|
|
Вторая книга Ездры
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Глава
4
1 И начал говорить второй, сказавший о силе царя.
2 О, мужи! Не сильны ли люди, владеющие землею и морем и всем
содержащимся в них?
3 Но царь превозмогает и господствует над ними, и повелевает ими, и во
всем, что бы ни сказал им, они повинуются.
4 Если скажет, чтоб они ополчались друг против друга, они исполняют;
если пошлет их против неприятелей, они идут и разрушают горы и стены и
башни,
5 и убивают и бывают убиваемы, но не преступают слова царского; если же
победят, все приносят царю, что получат в добычу, и все прочее.
6 И те, которые не ходят на войну и не сражаются, но возделывают землю,
после посева, собрав жатву, также приносят царю
7 и, понуждая один другого, приносят царю дани.
8 И он один, если скажет убить -- убивают; если скажет отпустить --
отпускают; сказал бить -- бьют;
9 сказал опустошить -- опустошают; сказал строить -- строят; сказал
срубить -- срубают; сказал насадить -- насаждают;
10 и весь народ его и войско его повинуются ему. Кроме того, он
возлежит, ест и пьет и спит,
11 а они стерегут вокруг него и не могут никто отойти и делать дела
свои, и не могут ослушаться его.
12 О, мужи! Не сильнее ли всех царь, когда так повинуются ему?--И
замолчал.
13 Третий же, сказавший о женщинах и об истине,-- это был Зоровавель,--
начал говорить:
14 О, мужи! Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино? Но
кто господствует над ними и владеет ими? не женщины ли?
15 Жены родили царя и весь народ, который владеет морем и землею;
16 и от них родились и ими вскормлены насаждающие виноград, из которого
делается вино;
17 они делают одежды для людей и доставляют украшение людям, и люди не
могут быть без жен.
18 Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят
одну женщину, хорошую лицом и красивую,
19 оставив все, устремляются к ней и, раскрыв рот, смотрят на нее, и все
прилепляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой
вещи.
20 Человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется
к жене своей,
21 и с женою оставляет душу, и не помнит ни отца, ни матери, ни страны
своей.
22 И из этого должно вам познать, что женщины господствуют над вами. Не
подъемлете ли вы трудов и не напрягаете ли усилий, и не отдаете ли и не
приносите ли всего женам?
23 Берет человек меч свой и отправляется, чтобы выходить на дороги и
грабить и красть, и готов плавать по морю и рекам,
24 льва встречает, и во тьме скитается; но лишь только украдет, похитит
и ограбит, относит то к возлюбленной.
25 И более любит человек жену свою, нежели отца и мать.
26 Многие сошли с ума из-за женщин, и сделались рабами через них.
27 Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин.
28 Неужели теперь не поверите мне? Не велик ли царь властью своею? Не
боятся ли все страны прикоснуться к нему?
29 Я видел его и Апамину, дочь славного Вартака, царскую наложницу,
сидящую по правую сторону царя;
30 она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою
ударяла царя по щеке.
31 И при всем том царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется
ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее,
чтобы помирилась с ним.
32 О, мужи! Как же не сильны женщины, когда так поступают они?
33 Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга, а он начал говорить об
истине.
34 О, мужи! Не сильны ли женщины? Велика земля и высоко небо, и быстро в
своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять
возвращается на свое место.
35 Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего.
36 Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела
трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды.
37 Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы
все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они
погибнут в неправде своей;
38 а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует
в век века.
39 И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое,
удаляясь от всего несправедливого и злого; и все одобряют дела ее.
40 И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и царство и власть и
величие всех веков: благословен Бог истины!
41 И перестал он говорить. И все возгласили тогда и сказали: велика
истина и сильнее всего.
42 Тогда царь сказал ему: проси, чего хочешь, более написанного, и дадим
тебе, так как ты оказался мудрейшим, и будешь сидеть подле меня, и
будешь называться родственником моим.
43 Тогда сказал он царю: вспомни обещание, данное тобою в тот день, в
который ты принял царство твое, что ты построишь Иерусалим
44 и отошлешь все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир,
когда дал обеты разорить Вавилон, и обещался выслать их туда.
45 А ты обещался построить храм, который сожгли Идумеи, когда Иудея
опустошена была Халдеями.
46 И об этом самом теперь я прошу тебя, господин царь, и умоляю тебя, и
в этом величие твое: прошу тебя исполнить обещание, которое ты устами
твоими обещал Царю Небесному исполнить.
47 Тогда царь Дарий встав поцеловал его, и написал ему письма ко всем
правителям и начальникам областей и военачальникам и сатрапам, чтобы они
пропустили его и с ним всех, идущих строить Иерусалим.
48 Также писал письма ко всем местным начальникам в Келе-Сирии и Финикии
и находящимся на Ливане, чтобы привозили с Ливана в Иерусалим кедровые
дерева и помогали ему строить город.
