|
|
К Евреям
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
8
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого
Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую
воздвиг Господь, а не человек.
3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а
потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что
здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда
он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу,
показанному тебе на горе.
6 Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем
лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды
искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь,
когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их
за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли
в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит
Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду
их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего,
говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут
знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий
их не воспомяну более.
13 Говоря `новый', показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее
близко к уничтожению.
Служение Первосвященника нашего - выше земли и ветхозаветных обрядов и
совершается в святилище небесном, а не земном (1-6). Сущность Нового
Завета, его отличие и превосходство пред Ветхим (7-13).
Мысль о небесном служении Христа (VII:26) естественно вызвала у апостола
мысль и о том священном месте, где совершается это служение. Поэтому
апостол и говорит далее о небесной скинии, служившей образцом для
земной, а также о жертвах как символах Завета и о самом Завете, как
Ветхом, так и Новом, Ходатаем которого Христос.
1-2 Главная суть и ценность всех рассуждений апостола кратко выражается
им в положении: "мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную
престола величия на небесах". Здесь, на небесах, одесную престола Божия
- Его скиния, Его святилище и Святое Святых, где Он и священнодействует
за нас Своим ходатайством. Это не скиния рук человеческих, хотя и
руководимых Богом, а истинная скиния непосредственной мысли Божией,
духовная, небесная скиния, под которой надо разуметь все то, что
совершил Господь Иисус для нашего спасения в соответствие с тем, что
совершалось в Моисеевой скинии преобразовательно и что вообще
совершается в благодатном Царстве Христовом как на небе, так и на земле
в силу Первосвященнического служения Иисуса Христа.
3-6 Яснее мысль означенных стихов может быть выражена так: Христос -
Первосвященник в небесном идеальном святилище, а жрец не может быть без
жертвоприношения, которое у нашего Первосвященника могло быть только
небесное, потому что будь оно земным, оно не имело бы места, так как
здесь есть жрецы по закону Моисееву. Таким образом, должно быть и
действительно есть другое святилище, где священнодействует Христос. И
Его священническая деятельность настолько выше здешней подзаконной,
насколько заключенный при Его посредстве завет с его обетованиями выше
Ветхого с его сеновным (???) святилищем и установлениями. Он Сам и Жрец,
и Жертва (подробнее об этом IX:11-15). Скиния и Богослужение в ней
служили, по выражению апостола, образу и тени небесного, причем самое
устройство скинии представляется сделанным по образу, показанному Моисею
на горе (ср. Исх 25:40; Евр 9:24). Это небесное (ta epourania) в данном
случае есть все в небесном мире, относящееся к первосвященству Христову
и приспособленное в особом видении Моисею для возможного в земных
условиях воспроизведений, отображения и, так сказать, истолкования
установлениями и обстановкою скинии. Если Моисею это видение
представлялось подробным и точным планом постройки, то вне этого видения
такой план, конечно, не существовал: он тоже был лишь образом и тенью
небесного, на земной язык не переводимого. Грубое представление
талмудистов, утверждающих, что скиния в буквальном смысле доныне стоит
на небесах и в свое время сойдет на землю вместе с небесным Иерусалимом,
ни в каком случае не имеет опоры на приведенных местах Исхода и послания
апостола.
6 Ср. VII:22.
7 Ср. VII:11, 18-19.
8 Причина для замены Ветхого Завета Новым указывается в недостатке
первого. В чем состоял этот недостаток, указывается далее: в том, что
дом Израиля и дом Иуды вел себя укоризненно ("укоряя их"), что "они не
пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их" (9 ст.). Таким образом,
неверность завету со стороны Израиля внесла в Ветхий Завет крупный
недостаток - не в том смысле, что повредила самому завету, а лишь самому
провинившемуся народу, потерявшему предназначенное ему предпочтение
("они... и Я пренебрег их..."). Сам Бог оставался верен Своему завету,
что доказывается уже тем, что Он Свою цель спасения, для выполнения
которой первый завет оказался недостаточным (по вине Израиля), желает
теперь привести в исполнение через второй завет, и таким образом к одной
милости присоединяет другую (Иер XXXI:31 и дал.). Таким образом, здесь
указывается несколько особая (чем в VII:11; 18-19), так сказать,
нравственная причина недостаточности Ветхого Завета и необходимости его
замены другим, Новым. Ветхий Завет не проникал глубоко в мысли и сердца
народа, нося характер более внешнего стороннего авторитета, посему и
дается Новый, укореняющий свои нравственные требования на внутренней
потребности ума и сердца самих людей, на необходимости и спасительности
этих требований и согласии их со всею природою и назначением человека. В
этом - громадная преимущественная сила и превосходство Нового Завета
пред Ветхим. Законы Божии теперь написаны не на скрижалях только
каменных, а вложены в мысли и сердца людей и имеют для них непререкаемый
авторитет (2Кор. 3:3). Вместе с этим такое глубокое проникновение воли
Божией во внутреннейшие и сокровеннейшие тайники природы человеческой
(ума и сердца) более объединяет и сближает людей с Богом ("буду их
Богом, а они будут Моим народом..." 10 ст.), делает Божественное
откровение внутренне и непосредственно общедоступным, и живое
Богопознание становится уделом всех, от мала до велика (11 ст.), что все
вместе взятое обеспечит людям вечное оправдание (12 ст.). Как потому что
9-го стиха указывает причину недостаточности и отмены Ветхого Завета,
так в соответствие этому потому что 11-го и 12-го стиха указывают
причину прочности и незыблемости Нового - вечное живое общение с Богом и
оправдание Им. Как выдающееся преимущество Нового Завета, пред Ветхим
надлежит отметить и то, что область народа Божия понимается в нем
гораздо шире, чем дом Израилев и дом Иудин в буквальном смысле этих
слов. Здесь говорится: "все будут знать Меня...", то же, что сказал
Иисус Христос: "будут все научены Богом..." (Ин 6:45; ср. 1Ин. 2:20, 27;
Ис 54:13). Таким образом, по существу своему Новый Завет есть завет
благодатного спасения, и заключен он в сердцах всех без исключения
людей.
13 Относя пророческое выражение Новый к Завету Христову, апостол
пользуется этим выражением, чтобы, внушив мысль о нем как данном
бесповоротно, отвратить читателей от преданности старому как ветшающему,
стареющему, а потому близкому к уничтожению, и побудить их при Новом
Завете начать новую жизнь во Христе, Новом Поручителе лучшего Завета и
лучших обетований.