|
|
II Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
17
1 И воцарился Иосафат, сын его, вместо него; и укрепился он против
Израильтян.
2 И поставил он войско во все укрепленные города Иудеи и расставил
охранное войско по земле Иудейской и по городам Ефремовым, которыми
овладел Аса, отец его.
3 И был Господь с Иосафатом, потому что он ходил первыми путями Давида,
отца своего, и не взыскал Ваалов,
4 но взыскал он Бога отца своего и поступал по заповедям Его, а не по
деяниям Израильтян.
5 И утвердил Господь царство в руке его, и давали все Иудеи дары
Иосафату, и было у него много богатства и славы.
6 И возвысилось сердце его на путях Господних; притом и высоты отменил
он и дубравы в Иудее.
7 И в третий год царствования своего он послал князей своих Бенхаила и
Овадию, и Захарию и Нафанаила и Михея, чтоб учили по городам Иудиным
народ,
8 и с ними левитов: Шемаию и Нефанию, и Зевадию и Азаила, и Шемирамофа и
Ионафана, и Адонию и Товию и Тов-Адонию, и с ними Елишаму и Иорама,
священников.
9 И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили
все города Иудеи и учили народ.
10 И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи,
и не воевали с Иосафатом.
11 А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также
Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и
козлов семь тысяч семьсот.
12 И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости и
города для запасов.
13 Много было у него запасов в городах Иудейских, а в Иерусалиме людей
военных, храбрых.
14 И вот список их по поколениям их: у Иуды начальники тысяч: Адна
начальник, и у него отличных воинов триста тысяч;
15 за ним Иоханан начальник, и у него двести восемьдесят тысяч;
16 за ним Амасия, сын Зихри, посвятивший себя Господу, и у него двести
тысяч воинов отличных.
17 У Вениамина: отличный воин Елиада, и у него вооруженных луком и щитом
двести тысяч;
18 за ним Иегозавад, и у него сто восемьдесят тысяч вооруженных воинов.
19 Вот служившие царю, сверх тех, которых расставил царь в укрепленных
городах по всей Иудее.
1–6.
Сделанное Иосафатом распределение войск по укрепленным городам; помощь
Божья Иосафату за его благочестие. 7–9. Посланные Иосафатом сановники и
левиты поучают народ закону Божию. 10–12. Дань от подчиненных Иосафату
племен и увеличение его богатства и силы. 13–19. Имена военачальников
Иосафата и число его войска.
1-2. Постоянное войско (ст. 2) у библейских евреев ведет начало со
времен Давида (2 Цар VIII:14–18); с этого времени, «кроме общей
повинности всякого гражданина в известном возрасте выходить на войну, у
царей были войска постоянные» (проф. Гуляев, с. 554). У Иосафата такого
регулярного войска было уже слишком много — по ст. 14–18 до 1 160 000
чел., — и он легче мог снабдить сильным гарнизоном не только собственно
иудейские укрепленные города, но и города, принадлежавшие к территории
северного — Израильского царства, но отобранные у израильтян отцом
Иосафата Асой (XV:8). Впрочем, враждебные отношения Иосафата к
Израильскому царству (ст. 1) могли иметь место лишь в начале его
царствования, а затем сменились дружественными и союзными на почве
родства царствующих домов обоих царств и общности политических интересов
(см ниже XVIII:1 сл.; сн. 3 Цар XXII:2 сл.; см. Толков. Библию II, с.
492), хотя союз благочестивого царя иудейского с нечестивым домом Ахава
израильского не принес благополучия Иудейскому царству.
3-6. Благочестие Иосафата, привлекшее к нему и царству Иудейскому при
нем милость Божию, выражалось, как и у Асы, особенно ревностно об
очищении культа Иеговы не только от языческих элементов, приражавшихся к
нему со времен Соломона (3 Цар XI:4–8), но и от пережитков древнего
суеверия: «отменил высоты и дубравы в Иудее» (ст. 6). Впрочем, как и Аса
(сн. гл. XIV:3 и XV:17), Иосафат отменял лишь языческие высоты, а не
издревле посвященные Иегове жертвенники (сн. ниже XX:33).
7-9. Здесь дано в высшей степени знаменательное сообщение о мерах
Иосафата по насаждению в народе иудейском религиозного просвещения — при
посредстве комиссии из царских сановников, священников и левитов,
посланных царем по всем городам с книгой закона. Со стороны царя это был
сколько акт политической мудрости, столько же — или еще более — плод
глубокого его личного благочестия и религиозной ревности, в силу которых
он также организовал судебную часть в государстве своем на
религиозно-теократических началах (см. ниже XIX:5–11). Священники и
левиты, выступая здесь в религиозном учительстве, исполняли лишь прямой
долг своего знания по закону Моисееву (Втор XXXIII:9–10); хотя в Ветхом
Завете вообще мало сообщается об учительной деятельности священников и
левитов, однако всегдашнее исполнение ими упомянутого важного служебного
долга своего, конечно, не может подлежать сомнению (подлинность известия
2 Пар XVII:7–9 и XIX:5–11 заподозривается, напр., Велльгаузеном — в силу
предзанятого взгляда его на послепленное лишь происхождение так
называемого «Священнического Кодекса», т. е., средних книг Пятикнижия, в
частности, и левитского священства. I. Wellhausen . Prolegomena zu
Geschichte Israels 3-te A. Berlin 1886 s. 196. Но теория Велльгаузена и
на Западе не имеет уже прежнего кредита и обаяния). При том рассказ 2
Пар с перечислением имен членов комиссии имеет очевидный признак
документальности, а присущие ему простота и естественность в свою
очередь говорят об исторической достоверности сообщаемого здесь факта.
Участие и сановников в комиссии по народному образованию в духе религии
и закона объясняется высоким государственным значением предпринятой Иосафатом меры; при том библейско-еврейской древности было чуждо резкое
отделение или антагонизм — гражданских и религиозных отношений,
государства и церкви, образования светского и духовного, как-то имеет
место в большинстве европейских государств: господствовавшая в народе
еврейском идея теократии, напротив, весьма тесно сближала все эти, в
новом мире нередко противоположные, области жизни. Из того, что комиссия
священников берет с собой «книгу закона Господня» (ст. 9) и с ней
совершает обхождение страны, можно заключать, что экземпляры Библии в
народе еще не были распространены.
10-12. Последствием внутренних мероприятий Иосафата — по насаждению в
народе религиозного просвещения было поднятие авторитета Иудейского
царства у окрестных племен — аравитян и филистимлян, плативших дань
Иосафату: так внутреннее упорядочение государства сопровождалось тем же
подъемом внешнего престижа государства, как и блистательная победа Асы
над Зараем (XIV:14).
13-19. Показанная здесь численность действующей армии Иосафата — свыше
миллиона (ст. 14–18) — возбуждает серьезное недоумение и наводит на
мысль об ошибке переписчиков в цифровых данных рассматриваемого места.
Но сам раздел (ст. 14–18) с реестром войск и военачальников, как
показывают уже имена последних, — имеет, бесспорно, документальный
характер. Xарактерна подробность (ст. 16): «Амасия, сын Зихри,
посвятивший себя Господу » (евр. hamitnaddeb Iajhovah). По мнению
некоторых толкователей, этим выражением означается его обет назорейства;
но параллель Суд V:2, 9 (где встречается тот же глагол падав, в ф.
Гитп.) позволяет здесь видеть мысль о воинской доблести, о воинском
героизме упомянутого лица.