|
|
Вторая книга Ездры
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Глава
5
1 После сего избраны были к отправлению родоначальники по коленам их, и
жены их и сыновья их и дочери их и рабы их и рабыни их со скотом их.
2 Дарий послал с ними тысячу конников, доколе они не введут их в
Иерусалим с миром, с музыкою, с тимпанами и трубами.
3 И все братья их веселились, и царь дозволил им идти вместе.
4 И вот имена мужей, шедших по племенам их в коленах по старшинству их:
5 священники, сыны Финееса, сыны Аарона, Иисус, сын Иоседека, сына
Сареева, и Иоаким, сын Зоровавеля, сына Салафииля из дома Давидова, из
рода Фареса, колена же Иудова,
6 который говорил пред Дарием, царем Персидским, мудрые слова на втором
году царствования его, в месяце Нисане, месяце первом.
7 Вот Иудеи, вышедшие из плена переселения, которых переселил в Вавилон
Навуходоносор, царь Вавилонский,
8 и которые возвратились в Иерусалим и в прочие места Иудеи, каждый в
свой город, - вышедшие с Зоровавелем и Иисусом, Неемиею, Зареем, Рисеем,
Енинеем, Мардохеем, Веельсаром, Асфарасом, Реелием, Роимом, Вааною,
начальниками их.
9 Число народа, с начальниками их: сынов Фороса две тысячи сто семьдесят
два; сынов Сафата четыреста семьдесят два;
10 сынов Ареса семьсот пятьдесят шесть;
11 сынов Фааф-Моава с сынами Иисуса и Иоава две тысячи восемьсот
двенадцать;
12 сынов Илама тысяча двести пятьдесят четыре; сынов Зафуи девятьсот
семьдесят пять; сынов Хорве семьсот пять; сынов Ванния шестьсот сорок
восемь;
13 сынов Вивая шестьсот тридцать три; сынов Арге тысяча триста двадцать
два;
14 сынов Адоникама шестьсот тридцать семь; сынов Вагоя две тысячи
шестьсот шесть; сынов Адина четыреста пятьдесят четыре;
15 сынов Атира от Езекии девяносто два; сынов Килана и Азинана
шестьдесят семь; сынов Азара четыреста тридцать два;
16 сынов Анниса сто один; сынов Арома тридцать два; сынов Вассая триста
двадцать три; сынов Арсифурифа сто два;
17 сынов Ветируса три тысячи пять; сынов Вефломонских сто двадцать три;
18 из Нетофаса пятьдесят пять; из Анафофа сто пятьдесят восемь; из
Вефасмона сорок два;
19 из Кариафири двадцать пять; из Кафира и Вирога семьсот сорок три;
20 Хадиасеев и Аммидеев четыреста двадцать два; из Кирама и Гаввиса
шестьсот двадцать один;
21 из Макалона сто двадцать два; из Ветолия пятьдесят два; сынов Нифиса
сто пятьдесят шесть;
22 сынов Каламолала и Онуса семьсот двадцать пять; сынов Иереха двести
сорок пять;
23 сынов Санааса три тысячи триста один.
24 Священников, сынов Иедду, сына Иисусова, с сынами Санасива, девятьсот
семьдесят два; сынов Еммируфа тысяча пятьдесят два;
25 сынов Фассура тысяча сорок семь; сынов Харми тысяча семнадцать.
26 Левитов, сынов Иисуса и Кадмиила и Ванны и Судия, семьдесят четыре.
27 Священнопевцов, сынов Асафа, сто сорок.
28 Привратников, сынов Салума, сынов Атара, сынов Толмана, сынов Дакува,
сынов Атита, сынов Товиса, всех сто тридцать девять.
