|
|
II Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
12
1 И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и
сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой
бедный;
2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и
выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она
ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как
дочь;
4 и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих
овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к
нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел
к нему.
5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив
Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и
за то, что не имел сострадания.
7 И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек, [который сделал это]. Так
говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я
избавил тебя от руки Саула,
8 и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и
дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил
бы тебе еще больше;
9 зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию
Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил
мечом Аммонитян;
10 итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег
Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и
возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет
он спать с женами твоими пред этим солнцем;
12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан
Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь;
14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет
родившийся у тебя сын.
15 И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена
Урии Давиду, и оно заболело.
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись
провел ночь, лежа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он
не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему,
что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы
уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему:
`умерло дитя'? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял
Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И
сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды
свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой,
потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда
дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя
умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо
думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
23 А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить
его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
24 И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она
[зачала и] родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил
его
25 и послал пророка Нафана, и он нарек ему имя: Иедидиа по слову
Господа.
26 Иоав воевал против Раввы Аммонитской и взял почти царственный город.
27 И послал Иоав к Давиду сказать ему: я нападал на Равву и овладел
водою города;
28 теперь собери остальной народ и подступи к городу и возьми его; ибо,
если я возьму его, то мое имя будет наречено ему.
29 И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял
ее.
30 И взял Давид венец царя их с головы его, - а в нем было золота талант
и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и добычи из
города вынес очень много.
31 А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные
молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он
поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид
и весь народ в Иерусалим.
Божественное наказание Давида за его падение с Вирсавией. Окончание
войны с аммонитянами.
1-7. "Пророк Нафан сначала переносит обвинение на прилично выдуманное
для сего лицо, потому что иначе смотрим мы на грех других и иначе на
собственные худые дела; почему неодинаково и судим о себе и о других.
Над другими произносим праведный приговор, - сами же, прегрешая, или
совершенно исторгаем из мысли сознание его, или, усматривая грех,
находим для него извинение" (Блаж. Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 24).
И за овечку он должен заплатить вчетверо. См. Исх XXII:1.
8. И дал тебе дом господина твоего (Саула) и жен господина твоего на
лоно твое, т. е. предал их в твою полную власть.
10. Не отступит меч от дома твоего во веки. Имеются в виду последовавшие
затем нестроения в семейной жизни Давида и в жизни его государства:
кровосмешение Амнона с Фамарью, смерть Амнона от руки Авессалома,
возмущение и смерть Авессалома, возмущение Адонии, а также несчастия в
жизни еврейского народа при преемниках Давида.
11. Воздвигну на тебя зло из дома твоего. Последовавшие затем огорчения
Давида были причинены людьми наиболее близкими ему (Амнон, Авессалом,
Адония).
Возьму жен твоих и прочее См. XVI:20-22.
13. И сказал Давид: согрешил я пред Господом. То же сказал некогда (1
Цар XV:24) и Саул, но, как замечает Рамбах, "duo cum Saint idem, - non
est idem". Слова царя и пророка Давида выражали полное сознание им
своего падения, жгучее раскаяние в совершенном и несомненную решимость
не повторять ошибки. Саул же, как мы заметили выше (см. пр. к 1 Цар
XV:24-31), сознавал свой грех, но не чувствовал его. - Выразительным
памятником душевных мук согрешившего Давида является его 50 псалом.
25. Иедидиа - второе имя сына Давидова - Соломона.
26-28. Доведя столичный город неприятелей до необходимости сдаться, Иоав
пригласил на поле битвы Давида, дабы доставить ему удовольствие и честь
блистательного завершения войны.