49 Писал о свободе и для всех Иудеев, отправляющихся из царства в Иудею,
чтобы никто из имеющих власть, областной начальник и сатрап и правитель,
не приходил к дверям их,
50 но чтобы вся страна, которою они владеют, изъята была от даней, и
чтоб Идумеи оставили селения Иудеев, которыми они владеют;
51 также, чтобы даваемо было на построение храма каждогодно по двадцати
талантов, доколе не будет построен;
52 и для приношения на жертвенник каждодневных всесожжений, сверх
семнадцати предписанных, даваемо было еще по десяти талантов в год;
53 и чтобы всем, отправляющимся из Вавилона, была свобода строить город,
как самим, так и потомкам их и всем священникам, которые пойдут.
54 Писал также и о содержании и о священническом облачении, в котором
служат.
55 Написал давать содержание и левитам до того дня, когда совершится
храм и построен будет Иерусалим;
56 и всем, стерегущим город, предписал давать жалованье и
продовольствие.
57 Отпустил и все сосуды, которые отделил Кир из Вавилона; и все, что
велел сделать Кир, и он повелел исполнить и послать в Иерусалим.
58 И когда вышел юноша, то устремил лице свое на небо против Иерусалима,
возблагодарил Царя Небесного и сказал:
59 от Тебя победа и от Тебя мудрость, и Твоя слава, а я твой раб.
60 Благословен Ты, даровавший мне мудрость, и благодарю Тебя, Господи,
Боже отцов наших.
61 И, взяв письма, отправился и пришел в Вавилон и объявил всем братьям
своим.
62 И они возблагодарили Бога отцов своих за то, что даровал им свободу и
разрешение
63 идти и строить Иерусалим и храм, на котором наречено имя Его. И
ликовали с музыкою и веселием семь дней.
1–12. Речь второго телохранителя о силе царя. 13–32. Речь третьего телохранителя Зоровавеля о женщинах и 34–41 об истине. 42–46. Решение царя и просьба Зоровавеля об иудеях. 47–57. Милость Дария к иудеям. 58–60. Благодарственная молитва Зоровавеля. 61–63. Радость иудеев по случаю дарования свободы.
1-12. Речь второго телохранителя более пространна, чем речь первого. Смысл ее тот, что сильнее всего царь, так как ему повинуются все люди.
13-32. Речь третьего телохранителя наиболее длинна. Она распадается на две половины. В первой доказывается, что женщины сильнее, чем вино и чем царь, так как они родили царя, вскормили возделывающих виноградники, приготовляют одежды и все нужное для украшения, заставляют мужчин все забывать ради них. Во второй половине речи восхваляется сила истины.
13. Замечание писателя о третьем телохранителе: это был Зоровавель, в сир. др.-лат. и рукоп. 108, 121 передается с прибавлением ό τού Σαλαθιήλ 'έκ φυλής Ίούδα.
21. И с женою оставляет душу (άφίησι τήν ψυχήν), т. е. остается при жене до смерти (Ср. Быт XXXV:18).
24. Льва встречает, и во тьме скитается . Ср. Притч XXII:13, XXVI:13; Сир IV:30; 1 Пет V:8. В древ.-лат.: leonem contemnit, льва презирает. Мысль та, что человек ради возлюбленной пренебрегает всякими страхами.
29. Дочь славного Вартака . Имя читается в рукописях различно и, по-видимому, должно считаться испорченным. У И. Флавия оно читается: Ραβεζάκου τού Θεμασίου. Имя Алами (Аламин) очень часто встречается в памятниках, как имя сирских принцесс.
33. Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга — очевидно выражая удивление сказанному Зоровавелем.
35-40. Зоровавель прославляет истину, представляя ее могущественнее всего, а не Бога. Возможно, что он имеет в виду при этом слушателей-язычников. Кроме того, в речи Зоровавеля отражается влияние эпохи, в которую жил автор книги. Идея Бога в позднейшей иудейской теологии расчленена была на частные понятия (σοφία, λόγος, πνεύμα, θεού, αλήθεια); эти понятия были ипостазированы и стали на место древних означать представление о Божестве.
41-42. Признанный победителем Зоровавель получает позволение просить, чего он хочет, и обращается с ходатайством за иудеев.
45. Ты обещался построить храм, который сожгли Идумеи . Об участии идумеев в разграблении Иерусалима говорится у пророка Авдия и в кн. Иез XXVI:5.
49. Не приходил к дверям их, т. е. не вмешивался во внутреннюю жизнь их.
52. Упоминание о семнадцати предписанных всесожжениях, не ясно. В сир.. древн.-лат. и Вульг. оно опущено. Ср. Исх XXIX:38; Чис XXVIII:8.
56. Предписал давать жалованье и продовольствие , — κλήρους και όψώνια, поместья и содержание.
58. И когда вышел юноша, — вышел, очевидно, из царского дворца. — Устремил лице свое на небо против Иерусалима . Ср. Дан VI:10. Молиться, обратив лицо к Иерусалиму, было общим обычаем.