|
|
Второзаконие
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава
13
1 Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе
знамение или чудо,
2 и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет
притом: `пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить
им', -
3 то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие
искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога
вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его
соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;
5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он
уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли
Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с
пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби
зло из среды себя.
6 Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын
матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или
друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: `пойдем и будем
служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои',
7 богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных
от тебя, от одного края земли до другого, -
8 то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой,
не жалей его и не прикрывай его,
9 но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его,
а потом руки всего народа;
10 побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от
Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома
рабства;
11 весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди
тебя такого зла.
12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог
твой, дает тебе для жительства,
13 что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили
жителей города их, говоря: `пойдем и будем служить богам иным, которых
вы не знали', -
14 то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда,
что случилась мерзость сия среди тебя,
15 порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все,
что в нем, и скот его порази острием меча;
16 всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и
всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно
в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;
17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь
ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил
тебя, [как Он говорил тебе,] как клялся отцам твоим,
18 если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди
Его, которые ныне заповедую тебе, делая [доброе и] угодное пред очами
Господа, Бога твоего.
Предохранение израильтян от ложных пророков и лиц, могущих совратить их
в идолопоклонство.
1-4 (евр. 2–5). Дар чудотворения не есть еще несомненный признак
божественного посланничества чудотворца. Чудеса творили и египетские
волхвы (Исх VII:11 и сл.), великие знамения и чудеса будет творить и
последний враг рода человеческого, антихрист (XXIV:24; 2 Сол II:9).
«Научимся через это не обращать внимания на знамения, когда совершающий
их учит тому, что противно благочестию» (блаж. Феодорит, на Втор., вопр.
12). Первым отличительным признаком божественного посланничества
чудотворца и проповедника служит предмет и тон его проповеди. Если
человек проповедует отступление от исповедуемого Бога, — он не посланник
Божий (Гал I:8).
5-18 (евр. 6–13). Ложный пророк и всякое другое лицо, проповедующее
отступление от Бога в пользу языческих божеств, должны быть преданы
смертной казни; город, замеченный в проповеди отступления, должен
подвергнуться поголовному истреблению жителей вместе со всем, что
находится в городе, и впредь не восстановляться, — согласно точному
смыслу законов о совратителе в идолопоклонство.
Имея значение карательной меры, закон о совратителях имеет в то же время
и предупредительный характер: «весь Израиль услышит сие и убоится, и не
станут впредь делать среди тебя такого зла» (ст. 11). «И так истреби зло
из среды себя» (ст. 5; ср. Втор XIX:19–20; XXII:21, 22, 24; XXIV:7).