|
|
Апокалипсис
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
12
1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под
ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью
головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон
сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит,
пожрать ее младенца.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все
народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога,
чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона,
и дракон и ангелы его воевали против них,
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и
сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его
низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и
сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен
клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не
возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и
на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что
немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать
жену, которая родила младенца мужеского пола.
14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню
в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и
полвремени.
15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее
рекою.
16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку,
которую пустил дракон из пасти своей.
17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с
прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими
свидетельство Иисуса Христа.
Видение жены, облеченной в солнце и луну, украшенной венцом из 12 звезд
и кричавшей от мук рождения (1-2 ст.); явление дракона с семью головами
и десятью рогами (3-4), рождение младенца и бегство жены в пустыню на
1260 дней (5-6). Борьба добрых Ангелов со злыми, низвержение последних с
неба и небесная радость по этому поводу (7-11). Предостережение живущим
на земле от диавола, начавшего преследовать жену, которую спасла земля
(12-16); преследование христиан драконом (17 ст).
1 Пред глазами тайнозрителя явилось на небе великое знамение. "Явилось"
употреблено в смысле "оказалось пред глазами", "внезапно стало видимым".
Знамение есть такой символ, такое символическое явление, которое имеет
знамение не только в отношении к цели, с которою оно употреблено, но и
само по себе и в себе (2Кор. ХII:12). Знамение - небесного
происхождения, и должно быть понимаемо и принимаемо как особенный способ
откровения Бож. воли. Знамение это есть жена. - Самым справедливым
мнением может быть признано то, которое принимается большинством
толкователей и которое состоит в понимании под образом жены Христианской
Церкви и притом на всем протяжении ее истории, от первых дней апостолов
и кончая временем господства антихриста. Жена - это именно святая и
славная Христова Церковь, какою она была с самого своего начала и какою
она должна остаться до конца мира, - Церковь победоносная, Церковь всех
и все освящающая божественною благодатью, Церковь, как верная жена,
состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом Иисусом Христом и
постоянно рождающая новых и новых чад не только через обращение
неверующих, но и через таинства крещения и покаяния. - Одеяние жены в
солнце есть выражение высшей славы, чистоты и совершенства жены -
Церкви. Луна при жене - с тою же целью, т е. для придания ей большего
света и большего блеска, для более очевидного обозначения ее
прославленности и близости к небу. Этой цели служат и звезды, окружающие
голову жены в виде (не короны) венца, говорящий о том, что ее слава есть
следствие её победы, её личного достоинства. А то, что венец этот
состоит именно из 12 звезд, ясно указывает на то, что Церковь Христова
украшается двенадцатью апостолами.
2-4 Жена имела во чреве и кричала, так наступило время ее родов. Эти
мучения - муки и труды Христианской Церкви, которые испытывает она при
рождении - приобретении каждого нового члена, при обращении
заблуждающихся, при раскаянии грешника [Св. Ипполит, Primasius,
Kliefoth], и относятся вообще по всему времени существования Христ.
Церкви. Знамение дракона Иоанн также видит на небе, что означает лишь
то, что его образ был замечен на небесном своде, где явился и образ
жены. Дракон, будучи морским чудовищем (Ис LI:34), обратился в символ
изображения земной силы, владыки мира. Поэтому диавол, как князь мира
сего, является в Апокалипсисе под образом дракона. Это подтверждается и
9 ст., где великий дракон прямо называется своим именем, как диавол и
сатана [Св. Викторин, Андрей Кесар. Hengstenberg, Kliefoth и др.]. И
дальнейшие черты, которыми Иоанн описывает дракона, могут быть приложимы
только лишь к диаволу и к его борьбе с Христианской Церковью. - Красный,
огненный цвет дракона указывает главным образом на то, что диавол есть
общий виновник гнева и зла на земле и останется таковым до конца; цвет
огня означает также и силу истребительного и губительного свойства
диавольской природы. - Головы диавола - дракона означают его диавольскую
мудрость, мудрость века сего, а десять рогов - его могущество, как
властителя всего мира. На это же самое указывают и диадемы, как царское
головное украшение. - Хвост диавола - это обнаружение его существа и
греховной воли, пример его греховного поступка. Поэтому небесные звезды
суть небесное воинство, надземные создания, ангелы, которых увлек диавол
своим примером, и не только сам по своей греховности и неповиновению
отпадает от Бога, но к тому же побуждает и других Ангелов. Они, последуя
ему, оставляют свое небесное жилище, свою нравственную близость к
Господу Богу и все свои силы употребляют на распространения зла и греха
на земле среди людей. Упоминание же о третьей части говорит не о точном
математическом числе, но о числе достаточно большом, хотя и меньшем, чем
то, которое осталось верным Господу. - Если под женою нужно разуметь
Христианскую Церковь в ее идеале, то положение диавола перед нею нужно
рассматривать как приготовление его вступить с нею в открытую борьбу; и
его намерение пожрать будущего младенца можно понимать в смысле
причинить развращение и нравственную гибель.
