|
|
Книга Екклесиаста
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Глава
11
1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней
опять найдешь его.
2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет
на земле.
3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет
дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не
жать.
5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве
беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что
ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо
будет.
7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
8 Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение
всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что
будет, - суета!
9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во
дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих;
только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего,
потому что детство и юность - суета.
1–6.
Увещание к благотворительности. 7–10. Призыв к наслаждению жизнью.
В главах 9:1–12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений
Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе
делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному
провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6, второе — в 11:7–10, третье
— в 12:1–7.
1 В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой
благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по
водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю.
Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих
современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим
операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст
старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю
жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего
стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.
2 «Семь и даже восемь» указывают на возможно более полное число людей, с
которыми следует делиться своим имуществом.
3 Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь. Всякая жертва
вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на
земле вода, наполнив собой облака, снова падает на землю. Образ дождевых
облаков обычно в Библии символизирует милость, благотворительность
(Притч 25:14; Сир 35:23). И если упадет дерево на юг или на север, то
оно там и останется, где упадет. В мире нравственном, как и в
физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия
и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он
сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том
именно месте, куда упало.
4 Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости,
осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно
слишком усердно наблюдающему за ветром и облаками.
5-6 Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его
деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым
моментом для доброй деятельности.
7-10 В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не
наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть
приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием.
Пусть помнит о днях темных. Дни темные, в противоположность всем годам
прожитой жизни, означают дни пребывания в шеоле. Ходи по путям сердца
твоего и по видению очей твоих, т. е. следуй внушениям сердца и очей,
пока это не противно правде Божией. LXX увидели в этих словах
противоречие с Числ 15:39, где запрещается «ходить вслед сердца вашего и
очей ваших», и, потому, перед словами: «в видении очей твоих», прибавили
отрицание mh (слав. — «не»). Это отрицание однако излишне, так как из
контекста ясно, что Екклезиаст говорит лишь о таких влечениях сердца,
которые не противны Божественным заповедям.