|
|
II Маккавейская
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Глава
15
1 Когда узнал Никанор, что бывшие с Иудою находятся в стране Самарийской,
то думал совершенно безнаказанно напасть на них в день покоя.
2 Когда же поневоле сопровождавшие его Иудеи говорили: "не губи их так
жестоко и бесчеловечно, воздай честь дню, освященному Всевидящим";
3 тогда этот нечестивец спросил: "неужели есть Владыка на небе,
повелевший праздновать день субботний?"
4 И когда они отвечали: "есть живый Господь, Владыка небесный,
повелевший чтить седьмый день",
5 то он сказал: "а я - господин на земле, повелевающий взять оружие и
исполнять царскую службу". Впрочем он не успел совершить своего умысла.
6 Превозносясь с великою гордостью, Никанор думал одержать всеобщую
победу над бывшими с Иудою.
7 Маккавей же не переставал надеяться с полною уверенностью, что получит
заступление от Господа.
8 Он убеждал бывших с ним не страшиться нашествия язычников, но,
воспоминая прежде бывшие опыты небесной помощи, и ныне ожидать себе
победы и помощи от Вседержителя.
9 Утешая их обетованиями закона и пророков, припоминая им подвиги,
совершенные ими самими, он одушевил их мужеством.
10 Возбуждая дух их, он убеждал их, указывая притом на вероломство
язычников и нарушение ими клятв.
11 Вооружил же он каждого не столько крепкими щитами и копьями, сколько
убедительными добрыми речами, и притом всех обрадовал рассказом о
достойном вероятия сновидении.
12 Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника,
мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в
речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, -
видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский.
13 Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный
дивным и необычайным величием.
14 И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и
святом городе, Иеремия, пророк Божий.
15 Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая
его, сказал:
16 возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов.
17 Утешенные столь добрыми речами Иуды, которые могли возбуждать к
мужеству и укреплять сердца юных, Иудеи решились не располагаться
станом, а отважно напасть и, с полным мужеством вступив в бой, решить
дело, ибо город и святыня и храм находились в опасности.
18 Борьба за жен и детей, братьев и родных казалась им делом менее
важным; величайшее и преимущественное опасение было за святый храм.
19 Для тех, которые остались в городе, также немало было беспокойства,
ибо они тревожились о сражении, имеющем быть в поле.
20 Итак, когда все ожидали, что наступает решение дела, когда враги уже
соединились и войско было поставлено в строй, слоны размещены в
надлежащих местах и конница расположена по сторонам, -
21 Маккавей, видя наступление многочисленного войска, пестроту
приготовленного оружия и свирепость зверей, простер руки к небу и
призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием
одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным.
22 В молитве своей он так говорил: Ты, Господи, при Езекии, царе
Иудейском, послал Ангела, - и он поразил из полка Сеннахиримова сто
восемьдесят пять тысяч.
23 И ныне, Господи небес, пошли доброго Ангела пред нами на страх и
трепет врагам.
24 Силою мышцы Твоей да будут поражены пришедшие с хулением на святый
народ Твой. Сим он кончил.
25 Бывшие с Никанором шли со звуком труб и криками,
26 а находившиеся с Иудою с призыванием и молитвами вступили в сражение
с неприятелями.
27 Руками сражаясь, а сердцами молясь Богу, они избили не менее тридцати
пяти тысяч, весьма обрадованные видимою помощью Божиею.
28 Окончив дело и радостно возвращаясь, они узнали, что Никанор пал в
своем всеоружии.
29 Когда шум и крик утихли, они восхвалили Господа на отечественном
языке.
30 Тогда Иуда, первоподвижник за сограждан и телом и душею, и лучшие
лета свои сохранивший для одноплеменников, дал приказание, чтобы отсекли
голову Никанора и руку с плечом и несли в Иерусалим.
31 Придя туда, он созвал одноплеменников и поставил пред жертвенником
священников, призвал и тех, которые находились в крепости,
32 и, показав голову скверного Никанора и руку злохульника, которую он
простирал на святый дом Вседержителя и превозносился,
33 приказал вырезать язык у нечестивого Никанора и, раздробив его,
разбросать птицам, руку же безумца повесить против храма.