5 Под рождением младенца разумеется рождение Христа в сердцах верующих.
Церкви всегда присущи родовые муки при воспитании и созидании святых.
Церковь рождает, приобретает того или другого верующего; она воспитывает
сердце верующего и руководит им. Эти верные чада Церкви всегда были и
будут, и Церковь всегда трудилась и как бы мучилась родами, созидая их.
Но эти чада будут более совершенными в конце мира, во время антихриста.
Тогда эти совершенные члены (чада) Церкви будут пользоваться
преимущественным Божественным покровительством в их борьбе с
диаволом-драконом. Господь будет восхищать их к Своему трону, т е. будет
приближать их к Своей благодати и милости и помогать им не только самим
оставаться на нравственной высоте, но и влиять чрез нее и на других
людей. Нравственная сила таких святых людей как теперь, так особенно в
последнее время, будет столь велика, что может быть уподоблена железному
жезлу пастыря, пасущему народы. И теперь, в наше время, Церковь рождает
сынов - мужей, но они при среднем уровне благочестия не так заметны. В
последнее же время при возрастании нечестия, при усилении
антихристианства они должны будут выделиться не только пред нечестивыми,
но и пред благочестивыми, и вследствие усиленной борьбы особенно
усовершатся и прославятся в добродетелях. Естественно, тогда и сила
нечестия обрушится на Церковь, стремясь прекратить развитие и даже самое
существование христианской религии чрез извращение ее догматов и
дисциплины посредством лести, обмана и насилия.
6 От судьбы сына Иоанн обращается к судьбе матери - жены. Её бегство в
пустыню также должно быть понимаемо в переносном смысле. Пустыня в
соответствие символическому образу жены, изображающей христианскую
идеальную Церковь может быть символом отсутствия благоприятных жизненных
духовных и физических условий. Христианская Церковь есть небесное чадо;
на земле она имеет только временное пребывание, и ее отечество - на
небе. Однако же она обречена жить на земле. А так как земные условия не
соответствуют ее существу и не могут удовлетворить ее потребностей, то,
естественно, она должна жить среди них как бы в пустыне: она должна
искать себе небесной манны и чудесной воды. Церковь, если хочет остаться
святою и славною, должна отречься от соблазнов и бежать от диавола,
бежать в пустыню, т е. отрекшись от чисто земных удовольствий и славы,
жить в этом мире как бы в пустыне. Христианская Церковь живет и как бы
не живет на земле: она живет как бы в пустыне, ибо поддерживает свое
существование не единым хлебом, но и глаголом, исходящим из уст Божиих
(Мф. 4:4). В таком положении Христианская Церковь, питаемая и
поддерживаемая Богом, должна пробыть 1260 дней. Это число может быть
рассматриваемо и как указание на Бож. определение, и как указание на дни
господства aнтихриста, когда Христианской Церкви в особенности придётся
быть гонимой; тогда для нее наступят особенно тяжелые времена.
7-8 Непосредственно за восхищением сына - мужа к Бож. престолу между
разгневанным неудачею драконом и небесными силами произошла борьба. Она
представлялась Иоанну происходившею на небесном своде и имела образ
сражения между Михаилом и Ангелами с одной стороны и между драконом и
его ангелами - с другой. Михаил есть Ангел, один из творных духов,
приближенных к Господу Богу (Дан 10:13, 21; 12:1; Иуд 9). Михаил, как
архистратиг небесных сил (ср. Haв 5:13-16), как их руководитель, во
главе их является защитником добра, и правды, и блага всего
человечества, в особенности же христиан как духовного Израиля, народа
Божия по преимуществу [Kliefoth]. Таким образом, борьба представляется
происходящею между небесными силами добрыми и злыми. Она кончилась тем,
что злые ангелы вместе с их начальником драконом - диаволом были
побеждены, и для них уже не нашлось места на небе. Так как только
искупительные заслуга Христа Спасителя положили конец прежнему доступу
диавола на небо и некоторому равноправному положению среди добрых
Ангелов, то и борьбу эту, и победу нужно отнести к тому времени, когда
совершилось пролитие Христовой крови, - ко времени установления Нового
Завета. Ангелы на небе первее всего воспользовались плодами этой жертвы
и окончательно узнали из своей среды диавола, а вслед за ними и вместе с
ними так поступали и поступают эти истинные христиане (1Ин. 5:4).
9-10 Дракон назван древним змеем в смысле указания на первый
человеческий грех, виновником которого был злой дух, вошедший в змея и
соблазнивший Еву. Дальнейшие названия его - диавол и сатана - суть
синонимы и значат - клеветник и противник. Прежде дракон-диавол,
пользуясь свободным доступом к небесному престолу, клеветал на всех
людей и обольщал всю вселенную. Теперь он низвержен с неба вместе со
своими ангелами и, значит, лишился одного своего прежнего преимущества.
