|
|
Книга пророка Даниила
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
8
1 В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение
после того, которое явилось мне прежде.
2 И видел я в видении, и когда видел, я был в Сузах, престольном городе
в области Еламской, и видел я в видении, - как бы я был у реки Улая.
3 Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два
рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после.
4 Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой
зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он
делал, что хотел, и величался.
5 Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей
земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.
6 Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки,
и бросился на него в сильной ярости своей.
7 И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил
овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против
него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто
мог бы спасти овна от него.
8 Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то
сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре
ветра небесных.
9 От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к
югу и к востоку и к прекрасной стране,
10 и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего
воинства и звезд, и попрал их,
11 и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него
ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.
12 И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он,
повергая истину на землю, действовал и успевал.
13 И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то,
вопрошавшему: `на сколько времени простирается это видение о ежедневной
жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут
попираемы?'
14 И сказал мне: `на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище
очистится'.
15 И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его,
вот, стал предо мною как облик мужа.
16 И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и
сказал: `Гавриил! объясни ему это видение!'
17 И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я
ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: `знай, сын человеческий,
что видение относится к концу времени!'
18 И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле;
но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое,
19 и сказал: `вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо
это относится к концу определенного времени.
20 Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и
Персидский.
21 А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами
его, это первый ее царь;
22 он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства
восстанут из этого народа, но не с его силою.
23 Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий
своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве;
24 и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить
удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и
народ святых,
25 и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем
своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки
владык восстанет, но будет сокрушен - не рукою.
26 Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой
это видение, ибо оно относится к отдаленным временам'.
27 И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал
заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его.
1-14.
Видение двух животных - козла и овна. 15-27. Объяснение его небожителем.
1. Предметом видения настоящей главы является история смены
мидо-персидского владычества греко-македонским (3-7 ст.) и
характеристика отношений последнего к богоизбранному народу (8-14 ст.).
В том и другом пункте оно дополняет видение предшествующей главы.
2. Видение было получено пророком в Сузах, на берегу реки Улая. По
мнению одних экзегетов (Бертольд, Кюнен, Корнели, Кнабенбауер), Даниил
действительно был в Сузах, куда удалился в правление Набонида и
Валтасара; по словам других (Смирнов, Песоцкий), ему только
представлялось, что он находится в Сузах. Он был здесь духовно (ср. Иез
8:3; 40:2), но не физически. Но присутствие пророка мысленно можно
допустить только на Улае, как об этом свидетельствует выражение
настоящего стиха: "и видел я в видении, как бы я был у реки Улая". В
противоположность этому относительно Суз он говорит: "и когда видел, я
был в Сузах".
Страна или область Елам, в которой Сузы были главным городом, получила
свое название от имени одного из сыновей Сима (Быт 10:22). Неоднократно
упоминаемая потом в Библии (Быт 14:1; Ис 21:2; 22:6-7; Иез 32:14 и т.
п.), а в клинообразных надписях известная под различными названиями:
Numaki - по древне-аккадски, Kissi и Иламма - по-ассирийски, Уйага -
по-персидски ("горная страна"), она была расположена на северо-востоке
от устьев Тигра и Евфрата по юго-западному склону горного хребта Загрос.
Представляя в древности могущественное государство, Елам был разгромлен
в первый раз ассирийским царем Ассурбанипалом, а затем в числе прочих
областей завоеван Навуходоносором (Иер 25:25; 49:34; Иез 32:24), вошел в
состав Вавилонской империи. Его главный город Сузы был основан, по
свидетельству Страбона, Тифоном, отцом Мемнона, современника осады Трои,
и упоминаются в одной из надписей Ассурбанипала. "Я, говорит он,
возвратил вавилонскому городу Ереху изображение богини Нана, увезенной
оттуда в качестве военного трофея в Сузы еламским царем Кубур-Наихунди
за 1 635 лет до этого". Во времена Кира Сузы были весенней резиденцией
персидских царей, а при Дарии Гистаспе превращены в столицу. Они были
расположены на реке Улае, известной у греков и римлян под именем Евлея
(нынешний Карун к востоку от Суз).
3. По объяснению ангела Гавриила, овен с двумя рогами означает "царей
мидийского и персидского" (ст. 20), т. е. Мидо-Персидское царство,
олицетворяемое в своих царях (ср. 2:38; 8:21-22: большой рог между
глазами козла - первый царь греческий, а четыре других рога у того же
животного - "четыре царства, имеющие восстать из этого народа". Животное
- образ целого народа).
Состоявшее из двух народностей, но в сущности нераздельное,
Мидо-Персидское царство начало свою историю, как именно Мидийское: при
Киаксаре персы были в подчинении у мидян. Но при Кире персидском
отношения между народностями изменяются: власть переходить к персам (ср.
