|
|
Апокалипсис
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
19
1 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного
народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила
Господу нашему!
2 Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую
любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь
рабов Своих от руки ее.
3 И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.
4 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились
Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!
5 И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы
Его и боящиеся Его, малые и великие.
6 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих,
как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь
Бог Вседержитель.
7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак
Агнца, и жена Его приготовила себя.
8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть
праведность святых.
9 И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И
сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри,
не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство
Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух
пророчества.
11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем
называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он
имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: `Слово Божие'.
14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в
виссон белый и чистый.
15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет
их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога
Вседержителя.
16 На одежде и на бедре Его написано имя: `Царь царей и Господь
господствующих'.
17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким
голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите,
собирайтесь на великую вечерю Божию,
18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников,
трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и
великих.
19 И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы
сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.
20 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним,
которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его
изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;
21 а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все
птицы напитались их трупами.
Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу
наступившего брака Агнца с его невестою (1-8). Поклонение Иоанна Ангелу,
пояснявшему видение (9-10). Видение Верного и Истинного на Белом коне,
Его внешний вид, украшения и одеяние (11-16). Суд Божий над зверем,
лжепророком и их поклонниками (17-21).
1 В 19 главе говорится о торжественной радости по поводу гибели
Вавилона, ибо это событие предвозвещало близкое и окончательное
торжество добра и истины. Св. тайнозритель слышит новый, громкий
небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т е. звуки пения
(ср. X:3; XVI:18) исключительно блаженных Ангелов [Ewald] с четырьмя
серафимами - животными во главе (IV:8). Они взывают: "аллилуия" (с
еврейского языка "хвалите Бога") (ср. Пс CV:48). Прославляют за
спасение, которое нужно понимать в смысле совершенного избавления
христианского общества от козней диавола. Под славою же нужно разуметь
славу Божию, которая свойственна Богу от века; а сила, как Бож.
всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества.
3 Третий стих содержит в себе повторение песни, но с присоединением
нового основания этой хвалы Господа. Это то, что гибель Вавилона от
десяти царей есть гибель вечная и окончательная, составляющая переход к
вечному царству, ибо вечный дым говорит о вечном огне геенских мучений.
Поэтому-то старцы и серафимы-животные падают и произносят: "аминь,
аллилуия". (Пс CV:48).
5 Едва замолкло ангельское пение, как послышался голос от Бож. престола,
от Самого Иисуса Христа, который требовал, чтобы все рабы Божии воздали
славу Богу.
6-7 В ответ на призыв Бож. голоса Иисуса Христа Иоанн слышит новое
пение. Звуки этого пения он сравнивает с шумом говора, пения
многочисленного народа. Можно думать, что оно было столько же небесным,
сколько земным. В нем участвуют все прославленные люди и мученики
последнего времени, находящиеся на небе, и все те, которые назначены к
прославлению, но еще находились на земле. Вследствие этого звуки пения
были столь сильны и столь торжественны. Основание хвалы прежде всего в
том, что наступило царство Вседержителя Бога, т е. царство будущего
века. Вторым побуждением к радостному славословию служит то, что уже
наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. Здесь говорится о
единении Иисуса Христа с Его обществом, но не о совершившемся
наступлении этого царства, а только о моменте самом близком к нему. Это
- тот же самый момент эсхатологии, когда Господь по звуку трубы Ангела
собирает всех Свою избранных, отделив их от нечестивых, поставляет по
правую сторону Своего престола (Мф. 25:23) для произнесения
окончательного приговора суда. Общество верных христиан, доживших до
последнего времени, и есть эта женщина, эта невеста Агнца. Оно
приготовило себя к встрече своего жениха, Иисуса Христа.
8 Невеста Иисуса Христа одета в льняную одежду, которая означает ее
святость и которая дана была ей Самим Господом. Она есть свидетельство
того, что невеста угодна Господу и может войти в Его брачный чертог.
Светлость христианского одеяния названа праведностью святых. А эта
праведность человека, как его право к близости к Богу, может достигаться
и достигается одновременно двумя путями: и собственною добродетелью, и
Бож. благодатью оправдания. Чистая и совершенная невеста Агнца, т е.
христианское общество последнего времени, есть такое общество, члены
которого достигли высшего возможного для человека нравственного
совершенства при содействии Бож. благодати; оно есть, так сказать, плод
исторического взаимодействия благодати христианства и собственных усилий
человека.
9 В дальнейшем Иоанн слышит подтверждение будущего блаженного состояния
изображенных и совершенных христиан. Ему повелевается одним из Ангелов
написать: "блаженны званные... " - Это совершенные христиане последнего
антихристианского времени, оставшиеся в живых до пришествия Господа.
Их-то и утешает откровение и им говорит, что их скорби и страдания
служат условием их блаженной жизни будущего. Они блаженны как званные,
ибо для них как избранных и совершенных уготовано Богом блаженство,
которое они и получат в награду за свои страдания, за свой труд при
достижении благочестия и совершенства. Самая же брачная вечеря есть
выражение самого тесного общения с Господом, которое может быть только в
будущей жизни, только после окончательного и совершенного воцарения
Иисуса Христа, после Его второго пришествия. Слова о блаженстве земных
достойны полной веры и принятия, так как они принадлежат Самому Богу,
совершеннейшей Истине и источнику всякого откровения, поэтому Ангел и
называет их истинными Бож. словами.
