|
|
II Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
24
1 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них
Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
2 И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем
коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ,
чтобы мне знать число народа.
3 И сказал Иоав царю: Господь Бог твой да умножит столько народа,
сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да
увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?
4 Но слово царя Иоаву и военачальникам превозмогло; и пошел Иоав с
военачальниками от царя считать народ Израильский.
5 И перешли они Иордан и остановились в Ароере, на правой стороне
города, который среди долины Гадовой, к Иазеру;
6 и пришли в Галаад и в землю Тахтим-Ходши; и пришли в Дан-Яан и обошли
Сидон;
7 и пришли к укреплению Тира и во все города Хивеян и Хананеян и вышли
на юг Иудеи в Вирсавию;
8 и обошли всю землю и пришли чрез девять месяцев и двадцать дней в
Иерусалим.
9 И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что
Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а
Иудеян пятьсот тысяч.
10 И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И
сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя,
Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
11 Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду
пророку, прозорливцу Давида:
12 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я
тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
13 И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе,
быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от
неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех
дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне
отвечать Пославшему меня.
14 И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки
Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не
впасть мне. [И избрал себе Давид моровую язву во время жатвы пшеницы.]
15 И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени;
[и началась язва в народе] и умерло из народа, от Дана до Вирсавии,
семьдесят тысяч человек.
16 И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его;
но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ:
довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна
Орны Иевусеянина.
17 И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ,
говоря: вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно; а эти овцы,
что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца
моего.
18 И пришел в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник
Господу на гумне Орны Иевусеянина.
19 И пошел Давид по слову Гада [пророка], как повелел Господь.
20 И взглянул Орна и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна
и поклонился царю лицем своим до земли.
21 И сказал Орна: зачем пришел господин мой царь к рабу своему? И сказал
Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы
прекратилось поражение народа.
22 И сказал Орна Давиду: пусть возьмет и вознесет в жертву господин мой,
царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь
воловья на дрова.
23 Все это, царь, Орна отдает царю. Еще сказал Орна царю: Господь Бог
твой да будет милостив к тебе!
24 Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу
Господу Богу моему жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за
пятьдесят сиклей серебра.
25 И соорудил там Давид жертвенник Господу и принес всесожжения и мирные
жертвы. [После Соломон распространил жертвенник, потому что он мал был.]
И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение
Израильтян.
Перепись евреев. Моровая язва. Жертвенник Господу на гумне Орны.
1. Гнев Господень опять возгорелся на израильтян. Мысль Давида о
перечислении евреев и последовавшая затем повальная болезнь народа
рассматриваются как попущение Божие на израильтян за их прегрешения.
Одним из главных прегрешений Израиля данного времени является (по мнению
многих древних и новых толковников) участие его в возмущениях против
богопомазанного царя и пророка Давида, лучшего из царей еврейских.
Израиля и Иуду, т. е. все еврейские колена, вошедшие потом в состав
Израильского и Иудейского царства.
2. Дан - северный пуни Xанаана, Вирсавия - южный.
Исчислите народ, чтобы мне знать число народа. Что послужило причиной
народной переписи - неизвестно. Но из того, как Господь отнесся к этому
предприятию Давида (10-15 ст. ), можно заключать, что Давидом руководило
в данном случае не одно только желание узнать действительное положение
вверенного ему еврейского народа и стремление оказать этому народу
требуемую помощь, но и побуждения иного характера, не имеющие ничего
общего ни с благом еврейского народа, ни с нравственным
усовершенствованием самого Давида. Полагают, что в числе побуждений,
заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали
честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и
властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства.
3. Очевидно, Иоав опасался того, что ложно истолкованное народом
предприятие Давида может послужить поводом к новым беспорядкам в
государстве.
5-8. Обход страны начался с восточного Заиорданья, которое, как мы уже
замечали (см. прим. к XVII:27), отличалось наиболее спокойным характером
и преданностью данному слову или клятвенному обещанию, сравнительно с
другими областями, и потому, не оказав сопротивления, могло показать
пример повиновения другим. С южной границы восточного Заиорданья Иоав
прошел через весь Галаад, до подошвы горы Ермон. Отсюда он повернул в
западное Заиорданье, заходил в города, находившиеся во владении
хананеев, прошел по самой границе Финикии и затем спустился на юг, до
Вирсавии.
Ароер - город между рекой Иорданом и Раввой аммонитян.
Галаад - местность по левому берегу р. Иордана, между Геннисаветским
озером и Мертвым морем.
Сидон, Тир - приморские города финикиян.
Xивеи - то же, что Евеи, хананейский народ, происшедший от внука Xама,
через Xанаана, Евея (Быт X:17).
9. Способных к войне. Следовательно, в исчисление не входили не
достигшие возмужалого возраста, старцы и немощные, а также вся женская
половина населения.
10. Вздрогнуло сердце Давидово - при мысли о том, какое великое
множество народа вверено Богом его попечению и как недостойно поступил
он, отдавшись в этом случае побуждениям преимущественно честолюбивого и
властолюбивого характера (см. прим. к 2 ст. ).
11. Прозорливцу времен Давида.
14. во время жатвы пшеницы, т. е. в конце апреля и начале мая.
16. У гумна Орны Иевусеянина. Иевусеи - хананейский народ, происшедший
от внука Xамова, через Xанаана, Иевуса (Быт X:16).
17. А эти овцы, что сделали они? См. прим. к 1 ст.
Профессор Казанской Духовной Академии, магистр богословия В. И.
Протопопов.