|
|
Книга Ездры
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глава
9
1 По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ
Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с
мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян,
Моавитян, Египтян и Аморреев,
2 потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось
семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и
главнейших была в сем беззаконии первою.
3 Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал
волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный.
4 Тогда собрались ко мне все, убоявшиеся слов Бога Израилева по причине
преступления переселенцев, и я сидел в печали до вечерней жертвы.
5 А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в
разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои
к Господу Богу моему
6 и сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой,
потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до
небес.
7 Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония
наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей
иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и
ныне.
8 И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа Бога
нашего, и Он оставил у нас несколько уцелевших и дал нам утвердиться на
месте святыни Его, и просветил глаза наши Бог наш, и дал нам ожить
немного в рабстве нашем.
9 Мы - рабы, но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш. И склонил Он к
нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом
Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в
Иудее и в Иерусалиме.
10 И ныне, что скажем мы, Боже наш, после этого? Ибо мы отступили от
заповедей Твоих,
11 которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в
которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена
нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили
ее от края до края в осквернениях своих.
12 Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите
за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы
укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие
сыновьям вашим на веки.
13 И после всего, постигшего нас за худые дела наши и за великую вину
нашу, - ибо Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего и дал
нам такое избавление, -
14 неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с
этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до
истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения?
15 Господи Боже Израилев! праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до
сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицем Твоим, хотя после
этого не надлежало бы нам стоять пред лицем Твоим.
1-2.
Получение Ездрой сведений о существовании браков с иноплеменницами. 3-5.
Скорбь Ездры. 6-15. Молитва Ездры.
1 — По окончании сего. Неопределенное указэте, имешдо тот смысл, что
после описанных ранее событий произошло вскоре и то, о чем говорит
писатель далее. Из того, что Ездре о существовании смешанных браков было
сообщено другими, и из описания сильного впечатления, произведенного на
Ездру этими сообщениями (ст. 3-5) можно также заключать, что событие,
описанное в гл. IX, совершилось вскоре по прибытии Ездры в Иеруалим. -
Не отделились от народов с мерэостями их, -точнее с евр, в виду
мерзостей их. Из перечисления языческих народов,
делаемого в 1 ст., нельзя заключать, что ханаанские народы существовали
еще в то время: перечисление делается по образцу Пятикнижия (ср. Втор.
VII, 1-11). Законом Моисеевым запрещались брат только оананеянками (Исх
XXXIV, 12-16; Втор VII, 8 и д.; Суд III, 5 и д.). Нарушение этого закона
в описываемый период в значительной мере вызывалось необходимостью, так
как при переселениях и колонизации всегда число мужчин превосходит число
женщин.
3. Разе драние ни ж ней и верхней одежды служило у древних евреев знаком
глубокой скорби (ср. Нав VII, б); вырывание волос на голове и бороде
было знаком сильного гнева и возмущения нравственного чувства (ср. Неем
XIII, 25),
4. По причине преступления переселенцев. Ввиду чтения греч. текста,
приведенные слова лучше отнести в конец 3 ст. Речь идет о переселенцах,
прибывших ранее Ездры.
5. И в разодранной нижней и верхней одежде. Писатель указывает этими
словами на новое выражение скорби Ездры, а не на то, о чем говорилось в
ст. 3 (слав.: "и внегда раздрах ризы моя"). Это выражение скорби могло
производить
сильное впечатление на собравшийся к вечерней жертве народ.
6. С б ст. излагается молитва Ездры. Из содержания ее видно, что Ездра
молится не опрощении грехов: его намерение состоит в том, чтобы указать
обществу на тяжесть его преступления и побудить сделать все для
заграждения греха и для
смягчетя божественного гнева. В гл. X описывается, как поступило
общество.
7. В ст. 7 Ездра высказывает убеждение, что иудейская община не
очистиласьст старых грехов и продолжает нести наказание за них ("как и
ныне"). Между тем к старым преступлениям народ присоединяет новые.
8. И вот, по малом времени. Выражение, как и в Исх XXVI, 20 обоэначает
сравнительно малый период, именно время от освобождения общины из
Вавилона Киром до момента речи Ездры. Этот период, сравнительно с
временем бедствий, начавшихся с выступлением ассириян, и называется
малым. В этот малый период Израилю даровано помилование, состоящее втом,
что уцелел остаток (peletah) народа и Господь дал народу утвердиться ("и
дать нам jathed = коп для крепления шатра, гвоздь, перен поддержка) на
месте святыни его. — Просветил глаза наши, т.е. после мрака бедствий дал
возможность увидеть им рассвет дня отасаия (ср. Притч XXIX, 13; 1 Цар
XIV, 27-29; Пс XIV, 4). Дал нам ожить немного в рабстве нашем:
разумеется восстановление жизни Израиля, как малой, пользующейся
некоторой степенью самостоятельности, общины. Признаком этой жизни было
восстановление храма. Но, сравнительно с древним временем, эта жизнь
была только meat, малость, ничтожество.
9. Дали нам ограждение (gader) в Иудее и в Иерусалиме {ср. Исх 5:2-5).
Gader — ограца, укрепленное места. Выражение не указывает на стены
Иерусалнма, которые к этому времени еще не 6ыли восстановлены, а имеет
общий смысл. Ездра хочет сказать, что, благодаря покровительству
персидских царей, иудеи получили спокойное и безопасное пребывание в
своем прежнем отечестве.
10. Что скажем мы, Боже наш, после этого? т.е. после проявления
указанных ранее (ст. 7-9) милостей к преступному народу. Ничего не можем
сказать, кроме того, что (евр. кі, рус. ибо) отступили от заповедей
Твоих.
11. Которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря и д.
Приводимые до конца 12 ст. слова, близкие к Втор VII, 1-3, не
встречаются буквально в пророческих книгах. Но выраженная в них мысль о
необходимости удаления от общения с языческими народами есть мысль всех
пророков, начиная с Моисея.
12. Слова не ищите мира и блага их во веки встречаются во Втор XXIII, 7,
где содержащееся в них требование ограничено только моавитянами и
аммонитянани.