|
|
II Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
15
1 Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий,
2 и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь
Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать
Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас.
3 Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего,
и без закона;
4 но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и
взыщет Его, Он даст им найти Себя.
5 В те времена не будет мира ни выходящему, ни входящему, ибо великие
волнения будут у всех жителей земель;
6 народ будет сражаться с народом, и город с городом, потому что Бог
приведет их в смятение всякими бедствиями.
7 Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть
возмездие за дела ваши.
8 Когда услышал Аса слова сии и пророчество [Азарии], сына Одеда
пророка, то ободрился и изверг мерзости языческие из всей земли Иудиной
и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и
обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним.
9 И собрал всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от
Ефрема и Манассии и Симеона; ибо многие от Израиля перешли к нему, когда
увидели, что Господь, Бог его, с ним.
10 И собрались в Иерусалим в третий месяц, в пятнадцатый год
царствования Асы;
11 и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из
крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч;
12 и вступили в завет, чтобы взыскать Господа Бога отцов своих от всего
сердца своего и от всей души своей;
13 а всякий, кто не станет искать Господа Бога Израилева, должен
умереть, малый ли он или большой, мужчина ли или женщина.
14 И клялись Господу громогласно и с восклицанием и при звуке труб и
рогов.
15 И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего
клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал
им Господь покой со всех сторон.
16 И Мааху, мать свою, царь Аса лишил царского достоинства за то, что
она сделала истукан для дубравы. И ниспроверг Аса истукан ее, и изрубил
в куски, и сжег на долине Кедрона.
17 Хотя высоты не были отменены у Израиля, но сердце Асы было вполне
предано Господу во все дни его.
18 И внес он посвященное отцом его и свое посвящение в дом Божий,
серебро и золото и сосуды.
19 И не было войны до тридцать пятого года царствования Асы.
1–7. Пророческое поучение Азарии Асе и народу о зависимости благосостояния Иудейского царства от преданности иудеев Иегове. 8–19. Благочестивая ревность Асы по благоустроению культа Иеговы.
1-7. Пророк Азария (кроме данной главы называется еще в XXIII:1), объятый Духом Божиим, обращается к народу и царю Асе — под свежим впечатлением от чудесной победы (XIV) — с увещанием к верности Иегове и с предостережением от отступлений от Него; ст. 3–6 изображают состояние растерянности Иудейского царства при нашествии Зарая, причем картина оставления Богом народа Своего и духовных лишений последнего близко напоминает пророческие изображения состояния отвержения Израиля (ср. ст. 3 и Ос III:4; Ам VIII:11).
8-19. Пророческая речь ободрила Асу и подвинула его к ревности о славе Иеговы, к обновлению всенародного завета с Иеговой и истреблению сохранявшихся от прежних царей принадлежностей идолослужения. В ст. 8 по евр. масор. тексту читается: (услышал Аса эти слова и пророчество) Одеда, LXX: Άδάδ, так что некоторые полагают, что упомянутое впечатление произвело на Асу пророчество не Азарии, а Одеда (ст. 1), отца его «можно предположить, — говорит проф. Гуляев (с. 530), — что здесь, кроме слова Азарии, разумеется еще какое-то, в свое время известное, пророчество отца его Годеда». Но гораздо естественнее видеть здесь указание на пророчество, только что изложенное, (ст. 1–7) Азарии, сына Одеда. Многие кодексы LXX, как: XI, 52, 55, 60, 64, 71, 119, 121, 158, 243 (у Гольмеса), действительно, вставляют в ст. 8 имя Азарии; так — Сирск. и Вульгата: prophetiam Azariae, filii Oded propheti, ср. слав.-русск.
Двукратная победа иудеев: при Авии над израильтянами, и при Асе — над египтянами привлекла в Иудею многих израильтян на жительство (ст. 9).
Внутренним последствием пророческой проповеди была вся деятельность Асы по обновлению жертвенника (ст. 8), по восстановлению завета верности Иегове с обязательством налагать херем или теократическую казнь на отступников (ст. 12–14; ср. Втор XIII гл.), по организации величественных жертвоприношений (см. 11) и торжественных религиозных празднеств (14–15 ст.). Об этом всем в 3 Цар прямо не сказано.
16-18 напротив, повторяют 3 Цар XV:13–15. О высотах, отмененных и неотмененных Асой, см. замеч. к 2 Пар XIV:2; сн. Толковая Библия, II, стран. 477.