|
|
Книга пророка Осии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
4
1 Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями
сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на
земле.
2 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне
распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием.
3 За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями
полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут.
4 Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ - как
спорящие со священником.
5 И ты падешь днем, и пророк падет с тобою ночью, и истреблю матерь
твою.
6 Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг
ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты
забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих.
7 Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их
обращу в бесславие.
8 Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа
их.
9 И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его,
и воздам ему по делам его.
10 Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо
оставили служение Господу.
11 Блуд, вино и напитки завладели сердцем их.
12 Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух
блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога
своего.
13 На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение
под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому
любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши.
14 Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и
невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на
стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ
гибнет.
15 Если ты, Израиль, блудодействуешь, то пусть не грешил бы Иуда; и не
ходите в Галгал, и не восходите в Беф-Авен, и не клянитесь: `жив
Господь!'
16 Ибо как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь
Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище?
17 Привязался к идолам Ефрем; оставь его!
18 Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья
их любят постыдное.
19 Охватит их ветер своими крыльями, и устыдятся они жертв своих.
1-4.
Развращенность Израиля. 5-10. Предстоящий суд над народам. 11-14.
Блудодеяние народа плотское (разврат) и духовное (служение идолам).
15-19. Увещание Иуде и предстоящая погибель Израиля.
1. Речь пророка обращена к "сынам Израилевым", или к жителям
десятиколенного царства. Пророк возвещает о суде у Господа с жителями
этого царства ("сей земли"). Суд вызывается тем, что в земле нет ни
истины (emeth), т. е. искренности в словах и действиях, ни милосердия (chesed)
к бедным и несчастным, ни Богопознания (daath Bohim, слав. ведения Божия).
Богопознание пророк Осия понимает не в смысле только теоретического
знания о существе Бога и Его свойствах (потому что такое богопознание
было), а в смысле постижения Бога и внутреннего единения с Ним в любви.
Отсутствие такого богопознания является причиной отсутствия истины и
милосердия и распространения тех преступлений, которые далее обличает
пророк.
2. Ср. IV:18; VI:9; VII:1-2. Клятва, т. е. ложная клятва.
3. Пророк возвещает предстоящее народу наказание. Этому наказанию
подвергнутся не только люди, но и животные. Изнемогут, т. е. погибнут.
Наказание будет состоять в том, что земля Израиля подвергнется
опустошению, причем погибнут и люди, и животные. Причиной этого
опустошения, очевидно, будет нашествие неприятелей и именно ассириян,
разрушивших впоследствии Израильское царство. Слова слав. текста: и с
гады земными не имеют для себя соответствий ни в подлиннике, ни в
древних переводах. Вероятно, это дополнение, возникшее первоначально на
полях (ср. Ос II:18) и потом внесенное в текст.
4. Смысл стиха не ясен и толкуется различно. По-видимому в ст. 4 пророк
запрещает Израилю прекословить возвещенному выше приговору. Так как
израильтяне склонны были оправдывать себя и считать кару незаслуженной,
то прoрok и предостерегает их, говоря: "никто не спорь". И твой народ -
как спорящие со священником. Твой народ - народ десятиколенный Израиля,
мыслимого как личность. Священник, по закону Моисееву, был судьею
народа, постановляющим окончательные решения. Не подчиняющийся решению
суда священника по закону, подергается смертной казни (Втор XVII:8-13).
И Израиль, восставая против определений Божиих, уподобляется тем дерзким
людям, которые спорят против решений священника, и заслуживают
назначенного им наказания. Выражение слав. текста aки прорекаемый жрец,
не дающее точного смысла, представляет перевод с греческого. В греч.
тексте., вероятно, вместо теперешнего wV antilegomenoV iereuV читалось
прежде wV ant. iereusi, со священниками.
5. Гибель будет совершаться и днем и ночью. Падет народ (и ты падешь),
падут с народом и пророки, - конечно, пророки ложные, вводившие народ в
грех. Истреблю матерь твою: образное выражение, в котором
предвозвещается погибель царства и народа; мать - народ или царство.
