|
|
Книга Неемии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
5
1 И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев.
2 Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших
много; и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить.
3 Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы
свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода.
4 Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под
залог полей наших и виноградников наших;
5 у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие
же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей
наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении.
Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники
наши у других.
6 Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился.
7 Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и
начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я
против них большое собрание
8 и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам,
сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются
нам? Они молчали и не находили ответа.
9 И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны
ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?
10 И я также, братья мои и служащие при мне давали им в заем и серебро и
хлеб: оставим им долг сей.
11 Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и
домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили
их.
12 И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как
ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так
сделают.
13 И вытряхнул я одежду мою и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого
человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и
так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало все собрание: аминь. И
прославили Бога; и народ выполнил слово сие.
14 Еще: с того дня, как определен я был областеначальником их в земле
Иудейской, от двадцатого года до тридцать второго года царя Артаксеркса,
в продолжение двенадцати лет я и братья мои не ели хлеба
областеначальнического.
15 А прежние областеначальники, которые были до меня, отягощали народ и
брали с них хлеб и вино, кроме сорока сиклей серебра; даже и слуги их
господствовали над народом. Я же не делал так по страху Божию.
16 При этом работы на стене сей я поддерживал; и полей мы не закупали, и
все слуги мои собирались туда на работу.
17 Иудеев и начальствующих по сто пятидесяти человек бывало за столом у
меня, кроме приходивших к нам из окрестных народов.
18 И вот что было приготовляемо на один день: один бык, шесть отборных
овец и птицы приготовлялись у меня; и в десять дней издерживалось
множество всякого вина. И при всем том, хлеба областеначальнического я
не требовал, так как тяжелая служба лежала на народе сем.
19 Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего!
1-5.
Ропот среди иудеев. 6-11. Воздействие Неемии на знатнейших и
начальствующих. 12-13. Данная народом клятва. 14-15. Хараперистика
деятельности Неемии как наместника.
1. И сделался большой ропот в народе и у жен его. Обстоятельства, о
которых говорится в начале V-й гл., случились, по-видимому, в период
постройки стен. Ропот возник в среде низших классов народа. Причиной
ропота, как видно
из дальнейшего, служило тяжкое положение, созданное, с одной стороны,
обязательством бесплатной работы над стенами города, с другой -
эксплуатация со стороны "знатнейших и начальствующих" (ст. 7). Против
последних именно и под
нялся ропот ('на братьев своих иудеев'}.
2. Во 2 ст. речь идет о пролетариях, которые не имели собственных полей
и, в то же время, занятые бесплатной общественной работой, не могли
заработать себе хлеба. Они поэтому просили дать им хлеба.
3. Но и владельцы полей и виноградников терпели нужду вследствие
начавшейся дорогоеизиы хлеба, причиной которой, очевидно, было а)
скопление народа в Иерусалиме, 6) недостаток подвоза от соседей, с
которыми были враждебные отношения, и в) невозможность заняться
надлежащей обработкой полей и виноградников. Боясь отдать в залог всю
собственность, мелкие владельцы также обращались с просьбой о хлебе.
4-5. Еще тяжелее было положение тех, которые, заложив уже поля и
виноград-ники, вынуждены были продавать сыновей и дочерей в рабы для
того, чтобы достать хлеба (ср. Лев. XXV, 14-17; Исх. XXI, 7; 2 Цар IV,
1; Лев. XXV, 39; Иер. XXXIV, 8-22).
6. Я очень рассердился, - разумеется, на богатых и знатных, нарушивших
закон.
7. Неемия тотчас же обратился к знатным и богатым с упреком за то, что
они берут лихву с братьев. Закон Моисея запрещает брать проценты с
соплеменника (Исх XXII, 24; Лев XXV, 36; Втор. XXIII, 10). Поэтому
поступок иерусалимских богачей был нарушением закона.
8-9. Обличая нарушителей закона, Неемия, а качестве примера, указывает
себя и близких ему людей. Мы выкупали, т.е. Неемия и близкие ему люди, -
выкупали, очевидно, в Вавилоне. Вместе с этим Неемия напоминает о
необходимости соблюдения закона, как условии, при котором прекратится
уничижение народа и могут быть ниспосланы ему блага от Господа.
10-11. Из ст. 10 видно, что Неемия упрекает заимодавцев в том, что они
брали залоги, чего не делал он сам и близкие ему люди. В заключение он
приглашает заимодавцев простить долги (слав. "оставим лихоимство сие"),
возвратить залоги и взятые проценты.
12-13. Обличаемые изъявили согласие подчиниться внушению Неемии, и,
чтобы сделать это решение обязательным на будущее время, Неамия взял с
них торжественную клятву. - И позвал я священников и велел им дать
клятву - им - не священникам, а заимодавцам. После клятвы, решение
знатных и богатых было закреплено символическим действием (ср. Деян
XVIII, 6) и произнесением утверждающего все сказанное аминь. - И
прославили Бога - за то, что, содной стороны, облегчено было положение
бедных, с другой - восстановлены мир и единение в общине.
14. Ссылка на свой пример, сделанная в речи к нарушителям закона (ст.
8), дает повод Неемии охарактеризовать и вообще свою деятельность на
пользу народа. (Еще, т.е. в дополнение к сказанному в ст. 10). Здесь же
отмечзется и продолжительность деятельности Неемии. - Не ел хлеба
областеначальнического, т.е. не брал той суммы, которая полагается на
стол областеначальника.
15. Бескорыстие Неемии тем более замечательно, что бывшие до него
областеначальники, не известные нам, отягощали народ поборами, и это,
очевидно, как бы сделалось признаваемым всеми обычаем. Брали с них хлеб
и вино, кроме (achar) сорока сиклей серебра. Последние слова не ясны, и
значение евр. achar, переданного в рус. т. кроме, в других текстах
передается различно, именно у LXX escaton (последнее), в Вулг. quotidie
(ежедневно), а в сир. опускается совсем. Слав, т., соединяя чтение LXX и
Вульг., переводит 'по сих сребра (на всяк день) дидрахм четыредвсят".
Соответственно этому, и у экзегетов смысл выражения определяется
различно. По-видимому, мысль выражения та, что областеначальники
требовали более 40 сиклей, назначенных им на стол. 40 сиклей составляют
на наши деньги 46-48 рублей.
16. И полей мы не закупали. Смысл слов не влолне ясен. Мысль или такая,
что Неемия не воспользовался тяжелым временем и не скупил себе полей
(Риссель), или такая, что хотя Неемия и ближайшие сотрудники его не были
собственниками, владельцами полей, однако они принимали участие в
устроении стены.
17. Кроме приходивших к нам из окрестных народов. Разумеются иудеи,
жившие за пределами занятой возвратившейся общиной небольшой области.
18. И в десять дней издерживалось множество всякого вина. Указание на
десять дней без обозначения определенного количества вина является
непонятным. Мысль выражения, может быть, та, что запасы вина
возобновлялись через каждые десять дней.