|
|
К Евреям
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
6
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не
станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде
вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и
соделавшихся причастниками Духа Святого,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в
себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак,
полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от
Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого
конец - сожжение.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и
держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы
оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в
надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и
долготерпением наследуют обетования.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться,
клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу
тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий
спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования
непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать,
твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во
внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек
по чину Мелхиседека.
Побуждение к совершенству (1-3). Бесполезность этих побуждений для
отпавших (4-6). Печальная участь последних (7-8). Надежда на лучшее
состояние слушателей (9-12). Непреложность обетований Божиих за веру и
долготерпение (13-20).
1 "Оставивши начатки учения Христова...", т е. не останавливаясь
подробно на начатках учения - на том, что более или менее известно и
понятно, - поспешим к совершенству..., т е. познания учения Христова,
ведущего за собою и нравственное совершенство людей. - "Не станем снова
полагать..." - мысль, разъясняющая первое предложение ("оставивши
начатки...") в отрицательной форме. В числе вопросов, которыми апостол
сейчас считает излишним заниматься, откладывая, впрочем, лишь до другого
удобного времени, перечисляются: покаяние ("обращение от мертвых дел"),
вера, крещение, возложение рук, воскресение мертвых и вечный суд. -
"Обращение от мертвых дел" - собственно оставление еврейской обрядности
или бесплодных дел закона (Рим 3:20), а затем уже - и вообще оставление
греховных дел, коим приличествует название мертвых потому, что они ведут
к вечной смерти, удаляя от истинной жизни (ср. IX:14).
2 "Учение о крещениях..." Множественное число употреблено, вероятно, в
отношении ко множеству крещаемых, а может быть и потому, что апостол
мыслит здесь и отличные от христианского крещения иудейские очищения (baptismoi)
и Иоанново крещение, различие коих от христианского таинства
предполагается известным. Под возложением рук - несомненно - разумеется
следовавшее за крещением таинство миропомазания, совершавшееся тогда над
всеми через возложение рук с низведением на крещаемых Св. Духа. - "О
воскресении мертвых и о суде вечном..." апостол находит возможным не
говорить, потому что учение об этом также достаточно должно быть
известно и из устной проповеди апостолов, и из посланий их, особенно
Апостола Павла (1Кор.15:1; Сол 4:17 и др.).
4 В 3 стихе апостол обещает подробнее говорить и обо всем упомянутом, и
это обещание отчасти начинает выполнять, говоря о покаянии (в
соответствие 1 ст.) после предполагаемого отпадения, которое он
изображает как дело страшное и ужасное во всех отношениях. По-видимому,
он усматривал некоторые признаки этого отпадения в читателях, и потому
говорит с такою силою против него, выражая уверенность, что его
собеседники держатся правого пути (9 ст.). - "Просвещенных...", т е.
благодатью Св. Духа и Евангельским учением (ср. Евр 6:4; X:32; Ин 1:9;
2Кор. 4:4, 6). - "Вкусивших дара небесного..." - оправдания, даруемого
Богом верующим во Христа и называемого у апостола еще - неизреченным
даром (2Кор. 9:15; Рим 5:17; ср. II:4; Х:20), и вообще благодати Св.
Духа.
5 "Вкусивших благого глагола Божия...", т е. испытавших собственным
непосредственным чувством силу и сладость Евангельской истины. - "Сил
будущего века..." Здесь разумеются не только черезвычайные дары
апостольского времени, но и все те силы освящения и прославления,
которые и теперь доставляют христианину победу над смертью. Испытывая на
себе действие этих сил, христианин предвкушает славу вечной жизни, жизни
будущего века.
6 "Отпадших...", что всегда соединяется с ожесточением против Христа и
Его Церкви (ср. X:29), делая это отпадение хулою на Духа Святого,
которая не может быть отпущена ни в сей век, ни в будущий (Мф 12:31),
потому что для людей такого рода невозможно исправление.
7-8 Сравнение людей с землею, добрых - с плодоносною, злых - с негодною.
Первая - получает и человеческий труд на возделание и благословение
Божие, вторая - ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит
ей, потому что производит "тернии и волчцы" - вредящие человеку (ср. Мф
15:13; Ин 15:2; Мф 3:10).
9-10 "Возлюбленные..." - ср. Рим 9:3. Уверенность в том, что его
слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь
отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в
делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. Евр 13:24; Рим
15:25, 31; 1Кор.16:1; 2Кор. 8:4).
11-12 Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к
добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель -
непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и
долготерпение, с коими она неразрывно соединяется.
13 Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память
слушателей величайший образец сих добродетелей - отца верующих Авраама,
который является вместе с тем и образцам непреложности Божественных
обетовании верующим (Быт 22:16-18).
17 "Наследникам обетования...", т е. верующим во Христа, как духовным
чадам Авраама (Рим IX, 7-8).
18 "Дабы в двух непреложных вещах", в обетовании самом по себе и клятве,
как непреложных действиях Божиих... - "Твердое утешение имели мы,
прибегшие взяться за предлежащую надежду...", т е. чтобы не только без
всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения
обетований Божиих верующим.
19-20 Как за якорь, безопасный и крепкий, держась за эту надежду, мы
безопасно проходим бурное житейское море и достигаем нашей пристани,
которая простирается в небесное Святое Святых, куда Предтечею за нас
вошел наш Первосвященник - Иисус. Таким приемом речи апостол снова
возвращается к важнейшему предмету своего послания - первосвященству
Христову. - "Предтечею за нас вошел..." - вошел как первый, чтобы
показать и нам путь туда и облегчить его.