29 Служителей при храме, сынов Исава, сынов Асифа, сынов Таваофа, сынов
Кираса, сынов Суда, сынов Фалея, сынов Лавана, сынов Аграва,
30 сынов Акуда, сынов Ута, сынов Китава, сынов Аккава, сынов Сивая,
сынов Анана, сынов Кафуа, сынов Геддура,
31 сынов Иаира, сынов Десана, сынов Ноева, сынов Хасева, сынов Казира,
сынов Озии, сынов Финое, сынов Асара, сынов Васфая, сынов Ассана, сынов
Мани, сынов Нафиси, сынов Акуфа, сынов Ахива, сынов Асува, сынов
Фаракема, сынов Васалема,
32 сынов Меедда, сынов Куфа, сынов Хареа, сынов Вархуе, сынов Серара,
сынов Фомоя, сынов Наси, сынов Атефа,
33 сынов рабов Соломоновых, сынов Ассапфиофа, сынов Фарира, сынов Иеили,
сынов Лозона, сынов Исдаила, сынов Сафии,
34 сынов Агия, сынов Фахарефа, сынов Савии, сынов Сарофи, сынов Мисея,
сынов Гаса, сынов Аддуса, сынов Сува, сынов Аферра, сынов Вародиса,
сынов Сафага, сынов Аллома,
35 всех служителей при храме и сынов рабов Соломоновых триста семьдесят
два.
36 Вот вышедшие из Фермелефа и Фелерса: начальник их Хараафалан и Аалар.
37 Но они не могли показать отечеств своих и родов, что они от Израиля:
сынов Далана, сына Ваенанова, сынов Некодана, шестьсот пятьдесят два.
38 И из священников были исправлявшие священнослужение, но не найденные
в списке: сыны Овдия, сыны Аквоса, сыны Иадду, который взял в жену
Авгию, из дочерей Верзеллия, и назывался его именем.
39 И как родовая запись их по изыскании не найдена в списке, то они
отлучены от священства.
40 И сказал им Неемия и Атфария, чтобы они не участвовали в святынях,
доколе не восстанет первосвященник, облеченный в урим и туммим.
41 Всех же Израильтян от двенадцати лет и выше, кроме рабов и рабынь,
было сорок две тысячи триста шестьдесят; рабов их и рабынь семь тысяч
триста сорок семь; певцов и псалмопевцев двести сорок пять.
42 Верблюдов четыреста тридцать пять, коней семь тысяч тридцать шесть,
лошаков двести сорок пять, подъяремного скота пять тысяч пятьсот
двадцать пять.
43 Некоторые из родоначальников, когда пришли они ко храму Бога в
Иерусалиме, дали обещание воздвигнуть сей дом на месте его по силе своей
44 и дать в сокровищницу храма на построение тысячу мин золота и пять
тысяч мин серебра и сто священнических одежд.
45 И поселились священники и левиты и некоторые из народа в Иерусалиме и
области его, а священнопевцы и привратники и весь Израиль в селениях
своих.
46 Когда же настал седьмой месяц, и сыны Израиля были уже каждый во
владении своем, собрались все единодушно на открытое место при первых
воротах на восток.
47 И встал Иисус, сын Иоседека, и братья его священники, и Зоровавель,
сын Салафииля, и братья его, и устроили жертвенник Богу Израиля,
48 чтобы возносить на нем всесожжения, как предписано в книге Моисея,
человека Божия.
49 И собрались к ним от иных народов, бывших в той земле, и устроили
жертвенник на своем месте, ибо были во вражде с ними, и одолевали их все
народы, бывшие в той земле; и они возносили жертвы в свое время и
50 И совершили праздник кущей, как предписано законом, вознося
каждодневные жертвы, как надлежало,
51 и потом непрестанные приношения и жертвы суббот и новомесячий и всех
святых праздников.
52 И все те, которые обещали обеты Богу, с новомесячия седьмого месяца
начали приносить жертвы Богу, хотя храм не был еще построен.
53 И давали серебро каменотесам и плотникам и питье и пищу, и повозки
Сидонянам и Тирянам, чтобы они привозили с Ливана кедровые дерева,
доставляя их плотами в Иоппийскую пристань, по приказанию, данному им от
Кира, царя Персидского.
