|
|
Книга пророка Даниила
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
12
1 И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа
твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как
существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа
твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной,
другие на вечное поругание и посрамление.
3 И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к
правде - как звезды, вовеки, навсегда.
4 А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего
времени; многие прочитают ее, и умножится ведение'.
5 Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом
берегу реки, другой на том берегу реки.
6 И один сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки:
`когда будет конец этих чудных происшествий?'
7 И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки,
подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу
времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа
святого, все это совершится.
8 Я слышал это, но не понял, и потому сказал: `господин мой! что же
после этого будет?'
9 И отвечал он: `иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до
последнего времени.
10 Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении;
нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из
нечестивых, а мудрые уразумеют.
11 Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости
запустения пройдет тысяча двести девяносто дней.
12 Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.
13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения
твоего жребия в конце дней'.
1-3.
Откровение о последних судьбах мира. 4-13. Заключение книги.
1. Защитником народа еврейского в эпоху тяжких бедствий, которые
придется перенести ему от Антиоха Епифана, явится Архангел Михаил,
"князь" и покровитель иудеев (10:13, 21). Только предстательством этого
"князя великого" они и будут спасены от окончательной гибели. Но как
Антиох, враг и гонитель народа иудейского, напоминает собою последнего и
самого жестокого врага христианства - антихриста, так точно и тяжелое
время, переживаемое при нем избранными из народа Божия, служит
прообразом последних времен существования новозаветной церкви, -
прообразом скорби времен антихриста. К этой то эпохе, времени кончины
мира, и переходит откровение. Оно изображается, как время небывалой со
дня существования мира скорби, чего нельзя сказать о бедствиях,
причиненных иудеям Антиохом Епифаном, и что на основании свидетельства
Иисуса Христа относится к концу мира (Мф 24:21, 22). В эту тяжелую
годину спасутся только "записанные в книге жизни" (ср. Исх 32:32; Пс
68:29; Флп 4:3; Откр 3:5; 13:8 и т. п.), т. е. все те праведные и
истинные члены народа Божия, которых Господь определил к вечной жизни.
Подобно живым, и одни "из спящих в прахе земли" воскреснут для жизни
вечной, а другие - для вечных мук (Ин 5:29; 1 Кор 15:51-53; 1 Фес 4:16).
Первые воссияют, как светила небесные (Мф 13:43; 1 Кор 15:40-42).
4. Откровение заканчивается обращенным к пророку повелением "сокрыть
слова свои", т. е. позаботиться о тщательном сохранении данного видения.
А так как оно было последним в ряду всех других видений, то одновременно
с первым приказанием дается в второе: "запечатать книгу" - позаботиться
о таковом же сохранении и всех ранее полученных откровений. При
сбережении их в первоначальной чистоте и неприкосновенности умножится
"ведение" путей Господних.
5. Указанным требованием и могло бы закончиться откровение. Но тогда
недоставало бы объяснения относительно продолжительности предсказанных
событий, а между тем, по аналогии с видением 8 гл. пророк мог ожидать
такого объяснения. И оно, действительно, дается и притом дважды. В
первый раз одному из небожителей, предложившему мужу в льняной одежде
вопрос: "когда будет конец этих чудных происшествий?" Если под
последними, судя по контексту, разумеется воскресение мертвых (2 ст.),
то ответ мужа в льняной одежде: к "концу времени и времен и полувремени
... все это совершится", как ясно намекающий на 25 ст. 7 гл., указывает
на продолжительность деятельности антихриста. При подобном понимании
смысл его слов такой: воскресение мертвых последует непосредственно за
временем антихриста.
8. Пророк не понял ответа, и сообразно с этим на вопрос: "что же после
этого будет", ему предлагается довольствоваться тем, что открыто и
оставить заботу о разрешении недоумений относительно непонятного в
откровении. Уразумение этого последнего принадлежит будущим временам,
для которых откровение и должно быть тщательно сохранено.
9. Умственный взор пророка не может проникнуть в будущее Новозаветной
Церкви. Как бы в возмещение этого ему указывается на продолжительность
страданий его народа, мысль о чем могла его мучить и тревожить. Ст. 10,
как параллельный ст. 35 11 гл., и ст. 11-ый, как находящийся в прямом -
соотношении с 32 ст. той же главы, ясно показывают, что речь небожителя
касается деятельности Антиоха Епифана, - преследования им народа
еврейского. Сообразно с этим и цифровые данные ст. 11-12 должны
определять ее продолжительность. Последняя равняется 1 290 и 1 335 дням.
Начало счета этих дней относятся ко "времени прекращения ежедневной
жертвы и постановления мерзости запустения", что имело место 15-го
Хаслева 145 г. (1 Мак 1:54). 25-го Хаслева 148 г. алтарь в храме
иерусалимском был восстановлен, и в этот день иудеи принесли жертву Богу
на новоустроенном жертвеннике (1 Мак 4:52). Это событие и должно быть
признано конечным пунктом для указанного Ангелом периода. Но так как
промежуток времени между осквернением храма Антиохом (15-ое Хаслева 145
г.) и восстановлением его (25-го Хаслева 148 г.) равняется 3 годам и 10
дням, или 1 105-1 102 дням, то разница между этим числом дней в
возвещенные Ангелом - 1 290 днями равняется 185-188 дням, а между 1 290
и 1 335 днями - еще 45 дням. В целях объяснения подобного несовпадения
предполагают, что 185-188 дней прошло до того времени, когда Антиох,
услышав в Персии, что его войска, направленные против Иудеев под
начальством Лисия разбиты, а иудеи разрушили оскверненный им жертвенник,
построили новый, восстановили свое святилище, - испугался и
встревожился, придя к сознанию, что постигшие его неудачи составляют
наказание свыше (1 Мак 6:5-13), а следующие затем 45 дней продолжалась
болезнь Антиоха (1 Мак 6:9); закончившаяся смертью в 149 г. Если
признать эту последнюю концом периода в 1 335 дней, то до некоторой
степени сделаются понятными слова Ангела: "блажен, кто ожидает и
достигнет 1 335 дней". Смерть Антиоха Епифана положила конец религиозным
преследованиям иудеев и потому рассматривается, как отрадное, радостное
событие.