Но у него по-прежнему осталась возможность обольщать всю вселенную. -
Громкий голос - не единичный голос, но как бы соединенный хор; и в этом
общем прославлении Бога принимали участие и Ангелы, и старцы, и
прославленные люди. Они прославляют Бога за спасение, как дело
милосердия Божия, за водворение Царства Божия и власти Иисуса Христа как
искупителя и Богочеловека. Побуждение к славословию - низвержение
клеветника, т е. диавола, когда он уже не имеет прежнего доступа к
Господу и когда сами люди почувствовали в себе силы, необходимые в
борьбе с ним.
11 Теперь все люди, правильнее сказать, все христиане могут побеждать
диавола. Орудием победы служит для них кровь Агнца. Но христиане
побеждают диавола и словом свидетельства, т е. последованием учению
Иисуса Христа, жизнью, в которой ясно выражается их вера в Него [Ewald];
они пренебрегают даже самою своею земною жизнью (душою), предпочитая
лучше умереть, чем отказаться от веры.
12 Такая перемена в отношениях людей к клеветнику диаволу наполнила
радостью весь мир; и поэтому небесное славословие приглашает
возрадоваться и возвеселиться небеса и живущих на них, т е. небожителей
и истинных христиан, живущих небесными, а не земными интересами. Живущим
же на земле исключительно земными интересами возвещается горе. Это горе
заключается в том, что диавол, изгнанный с неба, теперь будет
неистовствовать с особенною силою, ибо, по знамениям времени, сообразит
о краткости срока, оставшегося для его преступной деятельности.
13-14 Описавши небесное поражение дракона-диавола и небесную радость по
поводу этого события, Иоанн (13 ст.) снова возвращается к бегству жены
(6 ст.) и дополняет его описание некоторыми новыми чертами. Жена
спасается в пустыню при посредстве двух крыльев великого орла. Эти
крылья, нужные жене для быстрого бегства от дракона, так же имеют
символическое значение, как и сама жена. Господь Бог берет (ср. Исх
19:4; Втор 32:11) под Свое покровительство Свою Церковь и дает ей два
крыла Своего всемогущества и благости. Христианская Церковь, пользуясь
ветхозаветным законом и новозаветною благодатью, может достигать
совершенства своих членов. И в пустыне мира среди жизненных условий,
даже во времена антихриста, христиане могут и должны удаляться от
соблазнов мира и стремиться к небесному. Значит, Церковь (христиане)
убегает в пустыню в свое место не столько для того, чтобы обезопасить
себя от преследования дракона, сколько для того, чтобы питаться в
продолжение 3 1/2 лет, жить возвышенною жизнью, пользуясь учением и
таинствами, данными от Господа Бога. Срок 3 1/2 года (ср. Дан 7:25;
12:7) ближе всего относится к последнему времени антихриста, времени
проповеднической деятельности двух свидетелей (XI:3), хотя бегство жены
в пустыню обозначает ее постоянное отношение к жизненным земным
условиям. Так можно рассуждать потому, что антихристианское время 3 1/2
года должно быть принимаемо как типичное, когда особенно будет заметно
то, что в большем размере совершается всегда.
15 Видя улетавшую жену, дракон, чтобы погубить ее, пустил вслед ей из
своей пасти воду. Образ взят из природы: змей, ужаливая, испускает яд.
Под водою нужно разуметь и вообще военную силу, войска, а также всякое
насилие и всякую лесть и хитрость, которые когда-либо были и будут
употребляемы врагами Церкви против нее.
16 Жене помогло не небо, а земля, поглотившая воду. Это указывает на то,
что история Христианской Церкви, несмотря на все усилия врага ее
диавола, будет идти своим путем, начертанным ей от Бога. Сами жизненные
условия, в которых она будет находиться в то или другое время, те или
другие государственные и общественные перевороты естественно и верно
будут спасать Церковь от крайностей бедствий, стеснения и насилий.
Христианская Церковь была и будет недоступна для диавола, как
апокалиптическая жена, убежавшая в пустыню, недоступна для дракона.
17 Остальные, упоминаемые Апокалипсисом, будучи семенем жены, суть,
следовательно, также дети Христианской Церкви [Андрей Кесар., Cornel а
Lapid Яковлев, Омерлен и др.], но отличные от тех чад ее, которые
разумеются под образом сына-мужа, и суть избранные и совершенные, эти же
обыкновенные ее чада, простые верующие, люди мира и мирской
деятельности. Они могут падать и грешить, но могут каяться и получать
прощение грехов. Иоанну открывается (3Цар. ХIX:18), что такие верующие
существуют, что их знает не только Бог и Церковь, но знает их и диавол,
не оставлявший их в покое и устраивающий против них свои козни (Еф
5:15). И Церковь, будучи общею матерью, одинаково должна думать и о них;
и если она сама как бы поддерживается своими совершенными членами в
своей чистоте, то не должна забывать и несовершенных, которые нуждаются
в ее поддержке, ибо против них также направлена диавольская злоба.