54 И на втором году во втором месяце, по прибытии ко храму Божию в
Иерусалиме, Зоровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и братья
их и священники, левиты и все, пришедшие в Иерусалим из плена,
55 положили основание храму Божию в новолуние второго месяца второго
года по прибытии их в Иудею и Иерусалим
56 и приставили левитов от двадцати лет к делам Господним: и стал Иисус
и сыновья его и братья, и Кадмиил брат и сыновья Имадавуна и сыновья
Иода, сына Илиадудова, с сыновьями и братьями, все левиты, единодушно
побуждая к делам в доме
Господнем. И построили строители храм Господа.
57 И стали священники в облачении с музыкальными инструментами и трубами
и левиты, сыны Асафа, с кимвалами, воспевая Господу и прославляя Его по
уставу Давида, царя Израильского,
58 и возглашали в песнях, прославляя Господа, что благость Его и слава
вовек над всем Израилем.
59 И весь народ трубил и взывал громким голосом, прославляя Господа за
восстановление дома Господня.
60 А старейшие из священников и левитов и родоначальников, видевшие
прежний храм, пришли теперь на строение с плачем и громким воплем,
61 а многие с трубами и радостными громкими восклицаниями,
62 так что народ не мог слышать труб по причине воплей народных; хотя
собрание громко трубило, так что далеко слышно было.
63 И услышали враги колена Иудина и Вениаминова и пришли узнать, что
значит этот трубный звук.
64 И узнали, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу
Израилеву.
65 И, приступив к Зоровавелю и Иисусу и к родоначальникам, говорят им:
будем и мы строить вместе с вами;
66 ибо и мы подобно вам слушаем Господа вашего и приносим Ему жертвы от
дней Асвакафаса, царя Ассирийского, который переселил нас сюда.
67 Тогда сказал им Зоровавель и Иисус и начальники племен Израильских:
не с вами нам строить дом Господу Богу нашему;
68 мы одни будем строить его Господу Богу Израиля, соответственно тому,
как повелел нам Кир, царь Персидский.
69 Тогда народы той земли, нападая на обитающих в Иудее и осаждая их,
препятствовали строению
70 и, коварством увлекая народ и производя смуты, препятствовали
довершить строение во все время жизни царя Кира и остановили строение на
два года до воцарения Дария.
1–3. Возвращение из плена. 4–44. Список возвратившихся с Зоровавелем. 45–49. Построение жертвенника. 50–52. Праздник Кущей и восстановление жертвоприношений. 53–62. Построение храма. 63–70. Препятствия со стороны самарян.
1. В ст. 1–5 содержатся сведения, не имеющиеся в канонических книгах. Откуда заимствованы эти сведения автором — неизвестно. Греческий текст стихов Фриче находит имеющим гебраистическую окраску, а Евальд и Берто высказывают предположение, что ст. 1–5 находились некогда и в 1 Езд 2–3 слова ст. 2-го с музыкою, с тимпанами и трубами некоторые экзегеты относят к 3-му, понимая как указание на торжественные проводы отправлявшихся со стороны оставшихся братьев.
5. Сареева = Сераии. Иоаким сын Зоровавеля . В 1 Пар III:9 в числе сыновей Зоровавеля не называется Иоаким. Ввиду IV:58, где сам Зоровавель представляется юношей, упоминание о его сыне Иоакиме также может возбуждать недоумение. Фриче и Рейсс, напротив, полагают, что рассказанная в гл. II–IV история спора относится именно к Иоакиму и только впоследствии, по ошибке, в IV:33 было вставлено замечание о третьем телохранителе — это Зоровавель, и он сделан героем рассказа.
8. Ср. 1 Езд II:2: Неем VII:7. Транскрипция имен во 2 Езд иная, нежели в параллельных местах 1 Езд и Неем.
9. Вместо Фороса в 1 Езд и Неем VII:8 назван Парош. Число сынов Сафатии в 1 Езд и Неем определяется цифрой 372, а не 472, как во 2 Езд.
10. В 1 Езд II:5, и Неем VII:10 вместо Ареса назван Арах. Число сынов его было по 1 Езд 775, по Неем 662 (вместо 756 2 Езд).
