|
|
II Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
16
1 В тридцать шестой год царствования Асы, пошел Вааса, царь Израильский,
на Иудею и начал строить Раму, чтобы не позволить никому ни уходить от
Асы, царя Иудейского, ни приходить к нему.
2 И вынес Аса серебро и золото из сокровищниц дома Господня и дома
царского и послал к Венададу, царю Сирийскому, жившему в Дамаске,
говоря:
3 союз да будет между мною и тобою, как был между отцом моим и отцом
твоим; вот, я посылаю тебе серебра и золота: пойди, расторгни союз твой
с Ваасою, царем Израильским, чтоб он отступил от меня.
4 И послушался Венадад царя Асы и послал военачальников, которые были у
него, против городов Израильских, и они опустошили Ийон и Дан и Авелмаим
и все запасы в городах Неффалимовых.
5 И когда услышал о сем Вааса, то перестал строить Раму и прекратил
работу свою.
6 Аса же царь собрал всех Иудеев, и они вывезли из Рамы камни и дерева,
которые употреблял Вааса для строения, - и выстроил из них Геву и Мицфу.
7 В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал
ему: так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа
Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей.
8 Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и
всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он
предал их в руку твою,
9 ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье
сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне
будут у тебя войны.
10 И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как
за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в
то время.
11 И вот, деяния Асы, первые и последние, описаны в книге царей
Иудейских и Израильских.
12 И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования
своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни
своей взыскал не Господа, а врачей.
13 И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования
своего.
14 И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе
Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и
разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество.
1–6.
Война Асы с Ваасой, царем израильским, и союз первого с царем сирийским.
7–10. Обличение Асы прозорливцем и заключение последнего в темницу.
11–14. Последние дни Асы, болезнь и смерть.
1-6. Ср. 3 Цар XV:16–22. О хронологических датах войны Асы с Ваасой см.
Толков. Библию, т. II, стр. 477–478; сн. у проф. Гуляева, цит. соч.,
стр. 531. О положении взятых сирийским царем израильских городов см.
примеч. к 3 Цар XV:20. Толков. Библия, II, с. 478.
7-10. Прозорливец Анания жил и действовал и при сыне и преемнике Асы,
Иосафате (2 Пар XIX:2 сл.) Причина и суть обличений его Асе — в
недостатке веры последнего в защиту промыслительного действия Божия и в
суеверной надежде на помощь и силу языческого царя (ср. подобные
пророческие обличения израильскому царю Ахаву, 3 Цар XX, ст. 35–43;
пророка Исаии — иудейскому царю Езекии 4 Цар XX:15–19). Аса тем более
был виновен в малодушном неверии Промыслу Божьему, что в войне с Зараем
имел поразительно очевидный пример чудесной помощи Божией (ст. 8; ср.
гл. XIV), о чем нарочито еще поучал его пророк Азария (XV:1–7). В словах
прозорливца Анании (ст. 9) дано ясное выражение библейского учения о
промыслительной деятельности Божией, особенно в отношении к людям
благочестивым. То, что Аса на пророческое обличение отвечал насилием над
личностью пророка, равно как и другие притеснения, чинимые им некоторым
из народа (ст. 10), показывает, что при всем благочестии своем Аса не
был типичным истинно теократическим царем; потому-то И. Сирах не
называет его в числе лучших царей теократических (Сир XLIX:5–6).
11-14. В описании болезни Асы (ст. 12) отмечается отчасти особенная ее
острота (болезнь — ревматизм ног или подагра, см. Толков. Библию II,
478), главным же образом уже известный (ср. ст. 7) его грех — грех
человеконадеяния: предпочтение врачебной человеческой помощи пред
всеисцеляющей силой Божией. В речи о погребении Асы (ст. 14) упомянуто,
во-первых, о нарочитой гробнице Асы, им самим приготовленной, а
во-вторых, дано замечательное в библейско-археологическом смысле
описание обрядов погребения еврейских царей ср. ниже XXI:19 сн. Иер
XXXIV:5. Некоторые последователи (между ними и проф. Гуляев, с. 533–534)
на основании упомянутого здесь и в цитированных местах сожжения
благовоний в честь царя полагали, что здесь имело место сожжение тела
царя, и что вообще цари и знатные евреи вообще погребались через
трупосожжение. Но единственное ясное свидетельство об этом способе
погребения — в рассказе 1 Цар XXXI:12 о погребении павших в битве Саула
и сыновей его жителями Иависа, случай сожжения трупов здесь был
совершенно исключительный, вызванный благоговейным желанием предохранить
трупы от поругания со стороны филистимлян.
Царствованию сына и преемника Асы Иосафата, о котором 3 Царств дает
чрезвычайно краткий рассказ в несколько стихов XXII:41–51, 2
Паралипоменон посвящает четыре главы, XVII–XX, восполняя сведения 3 Цар
как внешними событиями царствования Иосафата, так особенно изображением
внутренней правительственной и религиозно-теократической деятельности
этого благочестивого царя.