|
|
Книга Иудифи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Глава
15
1 Когда бывшие в шатрах услышали о том, что случилось, то смутились,
2 и напал на них страх и трепет, и ни один из них не остался в глазах
ближнего, но все они бросившись бежали по всем дорогам равнины и
нагорной страны.
3 И расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи также
обратились в бегство. Тогда сыны Израиля, каждый из них воинственный
муж, погнались за ними.
4 Озия послал в Ветомасфем, Виваю, Ховаю и Холу и во все пределы
Израильские, чтобы известить о совершившемся, и чтобы все погнались за
неприятелями для истребления их.
5 Как скоро услышали об этом сыны Израиля, все дружно напали на них и
поражали их до Ховы; равно и пришедшие из Иерусалима и из всей нагорной
страны, так как им возвещено было о том, что случилось в стане врагов
их, и из Галаада и Галилеи, со всех сторон наносили им большое
поражение, доколе они не прошли за Дамаск и за пределы его.
6 Прочие жители Ветилуи напали на стан Ассирийский, разграбили его и
весьма обогатились.
7 А сыны Израиля, возвратившиеся от поражения, овладели остальным; и
села и деревни в нагорной стране и на равнине получили большую добычу,
потому что ее было весьма многое множество.
8 Великий священник Иоаким и старейшины сынов Израилевых, жившие в
Иерусалиме, пришли посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля,
и видеть Иудифь и приветствовать ее.
9 Как только они вошли к ней, то все единодушно благословили ее и
сказали ей: ты величие Израиля, ты великая радость Израиля, ты великая
слава нашего рода.
10 Все это ты сделала твоею рукою; ты сделала добро Израилю, и да
благоволит к нему Бог; будь же благословенна от Господа Вседержителя на
вечное время. И весь народ сказал: да будет!
11 Народ расхищал лагерь в продолжение тридцати дней, и Иудифи отдали
шатер Олоферна и все серебряные сосуды и постели и чаши и всю утварь
его. Она взяла, возложила на мула своего, запрягла колесницы свои и
сложила это на них.
12 И сбежались все жены Израильские видеть ее, и благословляли ее и
составили из себя для нее хор; а она взяла в свои руки обвитые
виноградными листьями жезлы и дала женщинам, бывшим с нею,
13 и возложили на себя масличные венки-- она и бывшие с нею. Она шла
впереди всего народа в хоре и вела за собою всех жен; за нею следовали
все мужи Израильские, вооруженные, с венками и с торжественными песнями
в своих устах.
14 Иудифь начала пред всем Израилем благодарственную песнь, и весь народ
подпевал эту песнь.
1–7. Иудеи преследуют и поражают врагов. 8–10. Первосвященник и старейшины иерусалимские приходят «видеть Иудифь и приветствовать ее» благословениями. 11–14. Торжества народные по случаю победы.
1-2. «Ни один из них не остался в глазах 6лижнего» . Каждый видел в другом усугубление своего страха, и в одиночном бегстве думал найти вернейшее спасение, облегчая для иудеев довершение поражения по отдельным маленьким частям. Такой смысл могут представлять приведенные слова. Можно понимать их и так, что бегство было всеобщее, без всяких исключений и одинаково у всех поспешное и беспорядочное.
3. «Расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи» — т. е. идумеи и аммонитяне, ср. VII:18.
4. «Озия послал в Ветомасфем, Виваю, Ховаю и Холу» — см. выше, к IV:4, .
8. Первосвященник и старейшины иерусалимские «пришли посмотреть, какое благо сотворил Господь для Израиля», т. е. пришли на месте разузнать дело, особенно «видеть Иудифь и приветствовать ее» — греч.: λαλήσαι μετ ‘αυτής είρήνην — букв.: «поговорить с нею мир» (мирное, дружеское) = дружески, ласково побеседовать с нею, а также: «произнести над нею благословение».
10. Имя «Господа Вседержителя» в позднейших еврейских книгах обычно составляет замену собственного имени Иегова, из благоговения не произносившегося и не употреблявшегося послепленными евреями.
11. «Народ расхищал лагерь в продолжение тридцати дней». Некоторые критики считали до невероятности преувеличенным это сообщение. Однако, невозможного здесь ничего нет. Надо не забывать, сколько стран и городов прошел по пути к Ветилуе Олоферн, унося все лучшее из них с собою как военную добычу. Этой-то добычи и могло достать для разграбления не столь многочисленным ветилуйцам на целый месяц, тем более, что она была, несомненно, раскидана на весьма обширном пространстве и могла быть находима лишь своего рода поисками, не сразу.
«Постели» — τάς κλίνας — ложи, софы, на которых возлежали за обедом и которые были украшением столовой комнаты и вообще шатра Олоферна.
12. «Обвитые виноградными листьями жезлы (θύρσους)» — это могли быть и просто сучки виноградных лоз, для держания в руках во время хороводов. Такие «жезлы» (фирсы) употреблялись и при торжествах языческих, как, напр., на празднествах Вакха, причем «жезлы» здесь употреблялись из плюща или виноградной лозы, обвитой сверху плющом.
13. «Масличные венки» — как знаки мира и радости.
«Мужи Израильские» участвуют в торжествах «вооруженные» в знак того, что совершается праздник победы.