11. В 1 Езд II:6 и Неем VII:11 — сыновей Пахаф-Моава. Число сыновей его по Неем VII:11 было 2818.
12. Илама : по 1 Езд II:7; Неем V:11–12 — Елама. Зафуи : по 1 Езд II:9 — Зафуи, по Неем VII:13 — Заффу. Вместо цифры 975 лучше со многими рукоп. читать 945, как в 1 Езд. По Неем VII:12 число сыновей Заффу — 845. — Вместо Хорве в 1 Езд II:9 и Неем VII:14 имя Закхая, число сынов которого определяется цифрой 760 (а не 705). Число сынов Ванния или Биннуя по 1 Езд II:10 — 642. Кн. Неем указывает число согласно с 2 Езд.
13. Сынов Вивая или по 1 Езд и Неем VII:16 — Бевая — было по 1 Езд: 623, по Неем: 628 (вместо 633 2 Езд). Сынов Арге по 1 Езд II:12 было 1322, сыновей Азгада — 1222. Род Арге в кн. Неем не упомянут.
14. Число сынов Адоникама по 1 Езд II:13 было 666, а по Неем VII:18 — 667. Сынов Вагоя (по 1 Езд и по Неем VII:19 — Бигвая) было по 1 Езд: 2056, по Неем: 2607.
15-17. Ст. 15–39 в сир. тексте нет. Сынов Атира по 1 Езд и по Неем VII:21 было 98. Вместо имен Килана, Азинана, Анниса, Ароима, Вассая, Арсифуриса и Ветируса в 1 Езд II:17–20 и в Неем VII:22–24 стоят совершенно иные имена.
17. Сынов Вефломонских : по 1 Езд II:21 и по Неем VII:26 уроженцев или жителей Вифлеема.
18. Из Нетофы по 1 Езд II:22 было 56 человек, а по Неем VII:26 — 65. Из Вефасмона по 1 Езд II:24 и Неем VII:28 из Беф-Азмавефа.
19. Кариафири — Кариафарим. Число жителей города в 1 Езд II:25; Неем VII: 29 не указано. Вирог, или по другим рукоп. Βηρώθ = Беероф 1 Езд II:25; Неем VII:29.
20. Слов первой половины ст. 20-го нет в 1 Езд и Неем. Под хадиасеями разумеют жителей Кедеша (Нав XV:23), под аммидеями жителей Xумта (Нав XV:54). — Кирам, вероятно, — Рама; Гаввис — Гева.
21. Маккалон — Михмас. Ветолий — Вефиль. Нифис — Нево. По 1 Езд II:29 и Неем VII:33, уроженцев Нево было 52 (а не 152).
22. О сынах Каламолала и Онуса в 1 Езд и Heeм нe упоминается. Сынов Иереха : вероятно, имеются в виду уроженцы Иерихона. Вместо цифры 245 лучшие рукоп. читают 345, как в 1 Езд II:34 и Неем VII:36.
23. Санас — Сенаа 1 Езд II:35 и Неем VII:38. Вместо цифры 3301 большинство рукоп. читает 3330. По 1 Езд уроженцев Сенаи было 3630, а по Неем 3930. О городе, имевшем стольких представителей, однако, ничего неизвестно.
24. Иедду, по 1 Езд II:36 и Неем VII:39 — Иедаии. Число их по 1 Езд и Неем было 973. Еммируф — вероятно, Иммер (1 Езд II:37; Неем VII:40).
25. Фассур = Пашкур. Сыновей Пашкура по 1 Езд II:38 и Неем VII:41 было 1247. Харми = Xарим (1 Ездр II:39; Неем VII:42).
26. Ванны и Судия : в 1 Езд II:40 вместо этих слов стоит: «из сыновей Годавии» (Неем VII:43: Годевы).
27. Многие рукописи вместо цифры 140 читают 148. как в Неем VII:44. По 1 Езд II:41 сыновей Асафа было 128.
