|
|
Книга Неемии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
8
1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим,
тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред
Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу
закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
2 И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех,
которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;
3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от
рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли
понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона.
4 Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего
сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и
Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и
Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам.
5 И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял
выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.
6 И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал:
аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались
пред Господом лицем до земли.
7 Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита,
Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем
как народ стоял на своем месте.
8 И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование,
и народ понимал прочитанное.
9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты,
учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему;
не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова
закона.
10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части
тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу
нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление
для вас.
11 И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей
свят, не печальтесь.
12 И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с
великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им.
13 На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники
и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона.
14 И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы
сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах.
15 И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в
Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и
ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других
широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному.
16 И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей
кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных
ворот, и на площади у Ефремовых ворот.
17 Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От
дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы.
Радость была весьма великая.
18 И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до
последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день
попразднество по уставу.
1-2.
Собрание нзрода дня чтения книги закона. 3-8. Чтение закона в первый
день седьмого месяца. 9-12 Впечатление, произведенное на народ. 13-18.
Празднований Кушей
1. Когда наступил седьмой месяц. Времени совершения важных событий,
описанных в гл. VIII—X, писатель точно необознанает.В самом содержании
гл. VIII -X также нет ясных указаний на год, к которому эти главы
относятся. Вследствие этого между исследователями по данному пункту
существует разногласие. Во 2 Езд IX, 37-55 повествование о чтении закона
в седьмой месяц следует за известием об изгнании, по настоянию Ездры,
жен иноплеменниц, о чем идет речь в 1 Езд IX - X. Принимая во внимание
это, некоторые исследователи рассматриваемый раздел (Неем VIII-X)
считают прямым продолжением 1 Езд IX-X. Ход событий в таком случае
представляется так: в 5 мес. 7 года Артаксеркса 1 Лонгимана (458 доР.Х.)
Ездра прибыл в Иерусалим (1 Езд VII, 8); в 20 день девятого месяца того
же года состоялось народное постановление об удалении жен иноплеменниц
(1 Езд X, 8); осуществление постановления заняло время до конца года (1
Езд Х, 17); в седьмом месяце следующего под т.е. второго по прибытии
Ездры, были собрание и события, описанные в Неем VIII—X (Фриче, Винклер).
Против изложенного взгляда на хронологическую дату Неем VII-X
справедливо, однако, указывают на следующее: а) по изложенному взгляду
происшествия, описанные в Неем VIII-Х, произошли,/» прибытия Неемии.
Между тем в VIII, 9, X, 1 мы имеем сообщение об участии в событиях
Неемии, причем нет никаких оснований эти сообщения (VIII, 9; тогда
Неемия, он же Тиршафа; X, 1: Неемия-Тиршафа) считать позднейшими
глоссами; б) при изложенном взгляде на Неем VIII - X помещение глав в
книгелосле описания деятельности Неемии является мало понятным. Ввиду
этого другие авторы (Риссель, Келер) полагают, что нет основания
разрывать связь VIII - X гл. кн. Неемии с непосредственно им
предшествующими. Отсутствие обозначения года в начале VIII-й гл. ("когда
наступил седьмой месяц") дает основание заключать, что писатель говорит
о том же годе, о котором шла речь выше, т.е. о годе окончания стены (VI,
15). Седьмой месяц (ст. 1) -есть следующий (тисри) за шестым (улом).При
таком понимании хронологической даты ст. 1 недоумение может возбуждать
то обстоятельство, что Ездра выступил с проповедью закона, составлявшей
(по1 Езд VII) цель его прибытия в Иерусалим, только по прошествии 12-ти
лет. Но это недоумение удовлетворительно разъясняется, если принять во
внимание те неблагоприятные условия, при которых должен был действовать
Ездра по прибытии в Иерусалим, - его борьбу с врагами народа, заботы об
устроений внешней жизни общины и т.п. Только прибытие Неемии и устроение
стен города, обезопасив положение народа, дали возмокностьЕздре
выступить надело утверждения в народе духа законности. Имело значение в
данном случае, без сомнения, желание Ездры, чтобы в народе постепенно
подготовлена была почва для усвоения закона, для чего, конечно,
требовалось время.
Местом собрания народа, по ст. 1, послужила площадь перед Водяными
воротами (ср. III, 26). В 2 Езд IX, 38 местом собрания народа
представляется пространство пред восточными воротами храма Если Водяные
ворота отождествлять с нынешними Золотыми, то, значит, местом собрания
была площадь между Золотыми воротами и восточными воротами храма,
ведшими во внешний двор.
И сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу Закона Моисеева. Таким
образом, инициатива изучения закона исходила от самого народа, и Ездра
мог теперь приступить к осуществлению цели своего прибытия в Иерусалим с
надеждой на успех.
2. Из ст. 2 видно, что в собрании присутствовали не только мужчины и
женщины, но и дети. Последние разумеются в замечании: всех, которые
могли понимать. - В первый день седьмого месяца - первый день седьмого
месяца издревле был большим праздником (Лев XXIII, 23-25; Чис XXIX,
1-2); вероятно, поэтому и собрание было назначено на этот день.
3. Чтение Ездрой книги закона продолжалось от рассвета до полудня, т.е.
6-7 часов. Из дальнейшего повествования видно (ст. 4-8), что не было
чтение непрерывное: оно прерывалось теми толкованиями, которые
присоединяли левиты к прочитанным отделам.
4. Как видно из ст. 4, Ездра читал закон, стоя на деревянном возвышении,
сделанном для данного случая (евр. Laddabar - 'для этого дела', рус.
'для сего'). На этом возвышении рядом с Ездрой стояли также - 7 мужей по
левую сторону и 6 по правую. Вероятно, это были священники,
присутствовавшие в качестве свидетелей. По крайней мере, по гл. III (ст.
4.6.11.14.21-25) названные в 4 ст. лица выступают, как принадлежащие к
священническим родам. Возбуждает недоумение то, что во время
торжественного чтения закона отсутствовал первосвященник. Бертолет
объясняет это состоянием первосвященнического дома, - именно сильным
сильным омирщвлением его.
5. Когда Езда открыл книгу закона, то весь народ встал. По раввинскому
преданию, обычай вставать при чтении закона соблюдался от времени Моисея
до Гамалиила. Но в Библии нет указания на существование этого обычая в
допленное время (ср. Суд III, 20; Иов XXXVII, 12).
6. Ст. 6 дает важные указания касательно богослужебной практики
послепленного времени. И благословил Ездра Господа, -или как Давид (1
Пар XXIX, 10), или словами какого-либо псалма (ср. 1 Пар XVI, 8 и 9).
7. Иисус... и левиты поясняли народу закон. Из выражения и левиты
(Vehaleviim) можно бы заключать, что Иисус и другие названные в ст. 7
лица были не левиты. Но эти лица, несомненно, были левиты; поэтому,
вместо haleviim лучше, ввиду 2 Езд IX, 48, читать leviim ("левиты'). В
тексте кн. Неемин названо 13 имен левитов, толковавших закон; то же
количество имен приводится и во _2 Езд IX, 48, хотя имена называются
другие. У LXX названы только 3 первых имени (Иисус, Ванаия, Шеревия),
остальные же пропущены. Как именно названные в ст. 7 лица участвовали в
чтении закона, из текста не видно. Шульц представляет дело так, что
народ был разделен на 13 групп и каждой группе предлагалось толкование
закона. По мнению Рисселя, левиты по очереди толковали закон всему
собранию.
6. И читали из книги, из закона Божия внятно (meporasch). По Талмуду
евр. meporash в данном месте имеет значение раздельно, ясно, именно
указывает на то, что закон переводился на арамейский язык. Но в виду
_Лев XXIV, 12 и Чис XV, 24 едва ли евр. parasch можно понимать в
значении переводить Кроме того, для общества времени мени Неемии не бьшо
ещу нужды в переводе закона, так как оно, без сомнения, говорило еще
по-еврейски, как видно из факта появления кн. Малаши, Еадры и Неемии, а
также из замечания Неем XII, 24. Зигфрид и Бертолет принимают евр.
meporasch в значении: 'по отделам', 'раздельно'. Но, по-видимому, более
справедливо в евр. meporasch видеть вместе с некоторыми экзегетами
(Кейль, Шульц) указание на то, что левиты делали парафрастические
объяснения прочитанного Ездой.
9. Тогда Неемия, он жеТиршафа.В ст. 9 мы имеем саздегельствооб участии в
собрании народном и Неемии. Однако в параллельном месте 2 Езд IX, 49 нет
упоминвния о Неемии, и вместо приведенных слов читается: "и сказал
Атфарат Ездре".По-видимому, греч. 'AtJarathV представляет переделку
eep.Tirshapha. Пропуск во 2 Езд IX, 49 имени Неемии побуждает некоторых
исследователей слова 9 ст. тогда Неемия (Nechernjahu) считать позднейшей
вставкой. В таком случае упоминание о Неемии в Неем VIII-X исчезает, и
время совершения описанных в разделе событий должно определяться
независимо от прибытия в Иерусалим Неемии. Другие зкэегеты считают слова
он же Тиршафа (Штаде, Сменд, Велльг.), а Бертолет - все замечание 9 ст.