Вместо последнего выражения в слав. тексте читается: нощи уподобих (евр.
vedamithi - wmo?wsa) матерь твою. Чтение, не дающее ясного смысла,
возникло потому, что LXX приняли евр. глагол damah в значении "быть
подобным", тогда как глагол имеет и другое значение, более
соответствующее контексту данного места, именно - переставать,
останавливаться, прекращать, истреблять.
6. По ст. 6-му гибель постигнет народ за недостаток знания о Боге и за
нежелание почерпнуть это знание из источника боговедения - закона, за
отвержение закона. Вместо рус. истреблен будет народ Мой в слав.
читается: "уподобишася людие Мои". Последнее чтение возникло потому, что
LXX ошибочно евр. гл. nidmu производили как в ст. 5, от корня damah в
значении уподобляться.
7. Чем более Израильский народ увеличивался численно, тем более
возрастали количественно его грехи. За это слава eго, основывающаяся на
его многочисленности, отнята будет у него и обратится в бесславие.
8-9. Речь пророка в ст. 8 обращается к священникам грехами народа Моего
они кормятся, т. е. кормятся жертвами за грехи народа (Лев VI:26, 10,
17). Поэтому они желают увеличения числа грехов, так как вместе с этим
возрастает число жертв за грехи. Но так как священники не отличаются по
своей жизни от народа, то их постигнет и наказание, одинаковое с
народом.
10. За оставление служения Иегове, священники не удовлетворят своей
алчности, а народ не размножится. Вместо последнего выражения в слав.
тексте читается: и не исправятся. По-видимому, LXX вместо евр. iprozu
(paraz размножаться ) читали itrzu (от taraz - исправлять, -ся).
11-12. Предаваясь чувственным удовольствиям, народ вместе с тем
занимался бессмысленными волхованиями. Boпрошает свое дерево, т. е.
вопрошает истуканов, сделанных из дерева, или, в частности, терафимов,
которые усвояли силу предсказывать будущее (Ос III:4; Зах Х:2). Чтение
слав. : "в знамениях вопрошаху" возникло из ошибочного греч. В словах:
Жезл его дает ему ответ пророк имеет в виду тот способ гадания о
будущем, который называется равдомантией и жезлогаданием. Гадание
посредством жезла было распространено у многих древних народов и имело
различные формы. Языческие гадания соединялись с служением языческим
богам, каковое служение пророк и называет в ст. 12 блудом.
13. Вершины гор, холмы, тень больших деревьев были излюбленными местами
языческих идолослужений (ср. Чис XXXIII:52; Втор XII:12; Ис XV:2; XIV:13
и др. ). Слав. и под елию соответствует евр. libneh, греч. leukh (LXX)
белый тополь, peukh (Сим. Феод. ), сосна. В Израильском царстве
преобладал культ Астарты, соединявшийся с развратом, которому и
предавались "дочери" и "невестки".
14. По слову пророка, Господь оставит невесток и дочерей без наказания
(слав. и не присещу), потому что отцы, на которых лежит главная
ответственность за детей, еще хуже их в отношении разврата. Обязанные по
закону являться к святилищу с женами для жертвоприношения, они приводили
с собой блудниц. Отличающийся от чтения русского текста конец ст. в
слав. тексте: и людие смыслящие со блудницею сплетахуся является точным
переведом с греч. (o lawV u suniwn sunepleketo meta phrnhV). Чтение o
suniwn (смыслящий), произошло путем ошибки в греч. из первоначального ou
suniwn как в коммент. Ефрема Сирина и в нескольких код. у Ноаm. Чтение
sonepl. meta pornhV возникло, как предполагают, из неправильного
понимания евр. гл. Labat (падать, идти к погибели), принятого LXX-ю в
смысле связываться, совокупляться, и из перенесения из след. стиха слова
im soneh ("если блудодействуешь"), понятых в смысле im sonah, с
блудницею.
15. Пророк увещает Иуду - (Иудейское царство) не принимать участия в
идолослужении и разврате израильтян. Не ходите в Галгал. Галгалами
(колесо, круг) первоначально назывались особые памятники, которые
состояли из группы поставленных кругом больших камней. Впоследствии
слово стало наименованием местностей, которые были ознаменованы
названными несколько таких местностей (Нав IV:19; XII:23; Втор XI:30).
