|
|
Книга пророка Даниила
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
1
1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел
Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.
2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов
дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес
эти сосуды в сокровищницу бога своего.
3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов
Израилевых, из рода царского и княжеского, привел
4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом,
и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных
служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку
Халдейскому.
5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое
сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они
должны были предстать пред царя.
6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.
7 И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром, Ананию
Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.
8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола
царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о
том, чтобы не оскверняться ему.
9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов;
10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя,
который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши
худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову
мою виновною перед царем.
11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к
Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии:
12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в
пищу овощи и воду для питья;
13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков,
которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как
увидишь.
14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.
15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они
были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.
16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.
17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и
мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.
18 По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник
евнухов представил их Навуходоносору.
19 И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу,
Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.
20 И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он
находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во
всем царстве его.
21 И был там Даниил до первого года царя Кира.
1-7.
Отведение Даниила и его друзей в Вавилон. 8-17. Их жизнь и воспитание
при дворе Навуходоносора. 18-21. Испытание царем мудрости друзей.
1. Первый отмечаемый Библией исторический факт из жизни пророка Даниила
- отведение его в плен Вавилонский (3-6) совпадает по времени с
завоеванием Иерусалима Навуходоносором "в третий год царствования
Иоакима, царя Иудейского". Встречающаяся во всех древних переводах книги
Даниила, эта дата расходится с показаниями пророка Иеремии. Последний не
знает о взятии Иерусалима Навуходоносором не только в третьем году
Иоакима, но даже и в четвертом. Помеченная данным годом его пророческая
речь говорит о нашествии Навуходоносора на Иудею, как о событии только
еще предстоящем (25:1, 9). Оно полагает начало 70-летнему плену (11-12);
следовательно, является первым по времени вторжением халдеев в Иудею;
более раннего (до 4 года Иоакима) не было. К тому же самому выводу
приводит сравнение 15-26 ст. той же 25 гл. кн. пророка Иеремии с 46 гл.
Подчинение Навуходоносору вместе с иудеями других народов, начиная с
египтян, о чем говорит первое место, последует, по указанию второго,
после битвы при Кархемисе. И так как эта последняя падает на четвертый
год правления Иоакима иудейского (46:2), то очевидно, что до этого
времени Иудея и Иерусалим не подвергалась нашествию вавилонян.
Одним из наиболее надежных средств к устранению указанного разногласия
считается у экзегетов несколько иной по сравнению с принятым перевод
1-го стиха. Именно, основываясь на том, что еврейский глагол "бо",
переданный в настоящем случае фразой: "пришел" ("в третий год... пришел
Навуходоносор"), значит еще "отправиться, начать, предпринять путь"
(Иона 1:3; ср. Быт 37:10; Исх 6:11; 9:1; 10:1; Чис 32:6 и т. п.), все
данное место читают так: "в третий год царствования Иоакима, царя
иудейского, выступил (из Вавилона) Навуходоносор к Иерусалиму и осадил
его". Пророк Даниил отмечает, таким образом, только начало похода, а
затем указывает результат его, не определяя при этом ни времени прибытия
Навуходоносора к Иерусалиму, ни продолжительности и окончания осады
города. По мнению других экзегетов (Раши, Саадиас), под третьим годом
Иоакима разумеется третий год со времени его измены Навуходоносору (4
Цар 24:2). Но подобное понимание несовместимо с библейским выражением:
"в третий год царствования Иоакима", - третий год от вступления на
престол, но не со времени попытки восстановить независимость.
