|
|
Книга Неемии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
1
1 Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я
находился в Сузах, престольном городе.
2 И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из
Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и
об Иерусалиме.
3 И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся
там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена
Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем.
4 Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и
постился и молился пред Богом небесным
5 и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет
и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!
6 Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать
молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о
сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых,
которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я и дом отца моего.
7 Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и
определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему.
8 Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря:
если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам;
9 когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять
их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и
приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое.
10 Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою
и рукою Твоею могущественною.
11 Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба
Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И
благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего.
Я был виночерпием у царя.
1 -3.
Известие о состоянии Иерусалима и народа иудейского, полученное Неемией
от Ханани. 4-11. Скорбь Неемии и его молитвы.
1. Слова Неемии, сына Ахалиина. Еврейское debarim слова в надписании
произведений исторических, имеет смысл широкий (ср. 1 Пар XXIX, 29
dibrej David; 3 Цар. XI, 41; 2 Пар IX, 29), означает слова и дела, т.е.
историю вообще. Слова
Неемии - история Неемии. Имя Неемии было у иудеев употребительным. В
послепленное время лица, носящие это имя, упоминаются еще 1 Езд II, 2;
Неем VII, 7; III, 16. Происхождение Неемии точно неизвестно. Сообщение
Евсевия и блаж.
Иеронима, что Неемия принадлежал к колену Иудину, может считаться весьма
вероятным, так как большинство возвратившихся из плена иудеев
принадлежало к этому колену. Но нет никаких оснований считать Неемию
потомком Давида, потому только, что он занимал в Иудее положение,
аналогичное с положением происходившего из рода Давидова Зоровавеля.
Ошибочно также наименование Неемии иереем в тексте Вульгаты (2 Мак I,
2).Отец Неемии Ахалия упоминается еще Х,2. - В месяце Кислеве.По
еврейскому счислению кислев - девятый месяц, соответствующий нашему
ноябрю-декабрю. Название месяца заимствовано у вавилонян и вошло в
употребление после возвращения из плена (ср. Schrader, Kefflnschr. und
А. Т. 2 Auf I. S, 379). В двадцатом году. Из II, 1 той же книги видно,
что в данном месте разумеется 20-й год царствования Артаксеркса и именно
Артаксеркса Лонгимана (462-427), т.е. 445 г. до Р. X. Я находился и
Сузах, престольном городе. Сузы (евр. Schuschan и в клиноп. текстах
Susaan) - город, служивший осенней резиденцией персидских царей (Есф I,
2 б; Дан VIII, 2). Здесь Неемия находился, конечно, на должности
царского виночерпия.
2. И пришел Ханани, один на братьев моих. Хотя Ханани мог быть назван
братом Неемии и в широком смысле, как его соплеменник, однако в виду
VII, 2 следует считать его братом в собственном смысле. Отсюда
путешествие Ханани в Иерусалим и затем возвращение в Сузы является
свидетельством того, что любовью к священному городу и участием к
судьбам народа иудейского была проникнута вся семья Неемии. Неемия стал
расспрашивать возвратившегося брата об уцелевших иудеях, которые
остались от лиана, т.е. о членах восстановленной общины, о потомках тех,
которые пережили плен.
3. Ханания и прибывшие с ним сообщили Неемии, что община иудейская
находится в великом бедствии и в уничижении и стена Иерусалима разрушена
и ворота сожжены огнем. Очевидно, в ст. 3 речь идет не о разрушении
Иерусалима халдеями, как думает, напр., Розенцвейг, потому что в таком
случае было бы непонятно, зачем сообщают Неемии о событии, которое ему
известно; затем, такое старое известие не могло столь сильно потрясти
Неемию, как это сообщается далее. Относить вместе с Эвальдом приведенные
слова к предполагаемому разрушению стен при Зоровавеле также нельзя, как
потому, что и о построении их мы не имеем известия, так и потому, что от
этого события прошло бы уже 70 лет, и о нем Неемия не имел бы нужды
спрашивать. По-видимому, в рассматриваемом стихе речь идет о событии
недавнем, о том разрушении стены Иерусалима, которое, вероятно, сделано
было наместником Самарии Рехумом на основании полученного им царского
повеления остановить постройку стен (1 Езд 4:23).
4-11. Известие о бедствиях Иерусалима сильно опечалило Неемию. Он
заплакал, печален был несколько дней, постился и молился "пред небесным
Богом". (4 ст.)
5-11. Излагается и содержание молитвы. Особенностьэтой молитвы в том,
что содержание ее и отдельные выражения заимствуются из Второзакония
(ср. Втор VII, 9; XX, 5; IX, 26). Молитва обращается к Богу небесному.
Наименование Бога небесным вошло в употребление со времени плена, когда
в сознании народа, разорвавшего окончательно связь с идолопоклонством,
особенно ярко стала выступать идея премирности Бога, превосходство Его
над всем земным.
В заключение молитвы о народе Неемия (ст. 11) просит о том, что6ы
Господь ввел его в милость у царя ("у человека сего"), так как судьбы
народа иудейского ближайшим образом были в руках персидского царя.