|
|
II Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
1
1 И утвердился Соломон, сын Давидов, в царстве своем; и Господь Бог его
был с ним, и вознес его высоко.
2 И приказал Соломон собраться всему Израилю: тысяченачальникам и
стоначальникам, и судьям, и всем начальствующим во всем Израиле - главам
поколений.
3 И пошли Соломон и все собрание с ним на высоту, что в Гаваоне, ибо там
была Божия скиния собрания, которую устроил Моисей, раб Господень, в
пустыне.
4 Ковчег Божий принес Давид из Кириаф-Иарима на место, которое
приготовил для него Давид, устроив для него скинию в Иерусалиме.
5 А медный жертвенник, который сделал Веселеил, сын Урия, сына Орова,
оставался там, пред скиниею Господнею, и взыскал его Соломон с
собранием.
6 И там пред лицем Господа, на медном жертвеннике, который пред скиниею
собрания, вознес Соломон тысячу всесожжений.
7 В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе.
8 И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость
и поставил меня царем вместо него.
9 Да исполнится же, Господи Боже, слово Твое к Давиду, отцу моему. Так
как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной,
10 то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред
народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим
великим?
11 И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не
просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не
просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы
управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя,
12 премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам
тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет
после тебя.
13 И пришел Соломон с высоты, что в Гаваоне, от скинии собрания, в
Иерусалим и царствовал над Израилем.
14 И набрал Соломон колесниц и всадников; и было у него тысяча четыреста
колесниц и двенадцать тысяч всадников; и он разместил их в колесничных
городах и при царе в Иерусалиме.
15 И сделал царь серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому
камню, а кедры, по множеству их, сделал равноценными сикоморам, которые
на низких местах.
16 Коней Соломону приводили из Египта и из Кувы; купцы царские из Кувы
получали их за деньги.
17 Колесница получаема и доставляема была из Египта за шестьсот сиклей
серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими
доставляли это всем царям Хеттейским и царям Арамейским.
(Ср.
3 Цар III ).
1–6. Жертвоприношение Соломона в Гаваоне. 7–12. Ночное богоявление
Соломону и дарование ему премудрости. 13–17. Богатство Соломона.
1-6 и 7–12 рассказывают о тех же фактах, о которых повествует и 3 Цар
III:4–15, и передают их существенно сходно с 3 Царств. Отличия —
частные, обозначающие или особый стиль свящ. писателя Паралипоменон, или
же его своеобразную точку зрения на одни и те же факты, или, наконец,
восполняющие повествование 3 Царств новыми чертами. Так, в
рассматриваемом месте 2 Паралипоменон ст. 2 указано, что Соломона в его
паломническом путешествии в Гаваон сопровождали главы и начальники
народа (чего не сказано в 3 Цар III:4, ср. однако там же ст. 15), что,
без сомнения, действительно имело место в данное время, как и после при
перенесении ковчега в храм и освящении последнего (3 Цар VIII:1 — 2 Пар
V:2). Затем, если в 3 Цар III:4 сказано общее: «там (в Гаваоне) был
главный жертвенник» (собственно: «высота», евр. бама ), то в ст. 3–5
рассматриваемой главы 2 Паралипоменон со всей определенностью сказано,
что 1) в Гаваоне пребывала скиния Моисеева (ст. 3, ср. Исх XL:18); что
2) перед этой скинией собрания там стоял сделанный при Моисее же
художником Веселиилом жертвенник (ст. 5, ср. Исх XXVII:1 след.,
XXXVIII:1 д.), на котором Соломон и совершил 1 000 всесожжений (ст. 6),
и что 3) ковчег Божий или ковчег завета из Кириаф-Иарима (ср. 1 Цар
VII:1) был перенесен Давидом в построенную им скинию в Иерусалиме. О
последнем рассказывается во 2 Цар VI, особ. ст. 17 (см. Толков. Библию,
т. II. Спб. 1905, с. 424–425), а также в 1 Пар XV и XVI гл.
Действительность существования до времен Соломона скинии Моисеевой с ее
священными принадлежностями подтверждается свидетельством 3 Цар VIII:4
(см. Толков. Библию, т. II, с. 461). О положении Гаваона см. Толков.
Библию, т. II, с. 317–318 и 450–451. О положении Карифиарима (Нав IX:17;
Иер XXVI:20) иначе Ваала Иудина (2 Цар VI:2; Нав XV:9, 60) см. Толков.
Библию, т. II, с. 318 и 424; по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomast. 596,
ср. 192), город этот лежал на 9 милиарии по дороге из Элии (Иерусалима)
в Диосполь (Лидду); теперь мусульманская деревня Карьет-эл-инеб.
Что касается точки зрения, то свящ. писатель 2 Паралипоменон не
упоминает о не вполне согласном с законом служении Соломона и народа
Богу на высотах, как сказано в 3 Цар III:2 (Толк. Библия II, с. 450):
различались высоты, издревле посвященные Богу, от позднее произвольно
избираемых (см. там же, с. 439). К числу последних, преступных с точки
зрения закона, не мог относиться жертвенник при скинии Моисеевой: вот
причина, почему свящ. писатель 2 Паралипоменон не упоминает здесь о
служении на «высотах».
Наконец, в одном слововыражении отличается 2 Паралипоменон от 3 Царств в
рассказе о ночном богоявлении Соломону: дарованная Богом Соломону
чрезвычайная мудрость в 3 Цар (III:9, 12) обозначается конкретно:
«сердце мудрое и разумное», евр. лев хакам венабон, а во 2 Пар (I:9)
абстрактно: «мудрость и знание», евр. гахокма вегамадда . Абстрактное
представление может указывать на сравнительно позднее происхождение кн.
Паралипоменон (мадда принадлежит позднейшему гебраизму встречается в Дан
I:4, 17).
13. 2 Паралипоменон путешествие Соломона в Гаваон полагает в начале его
царствования, что, вероятно, и было (возможно, что события, описанные в
3 Цар II, имели место после этого путешествия). Слав. «от вышняго
Гаваона» (ср. ст. 3), как у LXX (?????) и в Вульгате (excelsus), —
неточная передача евр. бама, «высота».
14-17. Ср. 3 Цар X:26–29; IV:26. Ср. Толков. Библия II, с. 453 и 468. В
масоретском евр. тексте к I гл. отнесен в качестве 18 стиха и 1-й стих
II гл. С гл. II включительно идет речь о построении храма и его
освящении.