2. По воззрению древних в том числе ассиро-вавилонян, могущество
известного народа находилось в полном соответствии с силой его
национального бога (4 Цар 18:33-35), так что поражение какого-либо
народа другим считалось поражением и его бога, победой над ним бога
победителей (Иер 46:14-15). В знак этого ассиро-вавилонские завоеватели
вместе с военной добычей захватывали статуи богов побежденных племен,
приносили их в дар своим национальным божествам, - ставили, как трофеи,
в храмах этих последних. "Я, говорит, например, Соргон в одной из своих
надписей, взял город Музазир, увез с собою бога Халди с другими богами и
священных сосудов их великое множество". "Обитателей Бит-Янина и их
богов, - рассказывает Сеннахерим, - я увел с собою". "Я, - замечает
Ассурбанипал, - возвратил вавилонскому городу Ереху изображение богини
Нана, увезенной оттуда в качестве военного трофея в Сузы еламским царем
Кубур Нанхунди". Теми же самыми соображениями руководился и
Навуходоносор, отправляя в Сеннаар (общее название областей Вавилонского
царства), за неимением изображений Всевышнего, сосуды иерусалимского
царства и помещая их в находящейся при храме своего Бога Бала
сокровищнице (ср. 1 Езд 1:7; 5:14). По библейскому повествованию,
Навуходоносор не принимал непосредственного участия в доставлении
сосудов в Вавилон: он их "отправил". И эта небольшая подробность как
нельзя более подтверждается и разъясняется рассказом халдейского
историка Бероза (конец 4 в. начало 3 в. до Р. X.) о походе
Навуходоносора против египетского фараона Нехао, во время которого им
был завоеван Иерусалим. Разбив Нехао в битве при Кархемисе и отняв у
него после этого Сирию, Финикию, Палестину и Египет, Навуходоносор,
рассказывает Бероз, услыхал о смерти своего отца Набополассара. Ввиду
этого он поручил своим полководцам отправиться на родину со всей
добычей, с войском и пленниками из иудеев, финикиян, сирийцев и египтян,
а сам с небольшим отрядом поспешил в Вавилон кратчайшими путем через
пустыню и, прибыв в столицу, вступил на престол. (И. Флавий. Древности.
2 ч., с. 162-163).
3. Приказ Навуходоносора о воспитании при царском дворе некоторых
знатных иудейских юношей-пленников не составляет исключительного явления
в истории ассиро-вавилонских государей. При завоевании какой-либо страны
они нередко брали в плен небольших мальчиков знатного происхождения,
давали им при дворе прекрасное воспитание наряду с детьми первых
сановников государства, а впоследствии предоставляли им не только
соответствующие должности в государственной службе, но и делали
правителями целых областей. "Вавилонянина Белиба, выросшего, подобно
маленькой собачке, в моем дворце, говорит в одной надписи Сеннахерим, я
поставил в Сумире в Аккаде правителем над ними". Для обучения таких
детей были устроены при дворах ассирийских и вавилонских царей особые
школы, об учебных предметах которых можно судить по недавно открытой
ниневийской библиотеке Ассурбанипала. Ее плитки содержат руководства по
азбуке, грамматике, истории, словарь халдео-туранский, словарь
древнейших надписей, словарь ассирийских синонимов и целых выражений;
записи юридического содержания, сведения об эпитетах и атрибутах разных
богов, о главнейших храмах; фрагменты мифологического содержания и т. п.
Совокупность всех этих знаний и сведений как нельзя более соответствует
замечанию кн. пророка Даниила, что он был обучен "книгам и языку
халдейскому", - языку вавилонской науки. Исполнение царского указа
возлагается на "начальника евнухов" Асфеназа, не евнухов в буквальном
смысле, т. е. скопцов, а высших придворных чиновников (Быт 37:36 ср. 3
Цар 22:9; 4 Цар 20:18; 25:19; Ис 39:7). Ему принадлежал надзор за всеми
жившими и служившими при царском дворе; он же выбирает из знатных
пленных юношей будущих придворных чиновников - своих непосредственных
подчиненных.
5. Распоряжение Навуходоносора вполне соответствует восточному обычаю,
по которому все придворные получали пищу с царского стола. Так, при
персидском дворе ежедневно приготовлялся, по словам Ктезия, обед на 15
000 человек (ср. 4 Цар 25:29-30; Иер 52:33-34).
6. Из третьего стиха с несомненностью следует, что пророк Даниил
происходил из колена Иудина и принадлежал или к царскому или к знатному
княжескому роду, но к которому именно, за отсутствием сведений,
неизвестно. Иосиф Флавий считает его родственником иудейского царя
Седекию; из христианских писателей одни причисляют его к потомкам Давида
(Симеон Метафраст), другие (Епифаний) к одной из самых знатных фамилий
иудейских вельмож. Также неопределенны сведения и о генеалогии его
друзей.
