|
|
Книга пророка Даниила
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
13
1 В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким.
2 И взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкия, очень красивую и
богобоязненную.
3 Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву.
4 Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к
нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех.
5 И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых
Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей,
которые казались управляющими народом.
6 Они постоянно бывали в доме Иоакима, и к ним приходили все, имевшие
спорные дела.
7 Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа
для прогулки.
8 И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и
в них родилась похоть к ней,
9 и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо
и не вспоминать о праведных судах.
10 Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли
своей,
11 потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели
совокупиться с нею.
12 И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее, и говорили
друг другу:
13 пойдем домой, потому что час обеда', - и, выйдя, расходились друг от
друга,
14 и, возвратившись, приходили на то же самое место, и когда
допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти своей, и
тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну.
15 И было, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как вчера и
третьего дня, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому
что было жарко.
16 И не было там никого, кроме двух старейшин, которые спрятались и
сторожили ее.
17 И сказала она служанкам: принесите мне масла и мыла, и заприте двери
сада, чтобы мне помыться.
18 Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли
боковыми дверями, чтобы принести, что приказано было им, и не видали
старейшин, потому что они спрятались.
19 И вот, когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к
ней, и сказали:
20 Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к
тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами.
21 Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с
тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих.
22 Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я
сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших.
23 Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели
согрешить пред Господом.
24 И закричала Сусанна громким голосом; закричали также и оба старейшины
против нее,
25 и один побежал и отворил двери сада.
26 Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили боковыми
дверями, чтобы видеть, что случилось с нею.
27 И когда старейшины сказали слова свои, слуги ее чрезвычайно были
пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было.
28 И было на другой день, когда собрался народ к Иоакиму, мужу ее,
пришли и оба старейшины, полные беззаконного умысла против Сусанны,
чтобы предать ее смерти.
29 И сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия,
женою Иоакима. И послали.
30 И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее.
31 Сусанна была очень нежна и красива лицем,
32 и эти беззаконники приказали открыть лице ее, так как оно было
закрыто, чтобы насытиться красотою ее.
33 Родственники же и все, которые смотрели на нее, плакали.
34 А оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее.
35 Она же в слезах смотрела на небо, ибо сердце ее уповало на Господа.
36 И сказали старейшины: когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя
служанками и затворила двери сада, и отослала служанок;
37 и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею.
38 Мы находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них,
39 и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что
он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил.
40 Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не
хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем.
41 И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее
на смерть.
42 Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий
сокровенное и знающий все прежде бытия его!
43 Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я
умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня.
44 И услышал Господь голос ее.
45 И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого
юноши, но имени Даниила,
46 и он закричал громким голосом: чист я от крови ее!
47 Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое
ты сказал?
48 Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны
Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля?
49 Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали.
50 И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись
посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство.
51 И сказал им Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу
их.
52 Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и
сказал ему: состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои,
которые те делал прежде,
53 производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных,
тогда как Господь говорит: `невинного и правого не умерщвляй'.
54 Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их
разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым.
55 Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий,
приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам.
56 Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана,
а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое.
57 Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с
вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего.
58 Итак скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между
собою? Он сказал: под зеленым дубом.
59 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с
мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас.
60 Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога,
спасающего надеющихся на Него,
61 и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил
их, что они ложно свидетельствовали;
62 и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по
закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь
невинная.
63 Хелкия же и жена его прославили Бога за дочь свою Сусанну с Иоакимом,
мужем ее, и со всеми родственниками, потому что не найдено было в ней
постыдного дела.
64 И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом.
В
современном еврейском тексте нет повествования о Сусанне, как не было
его в нем и в древнее время, - при Оригене (Epistol. ad Afrte. 13) и
Иерониме (сот. in Danf. Рго) Текст данного рассказа сохранился в
греческих переводах LXX и Феодотиона, в древнеиталийском, коптском,
арабском, сирийском, Вульгате, армянском и т. п. В кодексе Хизианском,
содержащем перевод LXX и в переводе Феодотиона, равно как и в Вульгате
он помещается в конце книги пророка Даниила, образуя 13 гл. ; в кодексах
же ватиканском, александрийском переводах, древнеиталийском, коптском,
арабском, армянском - перед первою главою. Отсутствие повествования о
Сусанне в еврейско-арамейском тексте книги дает, по-видимому, основание
предполагать, что и первоначально в нем его не было, а появился он
впервые только в переводах LXX и Феодотиона.
Подобное предположение и высказывали в древности неоплатоник Порфирий и
Юлий Африкан, ссылаясь в подтверждение его между прочим на то, что в
греческом тексте рассказа замечается игра слов... "apo tou scinou scisai
kai apo to? prinou prisai" (ст. 54-69), более свойственная греческому
языку, чем еврейскому.
В новейшее время существование еврейского оригинала повествования о
Сусанне на основании встречающихся в переводе Феодотиона гебраизмов
защищают католические экзегеты и некоторые из протестантских: Еихорн,
Делич, Де-Лагарде и англичане Биссель и Балль, большая же часть
последних отвергают его. Подобное же разделение взглядов заметно и в
отечественной литературе о кн. пророка Даниила. Возможность еврейского
оригинала допускает г. Песоцкий, а арх. Бухарев и Смирнов решительно
отвергают ее; проф. же Юнгеров не склоняется на сторону ни того, ни
другого мнения.
Не получил определенного решения и вопрос об исторической достоверности
повествования. Признаваемая католическими экзегетами, она отрицается не
только протестантами, но и некоторыми из отечественных богословов:
митрополитами Филаретом и Арсением. По словам первого, "история Сусанны
подлежит сомнению, потому что в самом начале пленения приписывает иудеям
собственное судилище с правом жизни и смерти; Иоакиму великолепный дом и
сады, чего в начале вавилонского плена очень трудно ожидать, и не
подтверждаются свидетельством самих иудеев".
Митр. Арсений в подтверждение неисторичности повествования ссылается на
слишком "поспешный суд" как старцев над Сусанной, так и над самими
старцами, "несогласный с образом восточного суда", и на то, что иудеи
"не имели права жизни и смерти" (Ср. Песоцкий: с. 283, пр. 3; с. 290,
пр. 2). Неодинаково решается, наконец, и вопрос о причинах уклонения
перевода Феодотиона от текста LXX, - большей его обширности и
особенностей в повествовании (ст. 6-19; 22-27; 30-35; 36-40; 41, 42-50;
51-60 и т. д.). По мнению защитников еврейско-арамейского оригинала, у
Феодотиона был иной еврейско-арамейский список, по которому он
"поправлял и дополнял текст LXX; а по взгляду защитников греческого
оригинала, Феодотион пользовался устным преданием и по нему делал свои
уклонения. Что касается, наконец, времени составления повествования о
Сусанне, то несомненно, что, как сходное по языку с переводом LXX, оно
существовало ко времени этого последнего.