|
|
Книга Неемии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
11
1 И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили
жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город
Иерусалим, а девять оставались в прочих городах.
2 И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в
Иерусалиме.
3 Вот главы страны, которые жили в Иерусалиме, - а в городах Иудеи жили,
всякий в своем владении, по городам своим: Израильтяне, священники,
левиты и нефинеи и сыновья рабов Соломоновых; -
4 в Иерусалиме жили из сыновей Иуды и из сыновей Вениамина. Из сыновей
Иуды: Афаия, сын Уззии, сын Захарии, сын Амарии, сын Сафатии, сын
Малелеила, из сыновей Фареса,
5 и Маасея, сын Варуха, сын Колхозея, сын Хазаии, сын Адаии, сын
Иоиарива, сын Захарии, сын Шилония.
6 Всех сыновей Фареса, живших в Иерусалиме, четыреста шестьдесят восемь,
люди отличные.
7 И вот сыновья Вениамина: Саллу, сын Мешуллама, сын Иоеда, сын Федаии,
сын Колаии, сын Маасеи, сын Ифиила, сын Исаии,
8 и за ним Габбай, Саллай - девятьсот двадцать восемь.
9 Иоиль, сын Зихри, был начальником над ними, а Иуда, сын Сенуи, был
вторым над городом.
10 Из священников: Иедаия, сын Иоиарива, Иахин,
11 Сераия, сын Хелкии, сын Мешуллама, сын Садока, сын Мераиофа, сын
Ахитува, начальствующий в доме Божием,
12 и братья их, отправлявшие службу в доме Божием - восемьсот двадцать
два; и Адаия, сын Иерохама, сын Фелалии, сын Амция, сын Захарии, сын
Пашхура, сын Малхии,
13 и братья его, главы поколений - двести сорок два; и Амашсай, сын
Азариила, сын Ахзая, сын Мешиллемофа, сын Иммера,
14 и братья его, люди отличные - сто двадцать восемь. Начальником над
ними был Завдиил, сын Гагедолима.
15 А из левитов: Шемаия, сын Хашшува, сын Азрикама, сын Хашавии, сын
Вунния,
16 и Шавфай, и Иозавад, из глав левитов по внешним делам дома Божия,
17 и Матфания, сын Михи, сын Завдия, сын Асафа, главный начинатель
славословия при молитве, и Бакбукия, второй по нем из братьев его, и
Авда, сын Шаммуя, сын Галала, сын Идифуна.
18 Всех левитов во святом городе двести восемьдесят четыре.
19 А привратники: Аккув, Талмон и братья их, содержавшие стражу у ворот
- сто семьдесят два.
20 Прочие Израильтяне, священники, левиты жили по всем городам Иудеи,
каждый в своем уделе.
21 А нефинеи жили в Офеле; над нефинеями Циха и Гишфа.
22 Начальником над левитами в Иерусалиме был Уззий, сын Вания, сын
Хашавии, сын Матфании, сын Михи, из сыновей Асафовых, которые были
певцами при служении в доме Божием,
23 потому что от царя было о них особое повеление, и назначено было на
каждый день для певцов определенное содержание.
24 И Петахия, сын Мешезавела, из сыновей Зары, сына Иуды, был доверенным
от царя по всяким делам, касающимся до народа.
25 Из живших же в селах, на полях своих, сыновья Иуды жили в Кириаф-Арбе
и зависящих от нее городах, в Дивоне и зависящих от него городах, в
Иекавцеиле и селах его,
26 в Иешуе, в Моладе и в Беф-Палете,
27 в Хацар-Шуале, в Вирсавии и зависящих от нее городах,
28 в Секелаге, в Мехоне и зависящих от нее городах,
29 в Ен-Риммоне, в Цоре и в Иармуфе,
30 в Заноахе, Одолламе и селах их, в Лахисе и на полях его, в Азеке и
зависящих от нее городах. Они расположились от Вирсавии и до долины
Енномовой.
31 Сыновья Вениаминовы, начиная от Гевы, в Михмасе, Гае, в Вефиле и
зависящих от него городах,
32 в Анафофе, Нове, Анании,
33 Гацоре, Раме, Гиффаиме,
34 Хадиде, Цевоиме, Неваллате,
35 Лоде, Оно, в долине Харашиме.
36 И левиты имели жилища свои в участках Иуды и Вениамина.
