|
|
Книга Екклесиаста
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Глава
5
1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово
пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да
будут немноги.
2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого
познается при множестве слов.
3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не
благоволит к глупым: что обещал, исполни.
4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред
Ангелом [Божиим]: `это - ошибка!' Для чего тебе делать, чтобы Бог
прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты;
но ты бойся Бога.
7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и
правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший,
а над ними еще высший;
8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство,
тому нет пользы от того. И это - суета!
10 Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо
для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
11 Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение
богатого не дает ему уснуть.
12 Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство,
сберегаемое владетелем его во вред ему.
13 И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего
нет в руках у него.
14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким
пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в
руке своей.
15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза
ему, что он трудился на ветер?
16 А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении
и досаде.
17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться
добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни
жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему
власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов
своих, то это дар Божий.
19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и
вознаграждает его радостью сердца его.
1–6.
О молитве и обетах. 7–8. Особенности деспотического управления. 9–16.
Суетность богатства. 17–19. Достоинство чистых радостей.
С Богослужением неразрывны молитва и обеты. Екклезиаст дает наставления
и по этим предметам.
1 Он предостерегает читателя от торопливой и многоречивой молитвы.
Сознание величия Бога, живущего на небе, и ничтожности человека,
живущего на земле, должно побуждать последнего взвешивать каждое свое
слово, говорить от глубины сердца, с смирением и благоговением. И в
Новом Завете Спаситель предостерегает от многословной и неблагоговейной
молитвы (Мф 6:7–8).
2 Как излишняя беспокойная озабоченность вызывает множество сновидений,
нарушающих покой спящего, так глупая суетливость во время молитвы
рождает бессмысленное и бесцельное многословие.
3-4 Обязательно исполнение обетов, но не самые обеты. «Если же ты не дал
обета, то не будет на тебе греха» (Втор 23:22).
5 Вводить в грех плоть значит — или возбуждать к греху чувственность
(ср. Иак 3:6 и д.) или подвергать тело испытанию, наказанию. Вернее
последнее понимание, так как выражение «вводить в грех тело» не вполне
соответствует библейскому словоупотреблению, по которому грешит не тело
и даже не плоть, но воля человеческая. Ангел или посланник означает
здесь священника, которому поручено было надзирать за обетами. В таком
же смысле употреблено это слово и у Мал 2:7.
6 Греческий и сирийский перевод вместо «перед Ангелом» читают: «перед
Богом» (слав. «пред лицем Божиим»). Они или имели в данном месте другое
еврейское чтение или понимали выражение «Ангел» в смысле самооткровения
Божия. Екклезиаст предостерегает, в случае неисполнения обета, говорить
священнику: «это — ошибка», т. е. грех слабости, так как такое
лицемерное самооправдание навлечет на виновного гнев Божий и наказание.
7 Чтобы понять связь 7-го стиха с предшествующими, следует припомнить,
что в кодексе обычной еврейской мудрости рядом с заповедью о страхе к
Богу стояли заповедь о почтении к царю (ср. Притч 24:21). Екклезиаст
хочет сказать здесь, что несправедливости и притеснения не должны
уменьшать почтения к царю, так как они вполне естественны там, где много
правителей. Слово «область» (medinah) встречается лишь в книгах
позднейшего времени (2 и 3 Цар, кн. Плач, кн. Иез., Дан, Ездры и Неем) и
обозначает провинции азиатских царств, в частности царства персидского.
В кн. Ездры (5:8) и Неемии (1:2; 7:6; 11:3) так называется Палестина,
как персидская провинция. В этом смысле, вероятно, употреблено слово
«область» и в книге Екклезиаста. А над ними еще высший, буквально, с
еврейского — «высшие». Под последним словом многие комментаторы разумеют
Бога, видя во множественном числе указание на величие Божие. Смысл стиха
такой: не удивляйся несправедливости, так как над высшими надзирает Сам
Бог, Который восстановит правду (ср. 3:16–17).
Однако такое понимание второй половины 7-го стиха не вполне
соответствует контексту. Екклезиаст предупреждает здесь не возмущение и
ропот при виде несправедливостей, а просто удивление. Он предлагает,
следовательно, не утешение, а объяснение факта. Существование же суда
Божия нисколько не объясняет несправедливости суда человеческого. Сверх
того и 8 ст., в котором говорится о преимуществе страны, управляемой
царем, с трудом связывается с таким пониманием. Более оснований в 7-ом
ст. видеть указание на особенности деспотического царства, именно
персидского, где начальство над областью поручалось сатрапу, над
сатрапом надзирал особый инспектор, над ними обоими стоял царь с его
многочисленным двором. Этой сложностью управления деспотического
царства, в котором каждый начальник преследует свои интересы, и
объясняются несправедливости и притеснения.
8 Деспотическому государству противопоставляется патриархальное царство
с царем, который самолично управляет народом и заботится о
благосостоянии его. Точный перевод стиха должен быть таков:
«Преимущество же страны всегда в царе, преданном полю». Выражение «полю»
(lesadeh) указывает на земледелие, как главное занятие народа и главный
предмет заботливости патриархального царя.
9 Сребролюбец не в силах утолить своей жажды к богатству и, потому,
всегда остается неудовлетворенным и несчастливым.
10-11 Потребляющие его. По мнению одних, здесь разумеются члены фамилии,
по мнению других — слуги и компаньоны, расточающие богатство хозяина. В
том и другом случае, богатому приходится не столько пользоваться своим
богатством, сколько смотреть, как пользуются им другие.
12-16 Екклезиаст приводит случай, когда богатство не только не дает
счастья, но и делает человека положительно несчастным. Неожиданная
потеря богатства, в особенности когда есть дети, есть величайшее
несчастье, которое гораздо тяжелее всегдашней бедности.
17-19 Показав суетность богатства, Екклезиаст возвращается к своему
выводу, что самое лучшее в жизни — наслаждаться добрым трудом и
пользоваться земными благами в той мере, в какой посылает их Бог, не
обременяя себя мучительными заботами о приумножении богатства. Мысль
Екклезиаста в сущности та же, что и в словах Спасителя: не заботьтесь о
завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно
для каждого дня своей заботы (Мф 6:34).