Мк Х, 17-31). Ев. Матфей приводит эту беседу с некоторым
пополнением ответа Петру (см. Мф ХIX, 16-30). - Некто из начальствующих
(arcwn tiV) - может быть, предстоятель синагоги. Это определение
собеседнику Христа сообщает только один ев. Лука.
31-43 Предсказание Христа о Своей смерти и исцеление слепца близ
Иерихона ев. Лука передает, следуя ев. Марку (см. Мк Х, 32-34, 46-52). -
Совершится все написанное чрез пророков - это прибавление ев. Луки, т.
е. ближе всего пророчества Захарии (XI, 12 и сл. ; XII, 10; ср. Иc
LIII). - Они ничего не поняли, - т. е. не могли представить себе, как
может быть умерщвлен Мессия (ср. IХ, 45). - Когда же Он подходил к
Иерихону. Исцеление слепца, таким образом, по Ев. Луки совершилось пред
входом Господа в город, а по Марку и Матфею по выходе из города. Это
противоречие можно объяснить тем, что в то время Господь исцелил двух
слепцов, как и сообщает ев. Матфей (XX, 30) - одного пред входом в
Иерихон, а другого - по выходе из этого города. О первом и сообщает ев.
Лука.