|
|
Второзаконие
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава
6
1 Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог
ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы
идете, чтоб овладеть ею;
2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и
заповеди Его, которые [сегодня] заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои
и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.
3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо
было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих,
говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. [Сии
суть постановления и законы, которые заповедал Господь Бог сынам
Израилевым в пустыне, по исшествии их из земли Египетской.]
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;
5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и
всеми силами твоими.
6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем
[и в душе твоей];
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя
дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами
твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
10 Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся
отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими
городами, которых ты не строил,
11 и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с
колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с
виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и
насыщаться,
12 тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое и] не забыл ты
Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
13 Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему
прилепись,] и Его именем клянись.
14 Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг
вас;
15 ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы
не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он
тебя с лица земли.
16 Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.
17 Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его и
постановления, которые Он заповедал тебе;
18 и делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы
хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую
Господь с клятвою обещал отцам твоим,
19 и чтобы Он прогнал всех врагов твоих от лица твоего, как говорил
Господь.
20 Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: `что значат
сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог
ваш?'
21 то скажи сыну твоему: `рабами были мы у фараона в Египте, но Господь
[Бог] вывел нас из Египта рукою крепкою [и мышцею высокою],
22 и явил Господь [Бог] знамения и чудеса великие и казни над Египтом,
над фараоном и над всем домом его [и над войском его] пред глазами
нашими;
23 а нас вывел оттуда [Господь, Бог наш,] чтобы ввести нас и дать нам
землю, которую [Господь, Бог наш,] клялся отцам нашим [дать нам];
24 и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы
боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы
сохранить нашу жизнь, как и теперь;
25 и в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все
сии заповеди [закона] пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал
нам'.
Напоминание Израилю о том, что Бог один. — Предупреждение от
идолопоклонства и приглашение к истинному богопочтению.
8-9 Ср. Исх ХIII:9, 16; Втор XI:18, 20. Буквальное понимание означенных
здесь советов Моисея ввело в обычай среди евреев употребление так
называемых мезуз и тефилин. Мезузы — священные надписи на косяках домов;
тефилины — коробочки с заключенными в них выдержками из Св. Писания,
прикрепляемые к рукам и ко лбу (евангельские «хранилища», Мф XXIII:5).
13 «И Его именем клянись» Имея в виду запрещение 3-ей заповеди, нужно
допустить, что в данном месте дается разрешение на употребление клятвы
лишь в важных случаях, когда клятва является единственным и высшим
подтверждением истины.
Кроме того, комментируемым выражением, по мнению блаж. Феодорита,
предупреждается возможность употребления в клятве имен языческих
народов. «Закон повелевает клясться Богом, — говорит церковный учитель,
— чтобы израильтяне не клялись богами лжеименными» (Толк на кн. Втор.,
вопр. 4).
16 О Массе и Мериве см. Исх XVII:1–7; о Мериве при Кадесе — Чис XX:1–13;
ХХVII:14; Втор XXXII:51.
20-24 См. Исх ХII:25–27, XIII:8, 14–15