1-2.
Заботы об увеличении населения Иерусалим. 3-36. Слисок глав страны,
живших в Иерусалиме и в городах Иудеи.
1-2. В VII, 4 сообщается, что после окончания стены Неемия обратил
внима-ние на малочисленность населения Иерусалима и озаботился
увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но
прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те
торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII—X. Только по
окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к
осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2
сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень краткой не вполне
понятно. - И жили начальники народа в Иерусалиме. Замечание это
понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в
строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме
начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что
простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне
Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом
увеличить население народа, и 1/10часть жителей должна была переселиться
сюда. По позднейшим сказаниям (Сир XLIX, 13) Неемия со своей стороны
способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме
дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (Древн.
XI, 5. 8). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению
населения города Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и
Тиграноцерте. - В ст. 1-м Иерусалим назыеается святым городом, как
город, в ко-тором был храм и к которому относились обетования пророков (Ис
XLVIII, 2; LII, 1).
2. Лица, долженствовавшие переселиться в Иерусалим, определялись
посредством жребия. Но из ст. 2 видно, что, прежде чем приступили к
бросанию жребия, некоторые согласились добровольно переселиться в
Иерусалим. Так как этим они избавляли других от вынужденного и, может
быть, невыгодного переселения, то они были благословляемы народом.
3. Начало ст. 3-го является надписанием следующего далее списка жителей
Иерусалима и всей занятой иудеями области. Вот главы страны
(hammedinah), т.е. Иудеи, как провинции (medinah) Персидского царства (1
Езд II, 1)? Конструкция евр. текста стиха не ясна, и потому он
переводится различно. Вместо нашего перевода а в городах Иудеи более
правильно перевести и в городах Иудеи и считать эти слова и дальнейшие
не вводным предложением. Тогда заглавие будет показывать, что следующий
список заключает не одних жителей Иерусалима,
а и жителей других городов.
Как в общем плане, так и в отдельных именах список Неем II сходен с
приводимым в 1 Пар IX. Некоторые авторы (Моверс, Герцфельд) полагают,
что оба списка относятся к одному и тому же времени, послепленному,
причем список 1 Пар IX был редактирован несколько позднее Неем II.
Сходство между списками объясняется при этом тем, что они заимствованы
из одного источника, а различие - сравнительно позднейшей редакцией
списка 1 Пар К. Более справедливо, однако, в данном случае мнение Кейля,
который список 1 Пар IX относит к доп-ленному времени, а Неем II ко
времени Неемии. Наличие списков Кейлъ объясняет изменением состава
населения Иерусалима и Иудеи ко времени Неемии. Вместо трех родов Иуды
(Уфая, Асаии и Иеуила), поименованных в 1 Пар IX, в Неем II, 4-5
называются только два - Афаии и Маасеи, которых можно отождествлять с
Уфаей и Асаией 1 Пар IX. Из четырех родов Вениаминова колена, названных
в 1 Пар IX, в Неем II опять упоминаются два. Это объясняется, вероятно,
тем, что некоторые роды остались в Вавилоне и не имели уже в
послепленное время своих представителей в Иерусалиме. Общее число
священников в 1 Пар IX определяется цифрой 1760, а в Неем II,12 - цифрой
1192. Имен левитов в Неем II также названо менее, чем в 1 Пар IX. Из
четырех фамилий привратников (1 Пар IX, 17: Шаллум, Аккуб, Талмон и
Ахиман) в Неем II упоминаются только два первые. Наоборот, отдельные
личности, принадлежащие времени Неемии, не называются в 1 Пар IX: таковы
Иоиль, Иуда (Неем II, 9), Уззий (ст. 22), Шавфай, Иозавад (ст. 16).
Недоумение при этом возбуждает то обстоятельство, что указываемые в 1
Пар IX числа, относящиеся к доппенному времени, не превосходят
значительно чисел Неем II.
4. Список начинается с колена Иудина, представители которого распадались
на два рода - Афаии из линии Фареса и Маасеи из линии Шелы. Линия
третьего сына Иуды Зары, по-видимому, ко времени Неемии прекратилась.
5. Вместо Шилония, имени невозможного в колене Иудином (от города
Ефремова Сапома), Риссель предлагает читать Шелания (от Шелы - ср. Чис
XXVI, 20}.
