|
|
Книга Екклесиаста
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Глава
6
1 Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между
людьми:
2 Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его
недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог
пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это - суета и тяжкий
недуг!
3 Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще
умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не
было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его,
4 потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто
мраком.
5 Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому.
6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все
ли пойдет в одно место?
7 Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается.
8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое - бедняка, умеющего
ходить перед живущими?
9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это - также суета и
томление духа!
10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это - человек,
и что он не может препираться с тем, кто сильнее его.
11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше?
12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной
жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что
будет после него под солнцем?
1–9.
Неуменье пользоваться богатством. 10–12. Бессилие человека и суетность
жизни.
1-6 Екклезиаст продолжает развивать свою излюбленную мысль о неуменьи
людей пользоваться богатством и, вообще, жизнью. Очень часто случается,
что люди, обладающие большими богатствами, не извлекают из них никаких
радостей. На их долю приходятся лишь труды и заботы, а жизненные радости
достаются другим. Эти богачи, не видевшие при жизни ни света, ни
радости, несчастнее выкидышей, так как они сходят в шеол с горьким
сознанием бессмысленно проведенной жизни. Не испытавши радостей при
жизни, они не встретили сочувствия и почета по смерти.
7 Все труды человека имеют своею целью приобретение благ и
удовлетворение потребностей. Но желания человека безграничны, и он
вместо того, чтобы наслаждаться тем, что имеет, стремится лишь к новым
приобретениям.
8 Бедняка умеющего ходить пред живущими, т. е. бедняка, умеющего жить в
общении с людьми и, таким образом, проводить приятную и спокойную жизнь.
Преимущество мудрого перед глупым состоит в том, что в то время как
богатый скупец в мрачном уединении избегает людей, мудрый наслаждается
общением с людьми, менее всего думая о приумножении богатства.
9 Лучше созерцать глазами то, что есть, чем скитаться душой среди
неосуществимых надежд и невыполнимых желаний. Лучше наслаждаться тем
немногим, что имеешь, чем жить в постоянных заботах о будущем.
Екклезиаст, однако, не забывает, что созерцание глазами, т. е. доступные
человеку радости вовсе не составляют полного счастья, Ithron. Они, в
сущности, тоже суетны, так как скоропреходящи.
10-12 Неизменность существующего порядка, невозможность для человека
препираться с его Творцом и многое другое умножают суету жизни.
Человеку, поневоле, приходится довольствоваться немногим, так как он не
знает лучшего счастья, и будущее ему неизвестно.