|
|
Книга Неемии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
6
1 Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих
неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней
повреждений - впрочем до того времени я еще не ставил дверей в ворота, -
2 тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдемся в
одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло.
3 Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу
сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам.
4 Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал
им то же.
5 Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в
руке было открытое письмо.
6 В нем было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты
и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них
царем, по тем же слухам;
7 и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и
говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и
посоветуемся вместе.
8 Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чем ты говоришь;
ты выдумал это своим умом.
9 Ибо все они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно
не состоится; но я тем более укрепил руки мои.
10 Пришел я в дом Шемаии, сына Делаии, сына Мегетавелова, и он заперся и
сказал: пойдем в дом Божий, внутрь храма, и запрем за собою двери храма,
потому что придут убить тебя, и придут убить тебя ночью.
11 Но я сказал: может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой,
как я, войти в храм, чтобы остаться живым? Не пойду.
12 Я знал, что не Бог послал его, хотя он пророчески говорил мне, но что
Товия и Санаваллат подкупили его.
13 Для того он был подкуплен, чтоб я устрашился и сделал так и согрешил,
и чтобы имели о мне худое мнение и преследовали меня за это укоризнами.
14 Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их, а также
пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня!
15 Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят
два дня.
16 Когда услышали об этом все неприятели наши, и увидели это все народы,
которые вокруг нас, тогда они очень упали в глазах своих и познали, что
это дело сделано Богом нашим.
17 Сверх того в те дни знатнейшие Иудеи много писали писем, которые
посылались к Товии, а Товиины письма приходили к ним.
18 Ибо многие в Иудее были в клятвенном союзе с ним, потому что он был
зять Шехании, сын Арахова, а сын его Иоханан взял за себя дочь Мешуллама,
сына Верехии.
19 Даже о доброте его они говорили при мне, и мои слова переносились к
нему. Товия присылал письма, чтоб устрашить меня.
1
-14. Замыслы врагов против Неемии и их неудача. 15-16. Окончание стены
иерусалимской и впечатление, произведенное этим на соседей. 17-19.
Отношение к Неемии Товии и некоторых из иерусалимской знати.
1. О названных в ст. 1 лицах см. прим. к II, 19 и II, 10. И прочих
неприятелей наших: вероятно, азотян и других жителей филистимского
побережья.
2. Может быть, с целью разъяснения слухов Санаваллат и Гешем приглашают
Неемию сойтись в одном из сел (bakephirim) на равнине Оно. Kephirim,
стоящее с членом, принимается некоторыми экзегетлами за собственное имя
и отождествляется с упоминаемой в 1 Ездр. II, 25 Кефира, служившей
пограничным пунктом тогдашней иудейской области. Развалины Кефиры
Робинзон (N. bibl. Forsch. 190) указывает в расстоянии 3-х часов пути от
Гаваона. По 1 Пар. VIII,12; Неем XI,35 равнина Оно лежала вблизи Лидды и
потому может быть отождествляема с нынешней Кефр-Ана (или К-Анди),
находящейся на расстоянии двух часов пути от Лидды и в 40 вер. к
сев.-зап. от Иерусалима.
3-4. Причиной отказа Неемии последовать повторявшемуся четыре раза
приглашению врагов было не только нежелание замедлить своим отсутствием
постройку, как указывается в ст. 3, но и опасение коварнных замыслов со
стороны врагов.
5. В пятый раз Санаваллат прислал в Иерусалим слугу с открытым письмом в
руках. Очевидно, Санаваллат желал, чтобы обвинения, содержавшиеся в
письме, были известны всем в Иерусалиме и чтобы эти обвинения, — или,
устрашив, заставили прекратить постройку стены (ст. 9), или же побудили
Неемию отправит-ся на равнину Оно для объяснений.
6-7. Слух носится у народов - конечно, у народов соседних. И Гешем
говорит: в евр. тексте вместо Гешем читается Гашму, что, без сомнения,
тожественно с Гешем. Очевидно, Гешем выставляется в качестве особенно
авторитетного лица.
8-9. Замыслы Санавалпата, как видноизст. 8-9, не только не достигли
своей цепи - остановить постройку стен, но наоборот, придали более
энергии Неемии ("я тем более укрепил руки мои").
10. После неудачных попыток погубить Неемию Санаваллат задумал путем
хитрости побудить его к нарушению закона и этим подорвать его авторитет
в народе. Он воспользовался для этого содействием пророка Шемаии,
который, по-видимому, был одним из самых сильных (ст. 14) противников
Неемии. Когда Неемия зашел в дом Шемаии, последний от имени Иеговы
возвестил Неемии, что этою ночью враги намерены убить Неемию. Для
избежания опасности Шемаия предлагал Неемии пойти вместе с ним в храм и
там запереться. Согласившись на это предложение, Неемия, с одной
стороны, обнаружил бы страх перед врагами, а с другой, нарушил бы
предписания закона, так как, будучи мирянином, он не имел права входить
в храм. То и другое унизило бы авторитет Неемии в глазах народа.
