|
|
I Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
19
1 И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы
умертвить Давида; но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида.
2 И известил Ионафан Давида, говоря: отец мой Саул ищет умертвить тебя;
итак берегись завтра; скройся и будь в потаенном месте;
3 а я выйду и стану подле отца моего на поле, где ты будешь, и поговорю
о тебе отцу моему, и что увижу, расскажу тебе.
4 И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему: да
не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил
против тебя, и дела его весьма полезны для тебя;
5 он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и
Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел это и
радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и
умертвить Давида без причины?
6 И послушал Саул голоса Ионафана и поклялся Саул: жив Господь, Давид не
умрет.
7 И позвал Ионафан Давида, и пересказал ему Ионафан все слова сии, и
привел Ионафан Давида к Саулу, и он был при нем, как вчера и третьего
дня.
8 Опять началась война, и вышел Давид, и воевал с Филистимлянами, и
нанес им великое поражение, и они побежали от него.
9 И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье
его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах.
10 И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от
Саула, и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь.
11 И послал Саул слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до
утра. И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей
в эту ночь, то завтра будешь убит.
12 И спустила Мелхола Давида из окна, и он пошел, и убежал и спасся.
13 Мелхола же взяла статую и положила на постель, а в изголовье ее
положила козью кожу, и покрыла одеждою.
14 И послал Саул слуг, чтобы взять Давида; но Мелхола сказала: он болен.
15 И послал Саул слуг, чтобы осмотреть Давида, говоря: принесите его ко
мне на постели, чтоб убить его.
16 И пришли слуги, и вот, на постели статуя, а в изголовье ее козья
кожа.
17 Тогда Саул сказал Мелхоле: для чего ты так обманула меня и отпустила
врага моего, чтоб он убежал? И сказала Мелхола Саулу: он сказал мне:
отпусти меня, иначе я убью тебя.
18 И убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему
все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в
Навафе [в Раме].
19 И донесли Саулу, говоря: вот, Давид в Навафе, в Раме.
20 И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков
пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел
на слуг Саула, и они стали пророчествовать.
21 Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали
пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали
пророчествовать.
22 [Разгневавшись,] Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого
источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали:
вот, в Навафе, в Раме.
23 И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и
пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме.
24 И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день
тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: `неужели и Саул во
пророках?'
Начало открытого преследования Давида Саулом. - Бегство Давида в Раму, к
пророку Самуилу.
1. Потеряв надежду погубить Давида тайно, Саул сбрасывает с себя личину
последнего самообладания и открыто заявляет придворным о своих чувствах
и намерениях в отношении сына Иессеева.
3. На поле, пользуясь благодушием царя во время прогулки.
6-7. Наружно Саул не мог не согласиться с разумными доводами Ионафана,
но в душе, конечно, оставался по-прежнему нерасположенным к Давиду.
19. В Навафе, в Раме, (см. прим. к 5 ст. X гл. ). "Наваф" переводится
обыкновенно как собственное имя и, вероятно, действительно употреблялось
как собственное имя; но оно, по всем признакам, заключает в себе
нарицательное понятие, соответствующее тому, что у нас называется
"общежитием"; некоторые толкователи слово "Наваф" переводят "пастушеский
дом, гостиница", а халдейский переводчик - "дом учения". Имея ввиду, что
в Навафе был сонм пророков, можно думать, что Наваф был общежитием,
питомником, "seminarium'oм" сынов пророческих в Раме Самуиловой (Я.
Богородский, "Еврейские цари", с. 92-93, прим. ).
20-24. И они стали пророчествовать. См. прим. к X:5. Нет ничего
невозможного в том предположении, что посланные взять Давида, всей душой
принадлежали несправедливо гонимому победителю филистимлян и, быть
может, немало мучились внутри себя, исполняя долг повиновения Саулу. "И
вот, они приходят в Раму. Со свойственным еврею чувством благоговения,
смешанного со страхом, подходят к таинственному жилищу пророков, и
глазам их представляется поразительное зрелище: множество мужей и
юношей, с маститым старцем во главе, в торжественной позе, с
вдохновленным взором, могучим, но согласным голосом поют возвышенные
гимны, прославляющие величие и чудные дела Иеговы. Глубоко пораженные
воины невольно останавливаются, вспоминают о деле, за которым пришли, и
ими овладевает благоговейный ужас. С поразительной ясностью они видят
всю неестественность, всю греховность дела, за которым явились. С
сильным волнением они начали сообщать друг другу свои мысли и чувства,
прославлять подвиги и благочестие Давида и в конце концов до того
воодушевились, что стали верить, насколько умели, могучему хору
пророков" (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 95-96). Обаяние сонма
пророков было настолько велико, что его не избежал и сам Саул (23-24
ст., ср. X:10-13).