34 Тогда все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа, и
говорили: благословен Сохранивший неоскверненным место Свое!
35 Голову же Никанора повесил он на крепости в видимое для всех и ясное
знамение помощи Господней.
36 И все общим приговором определили: никогда не оставлять без торжества
день сей, чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца,
называемого на Сирском языке Адаром, за день до дня Мардохеева.
37 Так окончилось дело с Никанором; и как с того времени город остался
во власти Евреев, то я и кончу здесь мое слово.
38 Если я изложил его хорошо и удовлетворительно, то я сего и желал;
если же слабо и посредственно, то я сделал то, что было по силам моим.
39 Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино,
смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие; так и состав
сочинения приятно занимает слух читателя при соразмерности. Здесь да
будет конец.
Попытка Никанора напасть на Иуду в день субботний (1–5). Воодушевление иудеев Иудою (6–16). Мужественное выступление иудеев на бой и победа. Гибель Никанора. Установление праздника (17–37). Заключение книги (38–39).
1. «В стране Самарийской…», έν τοίς κατα Σαμαριαν τόποις… в местах по Самарии, т. е. на границе Самарийский, между Вефороном и Гофною (1 Мак VII:39 и д.).
2. «Дню, освященному Всевидящим…», τή προτετιμημένη υπό τού παντα εφορώντος μεθ αγιότητος 'ημέρα…, слав. точнее: «предпочтенному от Всевидящего со святынею дневи…», т. е. дню, почтение которого освящено примером и заповедью Самого Всевидящего Господа (ср. Быт II:3; Исх XX:8–11 и д.).
3. Вопрос: «неужели есть Владыка на небе, повелевший…» выражает не отрицание существования Бога, но лишь отрицание означенного повеления, — отрицание того, что будто бы «среди богов» нашелся такой, который бы издал это повеление.
4. «Живый Господь» — ό Κυριοί ζών — живый — в противоположность мертвым богам языческим.
5. Что помешало замыслу Никанора напасть на Иудеев в субботу, — неизвестно.
10. Примеры вероломства и клятвопреступления язычников — 1 Мак XVI:17; 1 Мак VI:62; 2 Мак V:25 и д. и XII:5.
12. Об Онии этом — см. 2 Мак III:1; IV:1 и д.
16. «Святый меч…», как вручаемый ему от Бога на посечение зла и нечестия, покушавшегося на Его святыню .
17. «Город и святыня и храм…», τήν πόλιν και τα αγία και τό ιερόν — слав.: «град, и святая, и святилище…» Τα αγια рядом и именно перед ιερόν — показывает, что здесь оно (та αγία) употреблено в широком смысле слова — священное устройство, священные установления народа.
18. «Преимущественное опасение было за светый храм…» — ввиду угроз Никанора — XIV:33.
21. «Свирепость зверей…», т. е. слонов.
33. «Руку же безумца…», τα δ΄έπιχειρα τής ανοίας; слав. точнее: «и сия в возмездие безумия… повеси» . Единственное число το επίχειρον очень редко (Иер XLVIII:25) употребляется в значении плечо ; во множественном же τα επίχειρα означает — то, что кому приходит «на -руку», суждено, заслужено — возмездие дела, и если дела злого, то — наказание . Следовательно, в данном месте — повесить τα δ'επίχειρα τής ανοίας — значит повесить знак наказания безумца, т. е. отсеченную его руку.
35. «На крепости…» Здесь, как и в 21 ст. разумеется не крепость Сионская, которая была очищена от язычников позднее, при преемниках Иуды, но, вероятно, укрепления самого Иерусалима и храма, в противовес укреплениям Сионским.
З6. Об установлении праздника в 13-й день Адара — см. 1 Мак VII:49. — «За день до дня Мардохеева…», т. е. накануне праздника Пурим (Есф IX:31 и д.). — «На Сирском языке» — τή Συριακή φωνή, т. е. на арамейском наречии, которое тогда входило во всеобщее употребление среди Иудеев Палестины.