|
|
Книга Ездры
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глава
5
1 Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в
Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева.
2 Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и
начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии,
подкреплявшие их.
3 В то время пришел к ним Фафнай, заречный областеначальник, и
Шефар-Бознай и товарищи их, и так сказали им: кто дал вам разрешение
строить дом сей и доделывать стены сии?
4 Тогда мы сказали им имена тех людей, которые строят это здание.
5 Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли
им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по
этому делу.
6 Вот содержание письма, которое послал Фафнай, заречный
областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими Афарсахеями,
которые за рекою, к царю Дарию.
7 В донесении, которое они послали к нему, вот что написано: Дарию царю
- всякий мир!
8 Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога
великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в
стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их.
9 Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам
разрешение строить дом сей и стены сии доделывать?
10 И сверх того об именах их мы спросили их, чтобы дать знать тебе и
написать имена тех людей, которые главными у них.
11 И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли и строим
дом, который был построен за много лет прежде сего, - и великий царь у
Израиля строил его и довершил его.
12 Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку
Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и
народ переселил в Вавилон.
13 Но в первый год Кира, царя Вавилонского, царь Кир дал разрешение
построить сей дом Божий;
14 да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор
вынес из храма Иерусалимского и отнес в храм Вавилонский, - вынес Кир
царь из храма Вавилонского; и отдали их по имени Шешбацару, которого он
назначил областеначальником,
15 и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм
Иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте.
16 Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме;
и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен.
17 Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ,
там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом
Божий в Иерусалиме, и царскую волю о сем пусть пришлют к нам.
1-2.
Выступление пророков Агтея и Захарии и возобновление постройки храма.
3-5. Вмешательство заречного областемачальнмэ Фафная. 16-17. Письма
Фафная к Дарию.
1. Но пророк Аггей и пророк Захария, сын Аддо, говорили иудеям.
Некоторые исследователи (особенно Meyer, Entstechung ludenttoims. S. 80)
причиной выступления пророков в начале царствония Дария считают
политические смуты
в Персии, выразившиеся восстанием многих областей. Эти смуты будто бы
давали иудеям надежду на получение полной независимости. Пророк Аггей и
Захария и выступают в качестве провозвестников этой надежды, в качестве
политических агитаторов. Однако Библия ничего не говорит о политическом
брожении, охватившем Иудею. Из книги пророка Агтея ясно видно, что
мотивом к выступлению его послужило прекращение постройки храма. Этот
мотив нельзя считать маловажным, так как храм имел чрезвычайно важное
значение в теократической жизни народа.
2. Увещания пророков, как видно и из Агг I, имели успех, и постройка
храма началась вновь. Замечание ст. 2, что вместе с Зоровавелем и
Иисусом "начали строить дом Божий и пророки Божий", должно быть
понимаемо не столько в смысле указания на физическое участие пророков в
постройке, сколько на их нравственное содействие ей.
3. Начинается повествование о противодействии постройке со стороны
персидского областеначапьника. В то время. Работы по восстановлению
храма начались в половине 2 года Дария, а закончились в 6-й год (1 Езд
VI, 15) и, значит, продолжались не более 41/2 лет; в этот срок Фафнай
отправил царю известие о происходящем в Иерусалиме, получил ответное
распоряжение и успел принять участие в постройке храма. Поэтому
замечание писателя в то время
должно указывать на ближайший к началу постройки момент. Вместо имени
Фафнай во 2 Езд читается SisinnhV и у LXX QanJanai. По-видимому, Фафнаю
принадлежало начальство над всей страной к западу от Евфрата, и
Зоровавель, которому вверено было управление только Иудеей, был ему
подчинен.
Кто дал вам разршение строить дом сей и доделывать стены. Очевидно,
иудеи не имели у себя письменного указа Кира. Однако трудно допустить,
чтобы Фафнай, главный начальник страны, не знал о данном иудеям
разрешении на постройку. Как можно заключить из дальнейшего, вопрос
Фафная касается собственно законности производства постройки именно в
таком, а не ином виде. Поясняя данное место, И. Флавий говорит, что
сановники "спросили начальников над иудеями, кто им позволил таким
образом строить храм, что он скорее походит накрепость, чем на
святилище".
5 Заподозрив иудеев в противоправительственных намерениях, Фафнай
обратился за разъяснениями к царю. Но так как ему изеестно было
существование разрешения на постройку, то он, очевидно, не счел себя
вправе остановить ее.
6 Афарсахеи, вероятно, тождественны с упоминаемыми в IV, 9 Афарсафхеими.
8 К дому Бога великого. Выражение, не представляющее ничего
неестественного и в устах персидских начальников, так как Иегова
почитался многими. — Дерево вкладывается в стены. Речь идет, вероятно, о
вкладывании балок.
13 Но в первый год Кира, Царя Вавилонского. Название персидских царей
вавилонскими со времени Кира встречается и в других, не библейских
документах. По-видимому, титул царя вавилонского для народов передней
Азии звучал так же, как титул "римского императора" для народов средних
веков.
16 И с тех пор доселе он строится. Этими словами иудеи желают показать,
что вновь начатая ими постройка есть только продолжение дела,
разрешенного Киром,
17 Пусть поищут в доме сокровищ. 2 Езд VI, 21 то же выражение передается
: "пусть поищут в царских книгохранилищах". Если в ст. 17 нет ошибки в
тексте, то из него можно заключать, что в доме сокровищу персов
хранились и важные документы.