|
|
II Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Название и разделение книг в Библии. Известные ныне четыре книги Царств
в древнем еврейском кодексе священных книг составляли две книги: одна из
них (в состав которой входили нынешние первая и вторая книги Царств
называлась "Сефер Шемуель", т. е. "Книга Самуила", так как ее
содержанием является повествование о пророке Самуиле и помазанных им на
Еврейское царство Сауле и Давиде; другая (в состав которой входили
нынешние третья и четвертая книги Царств) называлась "Сефер Мелахим", т.
е. "Книга Царей", так как ее содержанием является повествование о
последнем общееврейском царе Соломоне и о царях царства Иудейского и
царства Израильского. Теперешнее деление означенных книг на четыре
явилось прежде всего в греческом переводе 70-ти, где они получили
названия: Basileiwn prwth (bibloV), т. е. "Первая книга Царств";
Basileiwn deutera - "Вторая книга Царств"; Basileiwn trith - "Третья
книга Царств"; Basileiwn tetarth - "Четвертая книга Царств". Затем оно
было усвоено и латинским переводом Вульгатой, где заглавия книг получили
такой вид: "Liber primus Samuelis, quem nos primum Regum dicimus"
("Первая книга Самуила, которую мы называем Первою книгою Царей"); "Liber
secundus Samuelis, quern nos secundum Regum dicimus" ("Вторая книга
Самуила, которую мы называем Второю книгою Царей"); "Liber Regum tertius,
secundum Hebraeos primus Malachim" ("Третья книга Царей, по еврейскому
счету Первая книга Мелахим - Царей"); "Liber Regum quartus, secundum
Hebraeos Malachim secundus" ("Четвертая книга Царей, по еврейскому счету
- Вторая книга Мелахим - Царей").
Впрочем, в каноническом счислении книг Ветхого Завета Православная
Церковь удержала древнееврейское деление книг Царств на две книги,
соединяя воедино Первую и Вторую книги Царств, а также Третью и
Четвертую книги.
Содержания книг Царств. В Первой книге Царств повествуется о пророке и
судье еврейского народа Самуиле и о первом еврейском царе Сауле. Во
Второй книге Царств повествуется о втором еврейском царе Давиде. В
Третьей книге Царств повествуется о третьем еврейском царе Соломоне, о
распадении еврейской монархии на два царства - Иудейское и Израильское -
и о царях того и другого царства, кончая царем Иосафатом в Иудейском
царстве и царем Охозией в Израильском. В Четвертой книге Царств
повествуется об остальных царях Иуды и Израиля, кончая ассирийским
пленом в отношении Израильского царства и вавилонским пленом в отношении
Иудейского царства.
Период истории еврейского народа, обнимаемый повествованием всех четырех
книг Царств, превышает 500 лет.
Писатели книг Царств. Первоначальными писателями Первой и Второй книг
Царств были пророки Самуил, Нафан и Гад (1 Пар XXIX:29). Кто-либо из
пророков позднейшего времени просмотрел записи Самуила, Нафана и Гада,
дополнил их (1 Цар V:5; VI:18; IX:9; XXVII:6; 2 Цар IV:3) и придал им
объединенный, законченный вид.
Первоначальными писателями Третьей и Четвертой книг Царств были
следовавшие за Нафаном и Гадом пророки и дееписатели, оставившие после
себя записи с приуроченными к ним названиями: "Книга дел Соломоновых" (3
Цар XI:41); "Летопись царей Иудейских" (3 Цар XIV:29; XV:7, 23; XXII:46;
4 Цар VIII:23); "Летопись царей Израильских" (3 Цар XIV:19; XV:31;
XVI:5, 14, 20, 27; XXII:39; 4 Цар I:8; X:34). Кто-либо из последних
ветхозаветных пророков (по свидетельству еврейской и христианской
древности - пророк Иеремия), а может быть, и сам великий книжник и
собиратель канона ветхозаветных священных писаний Ездра, просмотрел эти
записи и привел их в тот вид, в каком они дошли до нашего времени.