7-8. В ст. 7-8 называются жившие в Иерусалиме два рода колена
Вениаминова - род Саллу и род Габбая Саллая. В 1 Пар IX, 8 называются
четыре линии колена Вениаминова, причем вместо Габбая поименован Ивния.
Берто и Риссель предлагают и в ст. 8 читать это имя, предполагая, что
Габбай-Саллай возникло по ошибке. Указанная в ст. 8 цифра 928, вероятно,
относитсятолько к роду Габбая.
9. В ст. 9 называются отдельно начальники колен Иудина и Вениаминова
(над ними, т.е. над упомянутыми выше): Иоиль, сын Зихри, и Иуда, сын
Сенуи. Вероятно, Иоиль принадлежал к колену Иудину, а Иуда был
вениамитянином (1 Пар IX, 7}. О Иуде замечается, что он был al hair
mishne. Это замечание некоторые экзегеты понимают в том смысле, что Иуда
был начальником над городом вторым в Иерусалиме, т.е. над частью города
к западу от храмовой площади и к северу от среднего города (4 Цар XXII1,
14; Соф 1,10; 2 Пар XXXIV, 22; Ср. Древн. XV, 11.5}. Но втаком значении
mischne имело бы член (как в 4 Цар XXII, 14 и Соф 1,10), кроме того, оно
обыкновенно употребляется о лицах второго ранга (4 Цар ХХIII, 4; 1 Цар
VIII, 2; XVII, 13; 1 Пар XV, 18). В виду этого и указанное замечани ео
Иуде правильнее понимать в том смысле, что он был в городе начальником
второго ранга (LXX и слав.: "от града, вторый").
10.Со ст. 10 начинается список священников. Иедаия, сын Иоиарива, Иахин.
По 1 Пар IX, 10, Иедаия не был сыном Иоаирива.Поэтому слово ben (сын)
считается ошибочно попавшим в текст 10 ст. Так. обр., вст. названы не
два, а три священнических рода, дествававшие уже в допленное время (1
Пар XXIV, 7.17 и IX, 10). Далее в ст. 11-14 названы позднее возникшие
роды Сераии, Адаии и Амашсая.
11. Вместо Сераии в1 Пар IX,11 называется Азария. По мнению Рисселя,
чтение 1 Пар IX, 11 более правильно. Но разпичие имен лучше,
по-видимому, объяснять тем, что в допленное время, которое имеет в виду
список 1 Пар IX, известный род назьвался именем Аварии, а после него
стал уже носить имя Сераии (ср. Неем X, 3; XII, 1.12).
12. В ст. 12 указано число принадлежавших народу Сераии. Имя Адаии,
предполагают, заменяет имя Масхии (1 Пар XXIV, 9), а в Неем XII, 6-7 его
должно разуметы под одним из двух Иедаий.
13. Число 242 обнимает не одних "глав поколений", потому что в таком
случае число было бы слишком велико. Род Амашсая или по 1 Пар IX, 12
Маасея в Неем XII, 6, предполагают, упоминается под именем Шемаи.
14. В 1 Пар IX, 13 общее число священников определяется цифрой 1760, а
по Неем XI, 10-14 для послеппенного времени эта цифра уменьшилась до
1192. - По ст. 14 начапьником над священниками был Завдиил, сын
Гагедолима. Последнее имя понято LXX-ю в смысле прилагательного (gadol -
великий), и отсюда получилось: uioV twn megalwn в слав. "Сохриил сын
великих'. В чем состояло начальствование Завдиила - неизвестно (ср. Иер
XX, 1-7).
15-18. Список левитских родов, из которых названы шесть.
16. Левитские роды Шавфая и Иозавада упоминаются в VIII, 7. Их
обязанностью, пост. 16, были внешние дела дома Божия, к числу которых,
судя по 1 Пар. XXVI, 29, относилось письмоводство, суд и заботы о нуждах
культа и храмового персонала. Замечанием из глав левитов писатель желает
отметить, что он говорит о Шавфае и Иозаваде не как об отдельных
личностях, а как о представителях, по имени которых назывались известные
роды.
17. Потомок Асафа Матфания упоминается еще в 1 Пар IX, 15, где деду его
усвоявтея имя Зихрия (а не Завдия, как в ст. 17}. Он был "главным
начинателем славословия при молитве". Последнее замечание в греч. Ватик.
