|
|
I Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
10
1 И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и
сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего [в
Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним и спасешь их от
руки врагов их, окружающих их, и вот тебе знамение, что помазал тебя
Господь в царя над наследием Своим]:
2 когда ты теперь пойдешь от меня, то встретишь двух человек близ гроба
Рахили, на пределах Вениаминовых, в Целцахе, и они скажут тебе: `нашлись
ослицы, которых ты ходил искать, и вот отец твой, забыв об ослицах,
беспокоится о вас, говоря: что с сыном моим?'
3 И пойдешь оттуда далее и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя
там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой
несет три хлеба, а третий несет мех с вином;
4 и будут приветствовать они тебя и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь
из рук их.
5 После того ты придешь на холм Божий, где охранный отряд Филистимский;
[там начальники Филистимские;] и когда войдешь там в город, встретишь
сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и
свирель и гусли, и они пророчествуют;
6 и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и
сделаешься иным человеком.
7 Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя,
ибо с тобою Бог.
8 И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения
всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и
тогда укажу тебе, что тебе делать.
9 Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное
сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.
10 Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел
на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.
11 Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками
пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном
Кисовым? неужели и Саул во пророках?
12 И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло
в пословицу: `неужели и Саул во пророках?'
13 И перестал он пророчествовать, и пошел на высоту.
14 И сказал дядя Саулов ему и слуге его: куда вы ходили? Он сказал:
искать ослиц, но, видя, что их нет, зашли к Самуилу.
15 И сказал дядя Саулов: расскажи мне, что сказал вам Самуил.
16 И сказал Саул дяде своему: он объявил нам, что ослицы нашлись. А
того, что сказал ему Самуил о царстве, не открыл ему.
17 И созвал Самуил народ к Господу в Массифу
18 и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел
Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств,
угнетавших вас.
19 А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех
бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: `царя поставь над нами'.
Итак предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам
вашим.
20 И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено
Вениаминово.
21 И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя
Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов;
и искали его, и не находили.
22 И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот
он скрывается в обозе.
23 И побежали и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч
своих выше всего народа.
24 И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь?
подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал:
да живет царь!
25 И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил
пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой.
26 Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых
сердца коснулся Бог.
27 А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не
поднесли ему даров; но он как бы не замечал того.
Избрание Саула на царства.
1. Доселе в Ветхом Завете упоминалось о помазании святым елеем (для
сообщения духовных даров Божих) только первосвященника (Исх XXX:23). Но
если для успешного прохождении своего служения требует особой
божественной помощи пастырь душ человеческих, то не меньшей помощи
требует и устроитель земного благополучия людей - царь, который в
теократическом государстве (см. примеч. к 6 ст. VIII гл. ) есть вместе с
тем и помощник первосвященника в деле упасения душ вверенного им народа
(Втор XVII:14-20).
И вот тебе знамение того, что помазал тебя Господь: душевное состояние
Саула требовало какого-либо осязательного подтверждения eго
богоизбранничества в цари над Израилем (IX:20-21).
2. Близ гроба Рахили. Согласно Быт XXXV:19, гроб Рахили находится близ
г. Вифлеема, к югу от Иерусалима, в пределах Иудина колена. Полагают,
что в пределах Вениаминовых, в Целцахе, была местность, также носившая
название Гроба Рахили - из уважения к памяти родоначальницы вениамитян.
3. Дубрава Фаворская не может быть дубравой известной горы Фавор, так
как последняя (т. е. гора Фавор) расположена значительно севернее колена
Вениаминова, совершенно не по пути Саула в его родной город - Гиву
Вениаминову (X:26). Упоминаемая здесь "дубрава Фаворская" (как и "гроб
Рахили"), по всей вероятности, название какой-нибудь, неизвестной в
настоящее время, местности Вениаминова калена.
Идущих к Богу в Вефиль, т. е. идущих в Вефиль для совершения жертвы
Господу Богу. См. прим. к 9 ст. , VII гл.
5. Xолм Божий, т. е. одна из известных тогда в народе жертвенных высот
(см. примеч. 9 ст. , VII гл. ).
Помимо отмеченного, холм имел и иное - военное назначение, служа для
филистимлян опорным пунктом их власти в Xанаане (см. примеч. к 16 ст. IX
гл. ).
Встретишь сонм пророков, сходящих с высоты. "Сонмы" пророков - это
религиозно-воспитательные и образовательные пророческие общества,
впоследствии носившие названия пророческих училищ, первоначальное
основание и устройство которых было сделано пророком Самуилом. Изучение
слова Божия, упражнение в молитве, пение (под аккомпанементы музыки)
священных гимнов были главными предметами занятий в этих обществах.
Члены последних назывались "пророками" за свое восторженно-одушевленное
прославление имени Божия, а также "сынами" или "учениками пророческими"
(3 Цар XX:35; 4 Цар II:3, 5, 15), потому что воспитывались под
pyководством боговдохновенных пророков, называвшихся их "отцами" (4 Цар
II:12). При Самуиле члены пророческой общины имели свое пребывание в
Раме Самуиловой (1 Цар XIX:18-24); в позднейшее время, при Илии и Елисее,
мы видим пророческих учеников в разных городах южного Xанаана: в Галгале
(4 Цар II:1), в Вефиле (4 Цар II:3), в Иерихоне (4 Цар II:5, 15).
"Сонмы" неподкупных стражей закона Иеговы, восторженных глашатаев Его
святой, совершенной и благой воли должны были стать, - и были на самом
деле в течение всей ветхозаветной истории, - сильным противовесом
народного увлечения в мрачные и гибельные дебри языческого беззакония.
