|
|
I Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
16
1 И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле,
которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой
елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями
его Я усмотрел Себе царя.
2 И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь
сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: `я пришел для
жертвоприношения Господу';
3 и пригласи Иессея [и сыновей его] к жертве; Я укажу тебе, что делать
тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.
4 И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в
Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали:
мирен ли приход твой?
5 И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь
и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и
пригласил их к жертве.
6 И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред
Господом помазанник Его!
7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его;
Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит
на лице, а Господь смотрит на сердце.
8 И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и
этого не избрал Господь.
9 И подвел Иессей Самму, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь.
10 Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал
Иессею: никого из этих не избрал Господь.
11 И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще
меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо
мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда.
12 И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и
приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.
13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал
Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в
Раму.
14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от
Господа.
15 И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;
16 пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою,
поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя
злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя.
17 И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего,
и представьте его ко мне.
18 Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина
сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в
речах и видного собою, и Господь с ним.
19 И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына
твоего, который при стаде.
20 И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал
с Давидом, сыном своим, к Саулу.
21 И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и
сделался его оруженосцем.
22 И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он
снискал благоволение в глазах моих.
23 И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и
отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
Тайное помазание на еврейское царство Давида. Приближение Давида ко
двору Саула.
1. Иессей из Вифлеема Иудейского - внук Вооза, женившегося на моавитянке
Руфь (см. кн. "Руфь"), прямой потомок Наасона, князя Иудина колена при
Моисее (Чис I:7; 1 Пар II:10).
2. Опасение Самуила понятно: с одной стороны, он боялся
преждевременного, насильственного прекращения не только его личной
жизни, но и общественно-пророческой деятельности; с другой - тех
печальных последствий, которые могли иметь место вслед за безумным
поступком Саула. Насильственная смерть пророка Самуила могла вызвать
взрыв народного негодования в отношении того, кто был ближайшей причиной
этой смерти, и произвести гибельную анархию в еврейском государстве.
Слова Господа: возьми в руку твою телицу и проч. - не научение неправде,
а указание на действительно необходимое действие: великое событие
священного помазания на царство избранника Божия не могло не быть
ознаменовано религиозным обрядом (ср. IX:15-27; X:1, 8). "И пророк
действительно совершил жертвоприношение (ст. 5). Посему сказано ему,
чтобы до времени скрыв главное дело, указал (имеющим вопросить его о
приходе в город) придаточное" (Блаж. Феодорит толк. на 1 Цар вопр. 36).
4. Мирен ли приход твой? "Потому ли, что неожиданные посещения пророка
обусловливались большей частью необычайными событиями, и притом
тревожного характера, или потому, что напряженное состояние, роковая
борьба между пророческим и царским могуществом чувствовалась всеми,
следившими за положением дел и опасавшимися тяжелых напряжений и смут,
старейшины города поспешили выйти навстречу пророку и с трепетом
спросили: "с миром ли идешь к нам?" (Я. Богородский, "Еврейские цари",
с. 64).
6. "Пророк не знал избранного Богом, потому что был не Бог, а человек.
Знать все свойственно Богу; пророку же достаточно знать то, что
открывает (и по мере того, как открывает) Бог. С другой стороны,
неведение пророка открывало Божие определение. Если бы пророк обратился
прямо к Давиду, то могли бы подозревать, что сделал сие по какому-либо
предубеждению. Поелику же приступил к первому, и второму, и третьему -
до седьмого, то познали, что отвергший первых и избравший последнего
есть Бог. Если и по таком избрании братья дали место ненависти, увидев
Давида в полку (XVII:28), то чего не сделали бы, если бы избрание
совершилось иным образом?" (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 37).
13. "Тайное помазание не сообщало никаких внешних привилегий Давиду,
которые были невозможны при существующем царе; но оно давало ему
внутреннее убеждение в его праве на престол после Саула, возвышало его
дух, помогало спокойно и с кротостью переносить незаслуженное
преследование врагов и поощряло на дела, достойные будущего царя евреев.
Почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после: в глазах толпы он
оставался обыкновенным смертным, но сам он всем своим нравственным
существом чувствовал, как высоко и напряженно звучали его душевные
струны, какое оживление и парение получили его мысль и чувство,
возбуждаемые новой великой задачей его жизни", поставленной ему самим
Богом. (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 65-66). Дух Господнего
благоволения, благодатных даров и помощи почил на Давиде. Саул же,
сознательно и упорно противлявшийся благому воздействию на него Духа
Божия, попущен был испытать на себе приражение темных и злых сил.
14. И возмущал его злой дух (попущением) от Господа. "Несмотря на
видимое благополучие, дух Саула (под влиянием темных сил) не был
спокоен: жажда властолюбия, как и многих других страстей, не могла быть
ничем насыщена; по мере ее удовлетворения она разрасталась;
чувствовалась потребность обнаружить власть там, где она не была еще
обнаружена, - и в большей мере, чем прежде, была обнаружена. К этому
присоединялось воспоминание о грозных словах пророка (XV:23-26, 28-29),
которое ничем нельзя было заглушить и которое как меч висело над
венчанной главой Саула. И вот, мало-помалу, он начал испытывать общее
чувство недовольства и беспокойства. Затем это чувство стало переходить
в раздражение, и равновесие его небогатых душевных сил нарушилось. Он
стал страдать припадками настоящей душевной болезни, во время которых
был не только не способен к серьезным делам, но и положительно опасен
для окружавших". (Я. Богородский, "Еврейские цари", с. 72-73).
16. Являясь выражением настроения, музыка может иногда являться и
возбудителем желаемого настроения. О благодетельном влиянии
умиротворяющих мелодий музыки на встревоженный и больной дух человека
известно было с глубокой древности.
18. И Господь с ним, т. е. во всем благоуспешен.
20. Xлеб и вино должны были выразить почтительное приветствие Саулу со
стороны дома Иессея.
23. Дух (злой по попущению) от Бога (ср. ст. 14, 15 и 16). См. прим. к
концу 13 и к 14 ст.