10 Иоанн пал к ногам Ангела. Преклонение Иоанна было естественным,
невольным следствием чрезвычайного впечатления явления Ангела и его
слов. Содержание слов было столь поразительно, что Иоанн не удержался и
упал к ногам говорившего Ангела, как падал к ногам Ангела прор. Даниил.
Ангел и исправляет эту невольную человеческую ошибку тайнозрителя и
разъясняет, что, как бы ни были величественны те или другие явления на
земле, люди из-за них не должны забывать Бога, Который есть их
первопричина и единственно достойный поклонения и служения (Втор 6:13).
- Свидетельство Иисуса есть Сам Иисус Христос, все то, чему Он учил и
что Он совершил для спасения человеческого рода. Это свидетельство есть
"дух пророчества", каковое выражение употреблено в смысле основания
пророчества, того, что одушевляет пророчество и составляет его сущность:
в свидетельстве Иисуса Христа, т е. в Его учении и принесенном Им
откровении, пророчестве, открыто и разъяснено, что только один Бог
достоин поклонения и почитания. Вставкою 9 и 10 стихов было нарушено
течение описания наступающего брачного вечера Агнца; с 11 ст. Иоанн
снова обращается к этому описанию. Теперь говорится о тех уже, которые
не только не удостоятся участия в брачной вечере, но подвергаются
жестокому наказанию, как возмездию. Это - события последнего времени,
времени страшного суда и последнего воздаяния.
11 Иоанн видит отверстое небо; такое начало речи говорит о новом и
совершенно отдельном видении. Раскрывается самое небо, чтобы дать проход
на землю явившемуся белому коню с его всадником. Всадник называется
Верным и Истинным. Эта имя - несомненно имя Иисуса Христа; оно указывает
на постоянные свойства Его отношений к обществу верующих. Обладая такими
свойствами, Он является страшным для Его врагов и незыблемою надеждою и
утешением для Его почитателей. Чтобы быть праведным судиею, Он обладает
глазами, подобными огненному пламени, т е. Он проникает Своим взором
все, все видит и уничтожает, что не угодно Ему и враждебно Ему. О том,
что Он не только праведный Судия, но и всемогущий исполнитель своих
приговоров, говорит множество диадим, украшающих Его голову. Это
указывает на то, что весь мир принадлежит Ему, должен признать Его
власть над собою и подчиниться приговору Его суда. Сообразно свойствам
этой природы. Он носит и имя, которого никто не знает, кроме Его Самого:
Божественная природа Иисуса Христа в ее сущности и полноте Божественных
свойств непостижима для человека. Таинственное имя это находилось на
диадимах. Такое предположение подтверждается тем, что собственно
диадимы, как принадлежность царского достоинства, говорят о непостижимых
свойствах Божественной природы Иисуса Христа.
13 Всадник является облеченным в одежды, обагренные кровью, - Иисус
Христос в окровавленной одежде потому, что Он уже совершил часть Своего
суда над грешным человечеством; нечестивые были наказаны страшными
казнями, и Вавилон уже погиб. Иисус Христос является в мир второй раз и
подобно тому, как о Его первом пришествии сказано было: "Слово плоть
бысть", так и при втором пришествии Он назван Словом Божиим, как
предвечный сын Божий.
14 Иисуса Христа, как Судию и Мздовоздателя, сопровождают небесные
воинства, состоящие исключительно из бесплотных Ангелов (Мф. ХVI:27;
25:31). Воинство следовало на белых конях, чтобы соответствовать Своему
предводителю, а одежда их была из белого виссона. Оружие, которым
Христос побеждал врагов, есть меч, выходящий из Его уст (I:16; II:12).
Этот меч есть Его слово, слово Его всемогущества и всевеления. Он пасет
народ жезлом железным, ибо всецело подчиняет их Своей власти и Своему
решению. Он топчет точило вина ярости и гнева Божия (XIV:19-20). Весь
символический образ есть изображение страшного суда и мздовоздания,
когда нечестивые будут приведены к сознанию своего полного ничтожества.
Христос, как всемогущий Царь, один только и может носить имя Царя и
Господа.
17 Иоанн, далее, видит одного Ангела, стоящего на солнце. Это нужно
понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том,
чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в
уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались
целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что по
премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию все нечестивые пред
страшным судом будут отделены и испытают на себе то, что заслужили. По
слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа,
испытают изменение своих тел (1 Kop 15:51-52). Должны подвергнуться
этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если его
изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для
нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться
трупами врагов Царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих
последних при окончательном перевороте.
19 Под воинством 19 ст. нужно разуметь крайнее напряжение и ycиление
нечестия и боговраждебности пред пришествием Господа. Нечестивые
уподобятся войску, выступившему на сражение и вызывающему Бога на борьбу
с собою. Но коротка развязка этой долгой истории нечестия. Возмездие
началось с тех, кто были виновниками человеческого нечестия последнего
времени, - с антихриста и лжепророка. А так как их нечестие и их
заслуженность вечных мучений будут для всех несомненны, то для них не
будет даже и суда - они без суда будут живыми брошены в озеро огненное,
геенну, на вечные мучения. Зверь-антихрист и его лжепророк первые
получат возмездие, будут уничтожены духом уст Божиих и удалены с глаз
остальных людей, собранных Господом для последнего суда. Страшное,
мучительное изменение произойдет по приговору Божию: нечестивые (прочие)
будут убиты мечом сидящего на коне, т е. по действию всемогущества Божия
и суда. Их прежние тела сделаются пищею птиц; в мучительном процессе они
переродятся в новые [Андрей Кесар.], которые бы соответствовали
предстоящим вечным мучениям, вечному ощущению непрерывающихся болей.