28. Число привратников указывается согласно с 1 Езд II:42, но имена представителей их приводятся в измененном виде. По Неем VII:45, число привратников было 138. Товис = Шовай 1 Езд.
29-32. Имена нефинеев, сравнительно с 1 Езд II:43 и д., Неем VII:46 и д., приводятся в иной транскрипции или совсем другие.
33-34. Сынов рабов Соломоновых, т. е. потомков древних ханаанских родов, обращенных на служение храму. Имена их, приводимые во 2 Езд, опять отличаются от названных в 1 Езд II:55–57; Неем VII:57–59.
36. Фермелеф = Тел-Мелих 1 Езд II:59. Фелерс — вероятно = Тел-харша 1 Езд. Вместо слов начальник их Xараафалан и Аалар в 1 Езд II:59 и Неем VII:61 стоит название местности.
37. В 1 Езд II:60 вместо Далана читается Далайи , вместо Некодана — Некоды . В ст. 37 не упоминается о названных в 1 Езд II:60 сыновьях Товии .
38. И из священников были исправлявшие священнослужение (οί έμποιούμενοι ίερωσύνης). Фриче переводит; «домогавшиеся священства». Вместо слов: сыны Овдия, сыны Аквоса, в 1 Езд II:61 читается: «сыновья Xабайи (Неем VII:63; Xоваии) сыновья Гакоца». Иадду в 1 Езд и Неем не назван.
40.И сказал им Неемия и Атфария . В 1 Езд II:63; Неем VII:65: «и Тиршафа сказал им» . Вместо персидского титула наместника, который в данном месте относится к Зоровавелю во 2 Езд названы, очевидно ошибочно, имена Неемии и Атфарии.
41. Всех же израильтян от двенадцати лет : начиная с 12 лет еврейский мальчик становился «сыном закона» (ср. Лук II:42). Общая сумма возвратившихся указывается согласно с 1 Езд II:64 и Неем VII:66. Но если сосчитать отдельные цифры, то получится сумма 33934. — больше чем в 1 Езд (29818) и в Неем (81101). Разногласие это объяснить очень трудно. Число певцов, по 1 Езд II:65, было 200.
42. Коней у возвратившихся было по 1 Езд II:66 и Неем VII:68 — 736. Та же цифра и в некоторых рукописях 1 Езд. Подъяремного скота по 1 Езд было 6720 (вместо 5525). Различие в цифрах, нередко наблюдаемое в библейских текстах, объясняется тем, что здесь наиболее легко могли появляться ошибки переписчиков.
43. Когда пришли они ко храму Бога (είς τού ιερόν τού Θεού) — собственно, к месту, где был некогда храм. Слова по силе своей лучше относить к ст. 44.
44. В 1 Езд II:69 и Неем VII:70–72 сумма пожертвований указывается другая.
46. По-видимому, в основе ст. 46-го лежит Неем VIII:1. Собрание народа происходило на открытом месте при первых воротах на восток . О первых воротах упоминается у Зах XIV:10. Их отождествляют с древними воротами на восточной стороне города (Неем III:6), с угольными воротами (2 Пар XXVI:9) или с нынешними Дамасскими. Но возможно, что речь идет не о воротах стены, а о воротах храма.
49. И собрались к ним от иных народов, бывших в той земле . Слова представляют, по-видимому, неправильную передачу замечания писателя 1 Езд: «они были в страхе от иноземных народов». — И устроили жертвенник — речь идет об иудеях.
61-63. Неясное описание дней торжества. В ст. 62 сообщается, что народные вопли заглушали звуки труб, но в то же время говорится, что звук труб был слышен так далеко, что привлек внимание соседей.
63. Враги колена Иудина и Вениаминова — самаряне.
66. От дней Асвакафаса, царя ассирийского . По 1 Езд IV:2 «от дней Асардана», т. е. Ассаргадона.
69-70. Освещение событий иное, чем в 1 Езд. Указание ст. 70-го на то, что постройка храма остановилась на два года, ошибочно, так как по 1 Езд IV:24 постройка остановилась до второго года Дария, т. е. приблизительно на 15 лет.