|
|
К Евреям
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
4
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в
покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово
слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: `Я поклялся в
гневе Моем, что они не войдут в покой Мой', хотя дела Его были совершены
еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от
всех дел Своих.
5 И еще здесь: `не войдут в покой Мой'.
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде
возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 то еще определяет некоторый день, `ныне', говоря через Давида, после
столь долгого времени, как выше сказано: `ныне, когда услышите глас Его,
не ожесточите сердец ваших'.
8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после
того о другом дне.
9 Посему для народа Божия еще остается субботство.
10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и
Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не
впал в непокорность.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча
обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и
мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед
очами Его: Ему дадим отчет.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына
Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать
нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме
греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы
получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Верующие во Христа ведутся к новому покою, к которому и должны
стремиться (1-11). Слово Божие в своих угрозах, обетовании и благодатных
действиях - как сильнейшее побуждение к послушание (12-13). При
могущественном содействии такого Первосвященника, как Иисус Христос, мы
все можем получить (14-16).
1 "Еще остается обетование войти в покой Его...", - обетование и покой
другого рода, отличные от обетования и покоя ветхозаветного Израиля,
имевших преобразовательное значение и отношение к христианскому покою.
2 Смысл 2-й половины стиха таков: не принесло им (евреям) пользы слово
слышанное, как не соединенное с тою верою, какую они должны бы были
усвоить из того, что слышали.
3 "Входим..." - настоящее вместо будущего, еще ожидаемого - выражение
сильнейшей уверенности в его наступлении. Как ветхозаветного покоя не
удостоились не уверовавшие, так и мы входим в свой покой только
уверовавшие. - "Покой Мой..." "Об этом покое Божием и об участии в нем
людей апостол повествует в девяти следующих стихах (3-11), смысл которых
можно передать яснее так: Бог завершил дела свои и успокоился задолго до
произнесения приведенных слов, однако говорит об этом Своем покое как
будущем для некоторых людей (6 ст.), коим обещал в нем участие. Если бы
званные оказались достойны обещания Божия, покой был бы достигнут ими.
Но эти званные оказались недостойны. И мысль о покое Божием для них
осталась как бы невыполненною. Посему назначен был для осуществления
мысли Божией и достижения желающими покоя Божия новый срок (еще...
субботство, 9 ст.), который и должен быть использован, иначе участь
нерадивых повторится в прежней грозности.
10-13 "Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и
Бог от Своих". Задача дел человека - второе творение - возвращение
человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во
Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий,
удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и
блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий - (11 ст.) апостол
обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова
Божия (12 ст.), под которым надлежит разуметь и вообще слово - выражение
мыслей Божиих, и Личное Слово - второе лице Пресв. Троицы, Которое, как
воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так
что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится
зародышем разнообразных плодов (ср. Мф 13:3 и д.). - Действенность Слова
Божия - в силе совершения и исполнения: "рече и быша..." Ср. Ис 55:10,
11. - "Острее всякого меча обоюдоострого..." - обозначение силы и
глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16;
Прем 18:15, 16). - "До разделения души и духа, составов и мозгов" - до
разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и
духа. Некоторые на основании этого места и 1 Сол 5:23 утверждают, что
Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа
и дух: тело, или плоть - как высшая, материальная оболочка человека, дух
- самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа - как
оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело - оболочка
души, душа - оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны
человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в
смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как
обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной
сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные
впечатления, как в собственном смысле душа - yuch; душа же - мыслящая,
желающая, способная к богопознанию - как дух - pneuma, ср. 1Кор.15:44; 1
Сол 5:23. С 14 стиха апостол резко переходит к раскрытию другого
предмета - о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным,
посвящая этому предмету почти 6 глав (до 18 ст. X гл.), в коих
рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к
святилищу и к жертве, Им принесенной.
14 Именем arciereuV (первосвященник) само собою обозначается в Ветхом
Завете - великий, главный первосвященник, в полноте прав своего звания.
Употребление к сему особого определения великий (megaV) имеет в виду
отметить особое величие Новозаветного Первосвященника с высшим Его
призванием (ср. X:21; XIII:20). - "Прошедшего небеса..." В соответствие
тому, как обыкновенный первосвященник в день очищения проходил к ковчегу
Завета через передние двери и святое, с жертвою за народ, о Великом
Первосвященнике Иисусе Христе говорится, что Он прошел небеса с жертвою
за нас в истинное Божие Святилище, где, совершив очищение грехов наших,
и воссел одесную престола величества Божия как беспрерывный ходатай пред
Богом за искупленных Его кровью.
15 В качестве особого побуждения твердо держаться исповедания нашего
апостол указывает на особое свойство нашего Нового Первосвященника,
состоящее в том, что Он, во всем подобонемощный нам, кроме греха
(VII:26; 2Кор. 5:21; 1Ин. 3:5; 1Пет. 2:22), отличается особою
способностью помогать нам в наших немощах, и в то же время милостивою
сострадательностью в деле помощи людям страждущим и обремененным. -
"Сострадать" - не просто сочувствием, а именно участием в самых
страданиях (sumpascein, а не sumpaqein, ср. Рим 8:17; 1Кор.12:26).
16 "К престолу благодати..." - в соответствие приступанию ветхозаветных
людей к жертвенному алтарю, апостол зовет приступать к престолу
благодати как новому месту благодатного присутствия Божия, источнику Его
милующих и поддерживающих нас действий (ср. Гал 5:7).