И он заперся, евр. vehu azur, "и он был заключен", - замечание, точный
смысл которого установить трудно. Берто понимает это замечание в том
смысле, что Шемаия находился в состоянии вдохновения; Евальд и Ролинсон
- что Шемаия был в состоянии нечистоты. По Кейлю, заключение Шемаии
имело символическое значение - указывало на то, что должен был сделать
Неемия. Но проще понимать выражение vehu azar в том смысле, что Шемаия
уклонялся от общественной деятельности, и посещение Неемии было вызвано
желанием узнать причину этого уклонения.
11-13. Неемия, как видно из ст. 11, понял скрытую цель предложения
Шемаии и потому ответил ему отказом, убедившись, что Шемаия подкуплен
врагами.
14. Как видно из сопоставления ст. 7 и 14, в среде пророков, как и во
всем народе, было два направления: одни из пророков содействовали
Неемии, другие же, в том числе Шемаия и пророчица Ноадия, были против
обособления от соседей и реформирования в строго законном духе. Эти два
направления в иудействе, начавшись со времени Неемии, сохранились и в
дальнейшей истории (см. об этом М. Поснов, Иудейство. К характеристике
внутр. жизни иуд народа в послепленное время. Киев, 1906. Стр. 5-104).
15. Год окончания стены Иерусалима не называется, вероятно, потому, что
предполагается известным из ранних указаний (ср. I, 1; II, 1; V, 14;
XII, 6). Это был 20-й годАртаксеркса, и именно, вероятно, Артаксеркса
Лонгимана (ср. прим. к 1 Езд VII, 1) или 445 (444) г, до Р. Х. Элул был
12-м месяцем года. -В ст. 15-м обращает на себя внимание то
обстоятельство, что для возведения стены указывается слишком краткий
срок (52 дня). Ввиду краткости срока, а также и свидетельства И. Флавии
(Древн. XI, 5-7), что постройка стены продолжалась 2 года и 4 месяца,
некоторые экзегеты склонны видеть в ст. 15-м порчу текста.Но с общим
ходом рассктогахлроениистеныуказаниест. 15-го на краткий срок вполне
гармонирует. Рассказ отмечает, что постройка велась ускоренно, что
строителей было много и работали они с ревностью. Кроме того, из
рассказа видно, что стена собственно не вновь строилась, а только
починялась, причем для некоторых частей стены (ср. III, 13-15) не
потребовалось даже и починки. По вычислениям Рисселя, из 12 978 анг.
футов протяжения стены починялось не более 8 тыс. Как видно из гл. III,
это пространство было разделено на 40 отделений, в среднем по 200 ф. на
каждое. При значительном количестве работающих и при облегчении работы
тем, что строительный материал находился под рукой, так как камни
разрушенной стены не были увезены, - не удивительно, что стена была
окончена в 52 дня. Еще быстрее были построены стены Афин при Фемистокле
и стены Александрии при Александре Великом.
16. Впечатление, произведенное на соседей окончанием постройки стен, в
греч. и слав, текстах значительно усилено: "и убояшася вси языцы иже
окрест нас, и нападе страх велик пред очи их". В первом предложении,
по-видимому, вместо евр. гаал (видеть) LXX читали jareh (бояться), а во
втором свободно передали редкий оборот речи, имеющийся в подлиннике.
17-19. В последних стихах VI гл. делается несколько замечаний об
отношении Неемии кТовии. Вероятно, Товия, носивший, как и сын его
Иоханан, чисто израильское имя, по своему происхождению принадлежал к
одному из колен Израильского царства и, может быть, отстаивал именно
интересы уцелевших в Палестине жителей этого царства. Он поддерживал
частые сношения с Иерусалимом, так как многие в Иудее были в клятвенном
союзе с ними (ст. 18). Из последнего замечания можно заключать, что при
заключении браков родственники давали клятвенное обязательство
поддерживать друг друга.
Имена Арака и Мешуляама, с домами которых состоял в родстве Товия,
упоминаются еще в 1 ЕздII, 5; III, 4.30). Предполагают, тесть Товии
Шехания и тесть Иоханана Мешуллам принадлежали к потомкам Зоровавеля
(ср. 1 Пар III, 20 и д.). Как видно из Неем XIII, 4, Товия был также
родственником первосвященника Елиашива.
19. Даже о доброте его они говорили при мне, - по-видимому, с целью
сблизить Неемию с Товией.Так как смысл ст. 19 не вполне ясен и
параллелизм в нем не выдерживается, то, не без основании некоторые
экзегеты (Гейн, Бертолет] подозревают в данном случае порчу в тексте.