7. Даниил и его друзья воспитываются, как будущие должностные лица при
царском дворе ("служить в чертогах царских" - ст. 3). В зависимости от
этого они получают новые имена: будущих вавилонских сановников странно
было бы оставить с прежними еврейскими именами - им даются вавилонские.
Составленные из названия главных вавилонских божеств: Валтасар (Белтегна
царь) = "Бел (Вил) защищай его жизнь", Авденаго = "служитель, раб (бога)
Нево", Мисах = "кто, как Аку", Седрах = "повеление (бога) Аку", они
могли напоминать о недавней победе вавилонских богов над иудеями и их
Богом (см. толкование 2-го ст.), благодаря чему перемена имен и в
настоящем случае служила, как и всегда, знаком зависимости побежденного
от победителя (4 Цар 24:17; 2 Пар 36:4).
8. Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван
боязнью оскверниться, - нарушить предписания закона Моисеева о нечистой
для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из
мяса запрещенных Моисеем животных и птиц (Лев 11:4-19; Втор 14:7-18) и,
может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных;
несоответствующий закону способ их приготовления (Лев 11:32-38) и,
наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали
идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели
хвалебные гимны богам (Дан 5:4). Стремление избежать осквернения могло
быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки (Ос 9:3; Иез
4:13-14).
9. При всем благоволении к Даниилу Асфеназ не соглашается на его просьбу
об изменении пищи. Он боится навлечь на себя гнев Навуходоносора. И это
понятно. Возможная при перемене пищи худоба Даниила и его друзей могла
вызвать различные неблагоприятные для царедворца объяснения, начиная с
указания на небрежное исполнение им личного царского указа ("сам
определил кушанье ваше и питье ваше") и кончая предположением о хищении:
назначенную юношам пищу берет себе. Подобную мысль проводит И. Флавий,
дополняя библейский рассказ замечанием, что Даниил просил Асфеназа брать
положенную им пищу себе, а ему и друзьям присылать растительную.
11. Ответ Асфеназа давал понять, что по существу для него безразлично,
какой пищей будут питаться Даниил и его друзья. Царский указ он
исполняет из боязни ответственности пред царем и готов отменить его,
если с него снимут ее. Пользуясь этим, Даниил обратился с своею просьбою
к непосредственному своему начальнику Амелсару, т. е. виночерпию, так
как еврейское имя "гамелцарь" (персидское "messar" = дворецкий), стоящее
с определенным членом, есть имя должности, а не лица. И этот последний,
как лицо неответственное пред Навуходоносором за юношей, потому что
наблюдение за ними было поручено ему Асфеназом (11 ст.), соглашается с
желанием Даниила. Его уступчивость объясняется и тем, что питание
растительной пищей ограничивалось на первых порах десятью днями, - таким
сроком, в течение которого не могла слишком заметно сказаться худоба
юношей.
15. Цветущий вид Даниила с друзьями при питании растительной пищей
послужил для виночерпия достаточным основанием не противиться их желанию
и во все остальное время воспитания.
18. Отказ Даниила от языческой пищи был проявлением его благочестия, за
которое он наделяется Богом выше-человеческой мудростью, проявившеюся
как в усвоении халдейской науки, так и в умении истолковывать сны и
видения (2:17-19, 27-28). "Не халдейское обучение, - говорит блаженный
Феодорит, - сделало Даниила смысленным и исполнило всякой премудрости,
но по Божией благодати, сподобившись смысла и премудрости всякого
знания, оказался он всех лучшим".
21. Еврейский предлог "aq" = русс. "до", определяя известное состояние
вещи или лица до такого или иного времени, не исключает продолжения того
же состояния и за этим пределом времени, точнее, оставляет в стороне
вопрос о дальнейшем продолжении или окончании данного состояния (ср. Быт
8:7; Пс 109:1). Ввиду этого настоящий стих не находится в противоречии с
10:1. Он говорит лишь, что Даниил жил и действовал при царском дворе во
весь период плена вавилонского и не касается его судьбы в дальнейшее
время (ср. Иер 1:3 и гл. 40 и д.).