По мнению большинства толкователей, у пророка Осии в рассматриваемом
стихе имеется в виду Галгала, находящаяся между Иорданом и Иерихоном на
месте холма Джельджуль. Эта Галгала была полна священных воспоминаний:
здесь поставлен был И. Навином памятник чудесного перехода через Иордан
(Нав IV:1), стояла временно скиния (Нав VI), совершено обрезание народа
и отпразднована первая Пасха в Ханаанской земле (Нав V:3, 10); здесь
творил суд Самуил (1 Цар VII:16; Х:8, 11, 15). Естественно, что эта
Галгала и сделана была местом служения тельцам. Не восходите в Беф-авен,
слав. в дом Онов. Под Беф-авеном пророк разумеет Вефиль (ср. Ам IV:4;
V:5), другое место служения тельцам. Этот город, славный своими
историческими воспоминаниями (Быт XII:8; XIII:3; XXVIII:11-19; XXXI:13;
Суд ХХ:18, 26-27; 1 Цар VII:16; 4 Цар II:3) некогда служивший, как
показывает и его название, домом Божиим, со времени учреждена в нем
Иеронимом I культа тельцов, стал домом идолов beitu aven. Последним
названием, выражающим существо города пророк и заменяет его главное
историческое имя. Евр. beith aven у LXX передано ton o?kon wn, сл. : в
дом Онов. Перевод LXX возник из предположений иных, чем у мазоретов
гласных под словом аvn, которое LXX читали как wn. Возможно, что LXX
желали также указать на аналогио Вефиля с Египетским Оном или
Гелиополисом, где, как и в Вефиле, почитали священного быка (Мневиса). -
Увещая жителей Иудейского царства не приобщаться к служению тельцам,
пророк запрещает им и клятву именем Иеговы, так как при склонности к
идолослужению, такая клятва являлась бы только лицемерием и
пустосвятством.
16. Подобно телице, не привыкшей к ярму, или по тексту слав. ужаленной
оводом ("стрекалом стречема", paroistrwsa) Израиль упорно противится игу
закона. Посему Господь предоставит Израилю свободу, оставит его в
положении ягненка на обширном пастбище (слав. : "на пространстве"), т.
е. оставит беззащитным, предоставит, как ягненка, в добычу хищным зверям
- языческим народам. Вопросительную форму последнего предложения,
согласно свидетельству древних переводов и толкователей, нужно обратить
в утвердительную.
17. Именем Ефрема в ст. 17 обозначено все Израильское царство, из десяти
колен которого Ефремово было самым могущественным. Слова оставь его
обращены пророком, нужно думать, к Иуде. Чтение слав. текста: "положи
себе соблазны" (вместо русского оставь его) возникло, по предположению
экзегетов, путем ошибочного чтения евр. hannach-lo ("оставь его").
18. Продолжается речь о развращении Израиля. Вместо чтения евр. текста
отвратительно (соб. sar дошло до крайности) пьянство их в слав. тексте
стоит: избра Хананеов. Полагают, что вместо евр. saveam (sove - вино,
пьянство) LXX читали sevaim, савейцы, которых они отождествляли с
хананеями; слово же избра (hretise) возникло из chavar (привязался)
стиха предшествующего путём перенесения слова и перестановки букв
(vachar, избирать). Князья их: с евр. собственно - raginnejcha щиты ее,
т. е. Ефрема, - образное выражение, для обозначения властителей страны.
Вместо maginnejcha (щиты ее) LXX читали; вероятно, migconam, ek
fruagmatoV authV, от гордости своей. Отсюда в слав. : возлюбиша
бесчестие (идолослужение) от трепетания своего (fruagma, ржание,
наглость, гордость).
19. Охватит их ветер крыльями. Под образом восточного ветра (ср. Ос
XII:1; XIII:15) пророк представляет неприятелей, которые вторгнутся в
страну, подобно разрушительному ветру, и уведут народ в плен. Тогда
надежда народа на идольские жертвы окажется тщетной и навлечет только
стыд.