|
|
II Маккавейская
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Известная под именем 2-ой Маккавейской — книга сама заявляет себя, как
краткое начертание или изложение пяти книг некоего Иасона Киринейского
(II:24) — в их повествовании «о делах Иуды Маккавея и братьев его…», а
также «о войнах против Антиоха Епифама и против сына его Евпатора…» .
Следуя этому плану, книга делится на 2 ясно разграниченных части, из
коих 1-я (III:1–X:9) повествует о событиях в Иерусалиме при Селевке IV и
Антиохе Епифане, а 2-я (X:10–XV) — о событиях при сыне его Антиохе
Евпаторе, кончая смертью Никанора (в 151 г. э. Сел. = 161 г. до Р. Х.).
Этому сокращенному изложению Иасона Киринейского предшествуют 2 письма
Палестинских Иудеев к Египетским (I:1–II:19), а также вставлены 2
кратких замечания автора — одно в начале (после писем, II:20–33), и
другое — в конце (XV:37–39) труда.
Так как начальные события книги (III-я глава) имели место в последний
или предпоследний год царствования Селевка IV, умершего в 176 г. до Р.
Х., то можно с точностью установить, что 2-я книга Маккавейская обнимает
своим повествованием исторический период в 15 лет (176–161 г. до Р. Х.).
Возникает вопрос, в какой степени этот период в изложении 2-ой
Маккавейской книги совпадает с изложением 1-ой, в которую он также
входит, как часть, — в чем сходствует и в чем представляет особенности и
различия, в чем пополняет параллельный ему рассказ или сам в чем
пополняется им?
По сравнению с 1-й Маккавейской книгой, ведущей свой рассказ с Антиоха
Епифана (1 Мак I:10), — вторая Маккавейская книга захватывает несколько
более ранних событий (III:1; IV:6) и более подробно описывает бедствия
Иудеев, постигшие их с отступничеством первосвященника Иасона (1 Мак
IV:7–VII:42 = 2 Мак I:10–64 ст.) С VIII гл. рассказ идет параллельно 1
Мак III–VII гл. с некоторыми более или менее значительными и важными
отличиями и неточностями, находящими себе объяснение отчасти в более
религиозно-дидактических, нежели строго научных исторических целях
книги, — а отчасти в неизбежных недосмотрах при сокращении
первоисточника и приспособлении его к указанным предвзятым целям.
Личность и жизнь Иасона Киринейского мало известны. От его отечества
Кирены — можно только заключить, что он был иудей-еллинист , и что его 5
книг истории написаны были на греческом наречии .
Столь же мало сведений можно дать о сократителе его труда — писателе 2-й
Маккавейской книги . Представляется вероятным лишь, что он, также
эллинист, незнаком был с 1-й Маккавейской книгой, хотя мог собирать
материалы для своей истории в Палестине, как показывают многие народные
Иудейские предания, нашедшие место в его труде.
О времени написания книги удается отчасти заключить из I:10, что она
написана не раньше 188 г. э. Сел. = 124 г. до Р. Х., но когда именно, с
точностью определить нельзя, во всяком случае до пресечения Маккавейской
династии и взятия Иерусалима Помпеем (63 г. до Р. Х.).
Благодаря в особенности трогательному и поучительному повествованию
своему о страданиях за веру 7 братьев-«Маккавеев» с их матерью и
учителем, книга пользовалась большим вниманием и уважением древних
церковных писателей и проповедников (Клим. Алекс, Ориген, Иероним,
Августин и др.), хотя и не почиталась каноническою.