Есф 1:3), создавшим мировую монархию. Эта историческая
последовательность в преобладании более сильных персов над мидянами и
обозначается в видении той подробностью, что "высший (рог) поднялся
после". Что касается представления мидо-персидского царства под образом
овна, то оно, соответствуя персидской символике (см. толкование 2-3 ст.
7 гл. и еще у Амония Марцеллина, по словам которого, персидский царь,
стоя во главе войска, как его предводитель, носил вместо диадемы голову
барана), характеризует мидо-персидскую монархию со стороны ее прочного
материального благосостояния, крепости, соединенной с малоподвижностью и
неповоротливостью.
4. С появлением "высшего рога" овен начал проявлять свою силу: он бодал
(образ преобладания - Иез 34:21), и никто из зверей не мог устоять пред
ним. И действительно, за воцарением Кира последовал целый ряд
предпринятых с целью завоевания походов персидских царей на запад
(малоазийские города, Сирия, Вавилон), север (народы понтийские и
скифские) и на юг (Египет).
5. Запад, север и юг испытали на себе всесокрушающую силу
мидо-персидского царства. Нетронутым остался лишь восток; как известно,
поход Ксеркса против Греции кончился неудачей, но отсюда же (Персия по
отношению к Греции лежит на запад - козел идет с запада) в лице первого
греческого царя (ст. 21) пришла гибель. Неимоверно быстрый поход
Александра Македонского в Азию (козел идет с необыкновенною легкостью,
"не касаясь земли"), его победы над Дарием Кодоманом при Гранике, Иссе
и, наконец, близ Суз и реки Евлея - между Гавгамелой и Арбелой положили
конец существованию мидо-персидской монархии.
8. Достигши наивысшей степени славы в результате предпринятых после
покорения мидо-персидского царства походов в Бактрию, Согдиану и Индию
до Пендбажа, греко-македонская монархия потеряла своего знаменитого
вождя Александра Великого: "большой рог сломился", и вместе с этим
утратила значительную долю своего могущества и силы. По его завещанию (1
Мак 1:5-6), она разделилась на четыре новые царства (четыре рога -
четыре царства - ст. 22), меньшие, разумеется, как по величине, так и по
силе (ст. 22): македонское (Македония и Греция), сирийское (Сирия,
Вавилон и Персия), фракийское (Фракия, Вифиния и азиатские владения
вдоль Геллеспонта и Босфора) и египетское (Египет, Ливия, Аравия и
Палестина).
9. По объяснению небожителя (ст. 23), новый появившийся на голове козла
рог означает наглого и искусного в коварстве царя, имеющего восстать в
конце политического существования четырех царств, "когда отступники
исполнят меру беззаконий". На основании 1 Мак 1:7-15 под этим царем
необходимо разуметь Антиоха Епифана.
"Александр, - говорит автор первой Маккавейской книги, - царствовал 12
лет и умер. И владычествовали слуги его каждый в своем месте. И по
смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в
течение многих лет; и умножили зло на земле. И вышел от них корень греха
- Антиох Епифан. ... В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и
убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими
нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие
бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа
изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять
установления языческие. ... И установили у себя необрезание и отступили
от святого завета".
Если по словам книги пророка Даниила, наглый и искусный царь восстанет
тогда, когда "отступники исполнят меру беззаконий своих", то и по
свидетельству 1 Маккавейской книги воспарение Антиоха Епифана совпадает
с появлением среди Израиля "отступников от святого завета". Введение
необрезания - высшая мера беззакония. Тожество эпохи и лиц не подлежит
никакому сомнению. Небольшой первоначально рог чрезвычайно разросся
затем к югу, к востоку и к прекрасной стране. Так точно и Антиох Епифан,
в начале царь Сирии, вел успешные войны против юга - Египта (1 Мак
1:16-18), востока, - Персии (1 Мак 3:31, 37; 6:1-4), Вавилона (1 Мак
6:4) и Армении, причем, подчинил себе армянского царя Артаксиаса. Его
власти подчинилась также и прекрасная страна, т. е. Палестина (Иер 3:19;
Иез 20:6), названная так за свое плодородие.
10. Согласно объяснению Ангела, под попираемым Антиохом Епифаном
"воинством небесным" разумеется "народ святых" (ст. 24), т. е.
ветхозаветный Израиль, получивший подобное имя в силу своего назначения
быть народом святых. Усвояемое ему в Библии название "воинств " (Исх
12:41) восполнено в настоящем случае эпитетом "небесные" ввиду того, что
Израиль выполнял на земле небесную миссию, имел своим царем Владыку
небес. По свидетельству 1 кн. Маккавейской, попрание Антиохом Епифаном
"воинства небесного" выразилось в избиении им множества сынов
израильских (1 Мак 1:24, 30, 32, 37).
11. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на
Вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у него ежедневной жертвы
и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные
были одним народом и оставили свой прежний закон (религиозный), он, как
говорится в 1 Маккавейской книге, предъявил подобное требование и
евреям: запретил им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния
Иегове и праздновать субботы (1 Мак 1:45), на месте разрушенных
жертвенников строил капища и жертвенники идолам, заставляя израильтян
приносить на них жертвы языческим богам (1 Мак 1:47-49). И приказание
Антиоха было исполнено: в пятнадцатый день Хаслева устроил на
жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских построили
жертвенники (1 Мак 1:54; ср. 2 Мак 6:2 и д.).
12. Причина подобного успеха лежала не в силе Антиоха (ст. 24), а в
"нечестии воинства". Палестина была предана в его руки отступниками от
святого завета; они "соединились с язычниками и продались, чтобы делать
зло" (1 Мак 1:15; ср. ст. 11-13).
13. Продолжительность предания Антиоху на попрание и святилища и народа
равняется, по словам Ангела, 2 300 вечеров и утр. И так как по
библейскому словоупотребление, выражение "вечер и утро" обозначает
особый, отдельный день (Быт 1:5, 8, 13 и д.), то и в настоящем случае "2
300 вечеров и утр" должны быть понимаемы в смысле 2 300 полных дней, -
суток. Конечным пунктом этого периода является время очищения святилища
- "тогда святилище очистится", т. е. восстановление истинного
богослужения в храме в двадцать пятый день месяца Хаслева 148 г. (1 Мак
4:52-53).
Что же касается начального пункта, то он не поддается точному
определению. Открытая борьба Антиоха Епифана с ветхозаветной церковью
началась с 143 г., когда он после поражения Египта двинулся на
Иерусалим, вошел в святилище и ограбил его (1 Мак 1:20-23); но
боговраждебная деятельность вообще сказалась несколько ранее. В
частности, в 142 г. с его согласия первосвященник Ония был лишен
должности стараниями нечестивого Иасона. В свою очередь и этот последний
был устранен неким Менелаем, кравшим и продававшим сосуды храма (2 Мак
4). В виду этого весь период боговраждебной деятельности Антиоха Епифана
в определяют временем от 148 до 142 г., в каковой промежуток вмещаются 2
300 суток, равняющиеся 6 годам и 3 или 4 месяцам с несколькими днями.
Кроме указанного понимания и исчисления "2 300 вечеров и утр",
существует еще и другое. Пророческое откровение имеет, говорят, главным
предметом вопрос о жертвах. А так как они приносились по закону Моисееву
утром и вечером, то и выражение вечер - утро указывает на то, что у
пророка Даниила имеются в виду утренние и вечерние жертвы, - временные
пункты их совершения. Сообразно с этим вечер и утро должны быть
исчисляемы отдельно, и число 2 300 вечеров-утр должно быть определяемо в
1 150 суток, или полных дней. Но подобное исчисление прежде всего
противно библейскому словоупотреблению. В тех случаях, когда еврей хочет
отдельно обозначить составные части суток - день и ночь, там он ведет
каждой части отдельный счет; он говорит: 40 дней и 40 ночей (Быт 7:4,
12; 3 Цар 19:8), три дня и 3 ночи (Ин 2:1; Мф 12:40).
Во-вторых, принимая во внимание хронологические даты деятельности
Антиоха Епифана по Маккавейским книгам, в ней нельзя найти такого
периода времени, к которому было бы возможно приурочить 1 150 дней. Так,
начальным пунктом поругания святилища считают (Делич) или 15 день
Хаслева, - время поставления идольского алтаря в храме (1 Мак 1:54), или
время прибытия в Иудею начальника податей Аполлония и взятия их
Иерусалима в том же 145 г. (Блек. 1 Мак 1:29 и д. 2 Мак 5:24). Но в
первом случае до конца боговраждебной деятельности Антиоха, - 25 дня
месяца Хаслева 148 г. (1 Мак 6:52), прошло только 3 г. и 10 дней, или 1
090-1 105, а не 1 150 дней. Во втором случае без всякого основания, а
лишь в видах приобретения нужного числа относят время прибытия Аполлония
к первому месяцу 145 г.
15. Внезапное и быстрое явление существа, похожего на мужа,
свидетельствовало о его неземном бытии и небесной природе. В том же
самом убеждало пророка имя явившегося - Гавриил, - "муж Божий". По
словам Гавриила, видение относится "к концу времени" (ср. ст. 19). Но
как показывают ст. 20-23, под "концом времени" разумеется время
окончания ветхозаветного периода, на каковой и падает деятельность
"наглого царя" Антиоха Епифана. И только принимая во внимание видение
10-12 гл., где выступающий из третьей монархии ветхозаветный враг святых
Божиих ясно выставляется, как прообраз последнего врага Церкви -
антихриста, должно заключать, что и в видении 8 гл. прикровенно
созерцается тяжелое положение Церкви при конце мира.
19. Видение об утре в вечере должно быть "сокрыто", - т. е. должно быть
сохраняемо и сберегаемо во всей целости и неповрежденности.