о Неемии. Возможности появления подобной глоссы в ветхоз. библейском
тексте нет основания отрицать. Но в то же время нет никаких данных и для
того, чтобы утверждать наличность глоссы в рассматриваемом месте. -
Тиршафа, как замечено было выше, есть персидский титул наместника
(pechah).
10. И сказал им, - по ходу речи, сказал Неемия, чем, конечно, не
исключается и того, что с увещанием к народу обратились также Ездра и
левиты.- Посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, т.е.
знакомым и особенно бедным (Ср. Втор XVI, 14; 1 Цар VI, 13; 2 Цар VI,
19; Есф IX, 19). - Радость пред Господом - подкрепление для вас: :у LXX
esti kurioV iscuV umwn, "Господь крепость ваша'.
11. Сознание преступлений закона вызвало в народе чувство скорби,
выразившееся в плаче. Но в этой скорби заключалась таске надежда на
светлое будущее, на то, что закон получит, наконец, для народа то
значение, которое принадлежало ему по намеренно законодателя. Вот почему
Ездра и левиты принимают меры к успокоению народа и заботятся о том,
чтобы день чтения закона получил значение дня радости.
12. Ибо поняли слова, которые сказал им: не слова закона, а приглашение
к радостному празднованию.
13. Как видно из ст. 13, народ после чтения закона разошелся по домам,
но главы поколений на другой день явились к Ездре, чтобы он изъяснял им
слова закона. Вероятно, ввиду наступления седьмого месяца явилось
желание отпраздновать надлежащим образом праздник Кущей, и представители
народа пришли к Ездре за тем, чтобы в точности узнать повеление закона о
празднике. - Главы поколений от всего народа, священники и левиты: с
евр, т. последние два слова должны бы быть переведены в род. падеже.
Таким обр., и от священников и левитов в частном собрании у Ездры были
только представители.
14. И нашли написанное в законе: разумеется постановление Лев XXIII,
39-43 (Втор XVI, 13-15) о празднике Кущей.
15. Приведенное в ст. 15-м приглашение, с которым - по евр. тексту главы
поколений, а по LXX - Ездра - обратились к народу, не является дословной
цитатой из закона. - Пойдите на гору: в этих словах нет нужды видеть
указание на
гору Елеонскую. Обращается внимание на горы вообще, как на такие места,
которые покрыты деревьями. - И ветви других широколиственных дерев:
слав. "ветви древес дубравных" - Чтобы сделать кущи по написанному. В
законе Моисеевом не называются те деревья, которые перечисляются в ст.
15, как материал для кущей. Поэтому замечание по написанному нужно
относить к общему смыслу предписания праздновать праздник в кущах, а не
к устроению кущей.
16. По ст. 16, кущи устраивались не только на часстных дворах, но и на
дворах дома Божьего. Здесь, вероятно, расположились для празднования
священники. О Водяных воротах см. прим.к III, 26. - Ворота Ефремовы, по
мнению новейших исследователей (Гутэ), принадлежали не ко второй стене
(Неемии), а к первой (ср. 2 Цар XIV, 13) и находились там, где теперь
перекрещиваются главные улицы с запада на восток и с юга на север.
17. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны
Израилевы. По мнению Михаелиса, слова сына Навина представляют догадку
позднейшего переписчика, писатель же имел в виду в приведенном замечании
не Иисуса Навина, а Иисуса первосвященника, современника Зоровавеля. Но
каких-либо оснований для этого мнения нет. -Замечание писателя о том,
что от дней Иисуса не делали так сыны Израилевы, не может быть понимаемо
в строго буквальном смысле, так как в Библии неоднократно упоминается о
праздновании Кущей после Иисуса Навина (Ср. 3 Цар VIII, 65; 2 Пар VII,
8-9; 1 Езд III, 4). Приведенное замечание, очевидно, имеет в виду
оттенить особенный характер празднования Кущей при Неемии. По мнению
Колера, особенность празднования состояла в том, что впервые от дней
древних исполнено было предписание Лев XXIII, 42 и были устроены
действительно кущи из зеленых деревьев, а не простые палатки.
18. И читали, с евр. "и читал", - очевидно, Ездра.