Глубокая убежденность истинного ведения, священный огонь религиозного
воодушевления, полная правдивость и нелицеприятие обличительных речей
учеников пророческих школ оказывали на народ сильное впечатление и
немало содействовали богопризванным пророкам в их великой и трудной
миссии религиозного уврачевания народа.
Псалтирь и тимпан, и свирель и гусли - музыкальные инструменты евреев
того времени: псалтирь и гусли - струнные; свирель - духовой; тимпан -
вроде нашего тамбурина или бубна.
И они пророчествуют. "Пророчествовать" на библейском языке не всегда
означает "предсказывать". В данном случае, как и нередко в Библии
(напр., Чис XI:25; 1 Цар X:6, 10, 13; XIX:20 и др. ), выражение
"пророчествовать" можно понимать в смысле - прославлять Бога и Его
чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает,
разумеется, особый подъем духовных сил человека. С временным
прекращением этого подъема прекращается и "пророчествование" (Чис XI:25;
1 Цар X:13 и др. ).
6. И ты будешь пророчествовать... См. прим. к концу 5 ст.
8. Наставление и вместе испытание для Саула: получая известную свободу
действий (ст. 7), нареченный царь евреев отнюдь не должен был забывать
того обстоятельства, что в вопросах высшего порядка он лишь исполнитель
воли Небесного Царя народа; посредник между Богом и народом,
истолкователь и провозвестник божественной воли - пророк - есть и будет
в отношении царя тем же самым, что и в отношении каждого из народа. См.
примеч. к 6 ст. , VIII гл.
Галгал - город священных воспоминаний (Нав IV:4; V:5); расположен на
восток от Иерихона, вблизи р. Иордан.
9. Бог дал ему иное сердце: под воздействием божественного помазания
Саул внутренне как бы переродился, получил возможность быть тем, чем
должен стать в своем новом звании (см. примеч. к 6 ст. VIII гл. ).
И сбылись все те знамения: см. 1-7 ст.
10. И он пророчествовал среди них - см. примеч. к концу 5 ст. , а также
к 9 ст.
12. А у тех кто отец? Указывая на сынов пророческих, спрашивающий дает
понять, что нравы и положение родителей в данном случае ни при чем, так
как дар пророческий не наследственен. Тем не менее, недоумение при виде
"пророчествовавшего Саула" было так велико, что увековечилось в
пословице. Когда впоследствии желали выразить изумление по поводу
какой-нибудь неожиданной перемены, то говорили: "Неужели и Саул во
пророках?"
13. См. прим. к концу 5 ст.
17. Город Массифа (к западу от Гивы Вениаминовой, к северо-западу от
Иерусалима) и прежде бывал местом религиозно-общественных собраний
народа (Суд XX:1; XXI:1; 1 Цар VII:5).
18-19. А вы теперь отвергли Бога (ср. VIII:7-8). См. примеч. к 6 стиху
VIII главы.
Итак предстаньте теперь пред Господом, чтобы узнать, кого Господь
избирает вам в цари.
20. И указано - через жребий, "Жившие порочно, - замечает блаж.
Феодорит, - не всегда верили Божиим пророкам. Посему, чтобы не думали,
будто приговор сделан по человеческой милости, Самуил приказал бросить
жребий" (толк. на 1 Цар, вопр. 22).
22. И вопросили еще Господа - через какое-либо знамение. Если же
выражение 17 стиха: к Господу в Массифу понимать в том смысле, что к
этому времени в Массифу была перенесена скиния, то вопросить Господа
евреи могли и иным путем - через посредство первосвященника и вверенного
ему таинственного наперсника.
23. От плеч своих выше всего народа, т. е. выше всех головой.
24. Физические достоинства человека в древности ставились очень высоко;
по ним нередко измерялись и его внутренние достоинства (XVI:7). Там, где
главное назначение того или иного человека усматривалось в обязанности
защищать вверенные ему интересы путем применения физической силы,
вышеотмеченные достоинства человека имели, конечно, решающее значение.
По свидетельству Геродота (III, 20; XII, 187), ефиопляне избирали своим
царем того, кто был выше других ростом. Того же физического соответствия
своему предполагаемому назначению хотели видеть в своем царе и евреи
(VIII:20). Увидев рослую, могучую фигуру Саула, народ с восторгом
закричал: Да живет царь!
Господь попустил совершиться избранию Саула, дабы евреи осязательно
убедились в том, что для теократического государя (см. прим. к 6 ст.
VIII гл. ) грубая физическая сила не составляет главного требуемого
качества (XVI:1, 7); дабы опытно осведомившись о том, каким не может
быть их царь, сознательнее отнеслись к божественному указанию в лице
преемника Саула (XVI:1, 7) о том, каким он должен быть.
25. Права царства, записанные Самуилом и положенные пред Ковчегом
Господним, нужно отличать от изображенной им пред народом картины
обычного в то время на востоке поведения царя (VIII:11-18). В
противоположность означенной картине и в соответствии с Втор XVII:14-20
Самуил, по всей вероятности, изобразил в "Правах царя" тот желательный,
с теократической точки зрения (см. прим. к 6 ст. , VIII гл. ), идеал
царя, которому должен следовать царь евреев.
Впрочем, действительное содержание этого важного документа не дошло до
нас.
26. Город Гива Вениаминова расположен к югу от Рамы Самуиловой и к
северу от Иерусалима.
Которых сердца коснулся Бог, т. е. сердце которых радостно отозвалось на
избрание царем богатыря Саула.
27. И не поднесли ему даров, по случаю избрания в цари. Предполагается,
что другие сделали эти дары и тем выразили свое почтительное приветствие
новоизбранному.
Но он как бы не замечал того: простое благоразумие требовало отнестись
спокойно к частичной вспышке неудовольствия, иначе она могла перейти в
пожар междуусобия.