отсутствует, а в тек. Апекс и в нашем слав, еврейс. jehode понято в
смысле собственного имени,
откуда и получилось не имеющее смысла чтение слав, и "Иуда молитвы".
18. В 1 Пар. IX из левитов называются Шемаия, Бакбакар, Хереш, Галал,
Матфания, Авдия, т.е. также шестъ имен, из которых только два
согласуются с упоминаемыми в Неем XI, 15-16.Вероятно, стоящие в
последнем месте имена Бакбукия и Авда соответствуют Бакбакару и Авдии 1
Пар IX. Указание общего числа левитов в 1 Пар IX отсутствует.
19. Имена привратников Аккува и Талмона упоминаются в 1 Пар IX, 17, где
сообщаются и некоторые сведения о привратниках (17-26}. В 1 Пар IX, 22
число привратников определяется цифрой 212 (вместо 172 Неем XI, 19);
вероятно, в 1 Пар IX указываются и привратники, жившие в городах.
20-24. Прочие израильтяне, священники, левиты жили по всей городам
Иудеи. Из вавилонского плена возвратились преимущественно члены колена
Иудина и Вениаминова, но им усвояется имя израильтян, так как они
рассматриваются, как представители 12-ти колен, всего Израиля (1 Езд II,
10; III,1; VI, 16-17, 21; VII, 7; Неем II, 10). Жили они во всех городах
Иудеи, - не в области только колена Иудина, а во всей Иудее, каждый в
своем уделе.
21. Место жительства нефинеев указывается согласно с III, 26. Один из
начальствовавших над нефинеями Циха упоминается еще в 1 Езд II, 43; Неем
VII, 46. Имя Гишфы, не встречающееся в других местах, вероятно, можно
отождествить с именем Хасуфы, который в 1 Езд II, 43 и Неем VII, 46
поставляется вслед за Цихой.
22-23. Уззию, как видно из ст. 23, принадлежало не только
начальствование в деле левитского служения, но и распределение
назначенного певцам от царя содержания. Упоминание о царе должно
относить к царю персидскому, а не к Давиду, организовавшему левитское
служение.
24. И Петахия - был доверенным от царя (lejad hammelech) по всяким
делам, касающимся народа. Судя по этому замечанию, Петахия был царским
комиссаром в Иерусалиме, который имел постоянные сношения с царем и его
правительством. Каково было его отношение к pecnah (областеначальнику),
неизвестно. Его служебная деятельность, может быть, состояла в том, что
он должен был наблюдать за поступлением тех податей натурой и деньгами,
которые из провинции должны были идти в пользу иудеев (Риссель). Петахия
был из колена Иудина, но не из линии Фареса, из которой происходила
фамилия Давида (1 Пар II).
25. По ст. 3-му, должно было бы ожидать в ст. 25-36 список глав или
родов страны. Но писатель, очевидно для краткости, ограничивается тем,
что наэывает местности, занятые иудеями, не упоминая о главах округов. -
Из живших же в селах, на полях своих (veel hachazerim bisedolham), севр,
точнее: "а что касается сел и полей". - Все названные в ст. 25-29
местности, за исключением неизвестной Иешуи (ст. 26} и Мехона (ст. 26),
упоминаются уже в Нав XV, как города Иудины. Границами занятой иудеями
территории в 30 ст. представляются Вирсавия на севере и Енномова долина
на юге от Иерусалима. По Нав XV Енномова долина и в глубокой древности
составляла границу между Иудой и Вениамином
30-35. Местности, занятые коленом Вениаминовым. Большей частью
называются те, которые упоминаются уже в 1 Езд II. Исчисление начинается
с Гивы. По 4 Цар XXIII, 8 и Зах XIV, 10 Гива лежала на северной границе
южного царства, на расстоянии около 3 ч. пути к северу от Иерусалима Это
нынешняя Джибия в вади Эль-Джиб. -Обращает на себя внимание то
обстоятельство, что в рассштр. стихах в числе занятых иудеями городов не
называются Иерихон, Мицфа и Гаваон (ср. Неем III). Вообще список занятых
местностей, приводимый в Неем XI, отличается от списка 1 Езд II, 20 и
след.; Неем VII, 25. Это отличие можно объяснять не только вероятной
порчей текста, но и тем, что население не успело еше твердо осесть на
известных местах и переходило на другие.